Interested Article - Севастопольское восстание (1905)

Севастопольское восста́ние — вооружённое выступление матросов Черноморского флота и солдат Севастопольского гарнизона, рабочих порта и Морского завода , произошедшее во время первой русской революции с 11 (24) ноября по 15 (28) ноября 1905 года .

Предыстория

В октябре 1905 года всероссийская политическая стачка распространилась по всей России. Сложная ситуация складывалась и в Крыму : 10 октября забастовали железнодорожники на станции Джанкой и на Феодосийской железнодорожной линии, остановилась Николаевская железная дорога, 11 октября перестали работать железнодорожники станции Симферополь, 14 октября в Севастополе по Нахимовскому проспекту прошла демонстрация, разогнанная солдатами 50-го пехотного Белостокского полка . 17 октября в Ялте закрылись все учреждения и учебные заведения, магазины и банки. 18 октября в Симферополе забастовали работники типографий и табачных фабрик, служащие почтово-телеграфной конторы, закрылись магазины.

Вечером 18 (31) октября 1905 года в Севастополе был получен текст манифеста 17 октября . Первоначально известие было воспринято в городе положительно, народ ликовал, люди обнимались, поздравляли друг друга. Однако вскоре ситуация изменилась. Около Военно-морского музея собрался стихийный митинг. После митинга его участники вместе с присоединившимся к ним портовыми рабочими, ремесленниками двинулись на демонстрацию по улицам города. Демонстранты, возглавляемые известным в Севастополе народовольцем Н. И. Емельяновым подошла к зданию городской думы, из неё на собрание думы были направлены делегаты. Толпа демонстрантов достигала 8-10 тысяч человек. Под влиянием лозунгов демонстрация переросла в политическую, был разорван портрет Николая II , принято решение следовать к Севастопольской тюрьме для освобождения политических заключённых. Среди прочих, на митинге у тюрьмы выступил лейтенант П. П. Шмидт . По до конца не выясненной причине толпа была разогнана выстрелами 49-го пехотного Брестского полка , при этом погибло 8 и было ранено 50 участников митинга. Вечером того же дня П. П. Шмидт обратился в думу с требованием о наказании виновных в гибели демонстрантов.

Несмотря на то, что в городе практически сразу было объявлено военное положение, среди властных структур наблюдалась некоторая неразбериха. Главный командир Черноморского флота Г. П. Чухнин в это время находился в море вместе с Морским министром А. А. Бирилевым , градоначальник контр-адмирал А. М. Спицкий практически самоустранился от ведения дел, комендант крепости генерал-лейтенант В. С. Неплюев (исполнявший в отсутствие Г. П. Чухнина обязанности генерал-губернатора) также не проявлял особой активности. Таким образом, фактически на несколько дней власть в городе перешла к городской думе и городскому главе А. А. Максимову.

19 октября собралась городская дума, на заседании кроме входящих в состав думы гласных присутствовали «делегаты от народа», среди которых П. П. Шмидт и И. П. Вороницын . По свидетельству самого Вороницына на заседании присутствовал и только что назначенный товарищем министра внутренних дел князь С. Д. Урусов , который не мог выехать в Петербург в связи с забастовками железнодорожников. На заседании было принято решение о создании дружин собственной охраны (народной милиции), которая должна была патрулировать город вместо полиции и армии. В тот же день забастовали Реальное и Техническое училище, закрыта классическая гимназия, торговые и промышленные заведения, проходят митинги. Вечером того же дня с моря возвращается Главный командир Черноморского флота Г. П. Чухнин.

20 октября, состоялись похороны жертв расстрела, собравшие около 10 тысяч демонстрантов . На похоронах П. П. Шмидт также выступил с речью, ставшей известной как «клятва Шмидта»: « Клянемся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоеванных нами человеческих прав ». Вечером того же дня Шмидт был арестован, и заключён на флагманский эскадренный броненосец « Три святителя », было возобновлено следствием дело « о потере им казенных денег ». Городская дума немедленно заявила ходатайство о его освобождении.

