Православие и папское первенство
- 1 year ago
- 0
- 0
Правосла́вие в Че́хии представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии ( Пражской и Оломоуцко-Брненской ), 88 приходами и шестью монастырями , Русской православной церковью и тремя миссиями различных зарубежных Православных церквей. Предстоятелем Православной церкви Чешских земель и Словакии является митрополит Чешских земель и Словакии, архиепископ Прешовский Ростислав (Гонт) .
История христианства на территории Чехии начинается в IX веке, когда здесь были с миссией святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий . Впоследствии эти земли подчинялись Римско-католической церкви , и только в XIX веке начали возникать первые православные приходы (Русской православной церкви). В 1921 году была создана Сербской православной церкви , которую возглавил епископ Горазд (Павлик) и в которую вошла часть Чехословацкой гуситской церкви . После Второй мировой войны чешские православные вместе с русскими эмигрантами перешли в юрисдикцию Московского патриархата , от которого в 1951 году получили автокефалию .
Начало христианству на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века , когда на эти земли пришли проповедники из Греции , Валахии и Германии . Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни . К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства .
В 862 году святой Ростислав , князь Моравский ( 846 — 870 ) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Патриарха Константинопольского Фотия , для этого дела были избраны учёные братья Константин (Кирилл) и Мефодий . В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана азбука — глаголица , переведены на славянский язык Священное Писание , богослужебные и канонические книги Православной Церкви. Всё это способствовало массовому крещению народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии , святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополь . Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку .
Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира , поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси .
В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим . Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского , которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Риме умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента . Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл .
Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабию . Святитель вышел на свободу только через два с половиной года .
После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII . Здесь у власти находился князь Святополк , племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплён и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Велокоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой , его жена Людмила и двое их сыновей. Мефодий провёл в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 4 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент , Наум и Ангелар пошли на юг к Македонии , Болгарии и Сербии ; святой Савва в пределы современного Закарпатья , а святой Горазд на Русь .
Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII века , а в Восточной Словакии не прерывалось никогда .
После изгнания святого Мефодия и его учеников в конце IX века память об их миссии в Чешских землях не была уничтожена. Здесь всегда оставалось стремление к возрождению славянского богослужения .
В 1346 году моравский граф , впоследствии чешский король и император Священной Римской империи Карл IV , обратился к римскому папе Клименту VI с просьбой о разрешении осуществлять в разных местах Чешского королевства славянское богослужение. Папа высказался против этой идеи, но, исходя из конкретной ситуации и благодаря личной дружбе с Карлом, дал согласие на открытие в Праге , в который были поселены монахи из Хорватии , подчинявшиеся Римскому престолу и осуществляли богослужение на славянском языке. Монастырь был открыт в 1347 году и получил название «На Слованех». Он играл особую роль в духовной жизни чехов XIV — XV веков .
Стремление к большей независимости и в частности к возрождению славянского богослужения привело в начале XV века к гуситским войнам . После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 году , Чехия вышла из повиновения Римско-католической церкви и стала первой некатолической страной Западной Европы .
Известно, что гуситы искали союза с Православной церковью . В 1451 — 1453 годах в Константинополе велись переговоры о возможности воссоединения чешских « утраквистов » (или «подобоев», которые ратовали за причащения под обоими видами) с Православной церковью. В 1451 году Константинополь посетил «благочестивый иерей» Константин Ангелика, представивший от имени чехов «Книгу веры». Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство . Завоевания Константинополя турками в 1453 году прервало начатые переговоры. Гуситы стали после этого развиваться в сторону радикального разрыва с церковной традицией и в XVI веке вошли в союз с немецкими протестантами .
Первые православные после раскола с Римской церковью появились в Чехии благодаря сербам , словакам и карпатороссам .
В революционном 1848 году в Праге состоялся Славянский съезд, во время работы которого 4 июня сербский священник с диаконом совершил Божественную литургию на церковнославянском языке перед каменной скульптурой святого Вацлава (Вячеслава) в Нове Месте в Праге (территория нынешней Вацлавской площади ). Во время этой Литургии возносились молитвы о духовном пробуждении славянских народов .
В 1870 году после Первого Ватиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту Исидору с просьбой воссоединить их с Православной церковью. Чин присоединения был совершён в Александро-Невском соборе Санкт-Петербурга в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1870 году .