21 октября Чухнин проводит совещание об обстановке в городе и мерах по её нормализации, на котором городской голова Максимов предлагает уступить свой пост уже арестованному П. П. Шмидту. По результатам совещаний адмирал запретил матросам посещать митинги, собрания, распространять и читать преступную литературу, постановление городской думы от 19 октября объявлены недействительными, запрещено публиковать реферат её чрезвычайного заседания в «Крымском вестнике» (22 октября газета вышла с пустой страницей), была распущена народная милиция, просуществовавшая всего три дня, на улицы Севастополя возвращены полицейские.

22 октября Чухнин удалил войска с улиц города, а уже 24 октября начались волнения в порту, 27 октября забастовали рабочие в портовых мастерских, 30 октября к ним присоединились мастеровые жестяночного цеха, а 31 октября каменщики и штукатуры.

26 октября рабочие Севастополя избрали Шмидта «пожизненным депутатом» Совета, который потребовал немедленного освобождения Шмидта, как их депутата. К нему присоединились участники митинга проходившего 30 октября на Приморском бульваре. 2 ноября из-за ухудшившегося здоровья Шмидта перевели в госпиталь. Утром 3 ноября Шмидт вышел из палаты и увидел, что часовых охранявших его нет, беспрепятственно покинул госпиталь. Шмидту было запрещено появляться на митингах, его увольнение было ускорено и состоялось 7 ноября.

Крейсер «Очаков»
(«Кагул». После 1907 года)

К середине ноября ситуация в городе ухудшилась. 8 ноября на крейсере « Очаков », проходившего приёмные испытания перед сдачей в строй проявились первые признаки брожения. В августе на него была назначена команда из 385 матросов, в большинстве своём новобранцев. Кроме того, среди рабочих Сормовского завода, находившихся на крейсере для установки машин имелись несколько человек социал-демократов, проводивших активную агитацию. Кочегарная и машинная команда, собравшаяся на летучий митинг, отказалась повиноваться командиру, предложившему матросам разойтись по своим помещениям. Когда командир стал грозить им наказанием, из толпы раздались возгласы возмущения, послышались даже крики: «Долой командира!». 9 ноября при поднятии флага команда не ответила командиру на его приветствие, а потом, собравшись на нижних шканцах, опять стала кричать: «Долой!». Прибывшему на крейсер военно-морскому прокурору жаловались на грубость командира, на скверную пищу и требовали, чтобы офицеры ежедневно объясняли события и вообще беседовали с командой на политические темы. Весь этот день среди матросов наблюдалось брожение. Особенно выделился машинист А. И. Гладков , говоривший с прокурором и руководивший командой. 10 ноября ситуация ухудшилась до того, что командир перестал здороваться с командой.

9 ноября вновь забастовали учащиеся средних учебных заведений Севастополя: реального училища, женской гимназии, мужской прогимназии. 10 ноября после проводов демобилизованных матросов состоялся большой митинг, вылившийся в мощную демонстрацию.

Восстание

11 ноября

11 ноября должны были состояться выборы в Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов. В связи с этим планировалось проведение больших митингов у матросских и солдатских казарм. Адмирал Чухнин, чтобы не допустить проведения митинга у флотских казарм, направил туда сводный отряд из матросов флотских экипажей и солдат Белостокского полка , которые заняли выходы из казарм и не выпускали матросов на митинг.

В начавшемся противостоянии матрос К. Петров выстрелил из винтовки в штабс-капитана А. А. Штейна , возглавлявшего учебную команду 50-го Белостокского полка , и убил его и в контр-адмирала С. П. Писаревского — старшего флагмана дивизии, ранив его. К. Петров был схвачен, но практически сразу освобождён матросами. После этого дежурные офицеры были арестованы, обезоружены и отведены в канцелярию. Утром они были освобождены, но изгнаны из казарм.

К восставшим матросам флотской дивизии присоединились солдаты 49-го Брестского полка , крепостной артиллерии, крепостная сапёрная рота, а также матросы дежурной роты броненосца « Синоп », посланной Чухниным для усмирения восставших.

Вечером 11 ноября Чухнин докладывает Николаю II телеграммой: « Матросы, вероятно, поставят какие-нибудь условия, которым придется подчиниться или распустить флот ».

В ночь на 12 ноября был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов, который возглавил И. П. Вороницын .

11 ноября «Очаков» вышел в море для пробы башенных орудий, а по возвращении в порт вечером команда узнала о событиях в экипажах.

12 ноября

12 ноября в городе началась всеобщая забастовка. Значительная часть матросов флотской дивизии и часть солдат Брестского полка поддержали восставших.

Утром 12 ноября состоялось первое заседание Севастопольского Совета. К вечеру были выработаны требования восставших: созыв Учредительного собрания, установление 8-часового рабочего дня, освобождение политических заключённых, отмена смертной казни, снятие военного положения, уменьшение срока военной службы. Был создан исполнительный орган Совета — «Матросская комиссия», в которую вошли: Н. Ф. Кассесинов (28-й флотский экипаж), П. К. Кудымовский (28-й флотский экипаж), И. Д. Рыбалка (29-й флотский экипаж), П. И. Фоменко (учебный отряд), М. Ф. Щепетков (учебный отряд) и другие.

В ночь на 13 ноября Брестский полк был выведен из города в лагеря Белостокского полка. Город был объявлен на военном, а крепость на осадном положении.

13 ноября

13 ноября началось восстание на крейсере «Очаков». Офицеры вместе с кондукторами покинули корабль. Восстание возглавили С. П. Частник , Н. Г. Антоненко и А. И. Гладков .

14 ноября

Во второй половине дня 14 ноября на «Очаков» прибыл лейтенант Шмидт, подняв на нём сигнал: « Командую флотом. Шмидт ».

15 ноября

Революционеры Севастополя 1905—1908 годов

В ночь на 15 ноября ударные отряды овладели минным крейсером « Гридень », миноносцем « Свирепый », миноносцами № 265, № 268 и № 270 и несколькими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия. Тогда же к восставшим присоединились экипажи канлодки « Уралец », миноносцев « Заветный », « » и учебного корабля «Днестр», минного транспорта « Буг ».

Утром на всех восставших кораблях были подняты красные флаги. Чтобы привлечь на сторону восставших всю эскадру, Шмидт обошёл её на миноносце «Свирепый». Затем «Свирепый» направился к превращенному в тюрьму транспорту « Прут ». Вооруженный отряд матросов во главе со Шмидтом освободил находившихся на судне потёмкинцев. К восставшим присоединилась команда « Пантелеймона » (бывший «Потёмкин»), но сам броненосец уже не представлял большой военной силы, так как был разоружён ещё до начала восстания.

Во второй половине дня 15 ноября восставшим был предъявлен ультиматум о сдаче.

Не получив ответа на ультиматум, верные правительству войска начали обстрел восставших кораблей. Ещё до окончания срока ультиматума канонерка « Терец » открыла огонь по катеру с «Очакова» на котором восставшие пытались доставить на «Пантелеймон» замки к орудиям. После начала обстрела миноносец «Свирепый» предпринял отчаянную, но безуспешную попытку атаковать « Ростислав » и «Терец» но попав под перекрёстный обстрел был подожжён и выведен из строя. В Южной бухте был затоплен командой минный заградитель «Буг», так же затонул от полученных повреждений миноносец № 270. Из кораблей правительственной эскадры лёгкие повреждения рангоута получил только крейсер « Память Меркурия ». После двухчасового боя восставшие сдались.