В начале 1860-х годов предложил передать Русской православной церкви пустой храм святого Микулаша (Николая) на Староместской площади , ранее принадлежавший ордену славянских бенедиктинцев . В 1874 году состоялось освящение этого храма, после чего здесь регулярно совершались православные богослужения, хотя и с некоторыми ограничениями (запрещалось вывешивать на стенах храма объявления о времени богослужения и совершать на площади крестные ходы ). Наличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. В конце XIX — начале XX века были также открыты русские храмы в Франтишковых Лазнях , Карловых Варах и Марианских Лазнях .
В 1867 году на Волыни на льготных условиях была основана чешская земледельческая община. К началу XX века сюда переселилось около 30 000 чехов, из них 27 000 приняли православие . Многие из них, вернувшись в Чехию, остались православными .
В 1903 году в Праге было создано общество « », включавшее в себя 27 членов. На основе этого неполитического союза планировалось создать в будущем православный приход. Австрийская власть расценивала интерес к православию как политическую неблагонадёжность, которая могла перейти в « панславизм » и « русофильство », и поэтому каждый случай массового перехода в православие расследовала полиция .
В 1905 году православие приняло 104 чешских старокатолика , во многом благодаря Русской православной церкви. По переписи 1910 года в Чехии насчитывалось 1063 православных .
После начала Первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Русской Православной церкви. Российский священник Николай Рыжков , служивший настоятелем храма, в 1917 году был приговорён к смертной казни по обвинению в государственной измене. Этот приговор не был приведён в исполнение только потому, что российское правительство согласилось обменять отца Николая на униатского митрополита Андрея Шептицкого , попавшего в плен после взятия русской армией Львова . Получив свободу, отец Николай Рыжков выехал в Петроград , где и умер в 1920 году .
В 1921 году произошло возрождение Чехословацкой гуситской церкви, которая сначала также желала объединения с Православной церковью. После переговоров с Сербским патриархатом был рукоположён епископ Горазд (Павлик) . Впоследствии большая часть гуситской церкви пошли путём самоизоляции и отказа от апостольской преемственности , а епископ Горазд с меньшинством создал в юрисдикции Сербской православной церкви . Во время Второй мировой войны он был убит фашистами, а православные подверглись преследованиям .
В 1923 году в Константинополе был рукоположён во епископа Пражского Савватий (Врабец) . Его юрисдикция действовала параллельно с юрисдикцией Сербской , а впоследствии Русской церкви . Он умер в 1959 году , после чего эта юрисдикция прекратила существование .
После войны Чешская православная епархия, как и юрисдикция русских эмигрантов, перешли к Московскому патриархату, от которого в 1951 году получила автокефалию . Первым предстоятелем был Елевферий (Воронцов) . Однако акт провозглашения автокефалии Чехословацкой церкви не был признан Константинопольским Патриархатом, который продолжал считать её автономной в своём подчинении .
После краха коммунистической системы до конца 1992 года стал очевидным скорый распад Чехословацкой федеративной республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный собор Чехословацкой православной церкви, проходивший 11 - 12 декабря в Прешове , высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако, в соответствии с новой политической ситуацией, было принято решение об изменении официального наименования Церкви. Отныне она стала называться «Православная Церковь в Чешских землях и Словакии». Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет была разделён на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и митрополичий совет Словакии в Прешове. Предстоятелем Церкви отныне мог быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Пряшевской. Едиными для всей Церкви остались Священный Синод и Поместный Собор . Пряшевской собор 1992 года принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора Кирилло-Мефодиевской миссии среди славян . Торжества по случаю канонизации проходили 29 - 30 октября 1994 в Прешове и Брно .
1 января 1993 года Чехословацкая Республика разделилась на два государства — Чехию и Словакию, на территорию которых распространяется каноническая власть единой поместной Православной церкви.
27 августа 1998 года Константинопольским патриархом Варфоломеем был издан «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии», который рассматривается Чехословацкой церковью скорее как акт признания Константинополем автокефалии, полученной в 1951 году от Русской православной церкви .
Каноническое православие на территории Чехии представлено двумя епархиями Православной церкви Чешских земель и Словакии : Пражской и Оломоуцко-Брненской [ источник не указан 3617 дней ] .
Предстоятелем Церкви является архиепископ Прешовский Ростислав (Гонт) . Оломоуцко-Брненскую епархию возглавляет Симеон (Яковлевич) . Митрополит Христофор (Пулец) пребывает на покое.
На территории Чехии действуют 82 [ источник не указан 1838 дней ] прихода, а православных верующих насчитывается 20 533 человека . Кафедральным собором Пражской епархии и основным православным храмом Чехии является Собор святых Кирилла и Мефодия .
Неканонические юрисдикции на территории Чехии практически отсутствуют. Есть сведения лишь об одном приходе и миссии греческой старостильной юрисдикции « Синода противостоящих ».