Итог

Лейтенант П. П. Шмидт , матросы А. И. Гладков , Н. Г. Антоненко , кондуктор С. П. Частник были приговорены к смертной казни (расстреляны 6.3.1906 на острове Березань ), 14 человек — к бессрочной каторге, 103 человека — к каторжным работам, 151 человек направлен в дисциплинарные части, более 1000 человек наказаны без суда.

Примечания

  1. БСЭ
  2. Флаг командующего флотом был поднят на « Ростиславе ». Кроме этого броненосца в море вышли « Три Святителя », « Двенадцать Апостолов », « Екатерина II », « Синоп » и « Чесма », штабной пароход «Эриклик», минный заградитель «Дунай», минный крейсер « Капитан Сакен » и шесть эскадренных миноносцев. За девять дней непрерывных учений и стрельб флот обошел все турецкое побережье (с заходом в Синоп) и 19 октября вернулся в главную базу.
  3. Вороницын И. П. Лейтенант Шмидт. — М.-Л.: Госиздат, 1925. — с. 43-44.
  4. Из донесения А. П. Бельского командиру корпуса жандармов о похоронах убитых во время демонстрации в Севастополе 18 октября. (ЦГИАМ., ф. 543., оп. 1., ед. хр. 544., л. 3. Копия)
  5. Революция в Крыму. Историческая библиотека Истпарта О. К. Крыма / [Истпарт, Отд. Крымского обл. ком. ВКП(б) по изуч. ист. Окт. рев. и ВКП(б)]. — Симферополь : Крымиздат, 1922—1932. [Вып. 2] . — 1923. — 154 с.

Литература

  • Революционное движение в Черноморском флоте в 1905—1907 гг.: Воспоминания и письма / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Отд. рукописей; Под ред. П. М. Богачева. — М., 1956. — 313 с., ил., портр. — Имен. указ.: с. 300—306. Геогр. и топогр. указ.: с. 307—311.
  • Александров А. М. Лейтенант П. П. Шмидт: (Воспоминания защитника). — КиС, 1925, № 5, с. 84—107.
  • Арбузов Л. П. Бунт в Севастополе: (Из близкого прошлого). — ИВ, 1910, т. 119, № 1, с. 177—186.
  • Бартенев П. [Казнь П. П. Шмидта и других участников Севастопольского восстания]. — КиС, 1927, № 4, с. 88—89. — В ст. Г. Зелинского «Казнь лейтенанта Шмидта по летописи Очаковского собора».
  • Вдовиченко Д. П. Дневник. — ПР, 1923, № 6/7, с. 122—133, 156—160; № 10, с. 61 — 64, 67 — 68, 74 — 76.
  • Воспоминания черноморца о 1905 — 06 гг. — КФ, 1922, № 5/7, с. 162—172; № 9, с. 195—204.
  • Гладков К. И. Машинист с крейсера «Очаков»: (К истории нояб. вооруж. восстания в Севастополе) /Запись С. В. Венюковой. — В кн.: Сборник сообщений Музея героической обороны и освобождения Севастополя. Севастополь, 1969, с. 41 — 46.
  • Горелик И. А. Светлой памяти лейтенанта Шмидта: (Лич. воспоминания). — В кн.: Резников Л. Я. Лейтенант Шмидт… Симферополь, 1917, с. 30 — 32.
  • Дмитриев А. «Командую флотом, Шмидт». — В кн.: Корабли — герои. 2 — е изд., доп. М., 1976, с. 95 — 97.
  • Дробот В. Ф. Севастопольское восстание 1905 г. — ПР, 1923, № 6/7, с. 109—163; № 10, с. 61 — 94.
  • Дунин А. На пороге к смерти: (Из дневника матроса — цусимца) /Лит. обраб. А. Дунина. — Современник, 1913, кн. 9, с. 115—133.
  • Дьяченко С. И. Восстание на Черноморском флоте. — ПутиР, 1927, № 5/6, с. 49 — 59.
  • Жительский А. Воспоминания о Севастопольском восстании 1905 г. — КиС, 1925, № 5, с. 51 — 83.
  • Захарченко И. Г. С крейсера на баррикады. — В кн.: Военные моряки в период первой русской революции, 1905—1907 гг. М., 1955, с. 386—413.
  • Избаш А. П. Лейтенант П. П. Шмидт: Воспоминания сестры / С предисл. И. Егорова. — 3 — е изд., доп. заметками авт. об интим. письмах лейт. Шмидта к З. И. Р. — Л.: Мор. ведомство, 1925. — 222 с., ил.
  • Карнаухов-Краухов В. И. «Красный лейтенант»: Из воспоминаний о лейт. П. П. Шмидте и восстании крейсера 1—го ранга «Очаков» в 1905 г. / Ред. и предисл. Н. Головиной. — М.: Изд-во Всесоюз. о-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1926. — 164 с, портр.
  • Красное знамя над Черноморской эскадрой (1905 г.): Рассказ очевидца. — М.: Красная новь, 1923. — 33 с.
  • Криворуков И. Н. Красные дни в Черноморском флоте. — КиС, 1932, № 5, с. 38 — 80.
  • Куприн А. И. События в Севастополе. — Собр. соч.: В 9 — ти т. М., 1971, т. 3, с. 438—442.
  • Левицкий В. О. Октябрьские дни 1905 г. в Севастополе: Воспоминания. — Былое , 1925, № 4, с. 93—107.
  • Моишеев П. А. Последние дни лейтенанта Шмидта, Частника, Гладкова и Антоненко. — Былое, 1910, № 13, с. 3—24.
  • Николаев И. И. После восстания: (Воспоминания матроса). — КиС, 1925, № 5, с. 114—131.
  • Петров К. Письма и воспоминания матроса К. Петрова, стрелявшего в контр — адмирала Писаревского и штабс — капитана Штейна. — В кн.: Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 г.: Документы и материалы. М., 1957, с. 194—199.
  • Резников Л. Я. 1905 г. Севастополь, Черноморский флот и лейтенант Шмидт: Речь (по воспоминаниям), сказ, в Народных собраниях гг. Севастополя, Симферополя и Одессы в апр. и мае 1917 г. — В кн.: Резников Л. Я. Лейтенант Шмидт… Симферополь, 1917, с. 1 — 24.
  • Ризберг З. И. Воспоминания З. И. Р. о переписке с П. П. Шмидтом и пребывании его в Очаковской крепости. — В кн.: Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 г.: Документы и материалы. М., 1957, с. 402—440.
  • Севастопольские бунтовщики: Из зап. матроса, заключ. в тюрьму парохода «Саратов». — ГЖизни, 1906, № 14, с. 7—14.
  • Уланский И. Е. Севастопольский пожар / (Записал М. Ф. Ставницер). — В кн.: Военные моряки в период первой русской революции, 1905—1907 гг. М., 1955, с. 414—470, портр.
  • Фоминов М. В. Революционный крейсер «Очаков». — КЗ, 1926, № 3, с. 9—22.
  • Чураев А. Е. Очаков. — МГ, 1925, № 12, с. 142—149.
  • Шмидт П. П. Из записок П. П. Шмидта, написанных во время нахождения под арестом на броненосце «Три святителя». — В кн.: Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 г.: Документы и материалы. М., 1957, с. 391—402.
  • Шмидт П. П. Записка П. П. Шмидта о последних минутах пребывания его на «Очакове», аресте и издевательском отношении к нему офицеров «Ростислава». — В кн.: Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 г.: Документы и материалы. М., 1957, с. 187—192.
  • Шмидт П. П. Воспоминание о ноябрьских событиях, написанные в каземате Очаковской крепости. — ПР, 1923, № 6/7, с. 152—154; № 10, с. 64—66, 68—69. — В ст. В. Ф. Дробота «Севастопольское восстание 1905 г.»

Ссылки

  • [militera.lib.ru/h/chernomorskiy_flot/06.html]
Источник —

Same as Севастопольское восстание (1905)