Interested Article - Католицизм на Украине

Грекокатолический Собор святого Юра (Львов)

Католицизм на Украине ( укр. Католицька церква в Україні , лат. Ecclesia Catholica in Ucraina ) — Католическая церковь Украины — часть всемирной Католической церкви. Католики составляют 10 % населения Украины .

Католицизм как западного, так и восточного обряда более распространён на западе страны, хотя сеть католических приходов охватывает всю территорию Украины. Украинские грекокатолики составляют большинство населения в Галиции ( Львовская , Тернопольская , Ивано-Франковская области ) и Закарпатье .

Четыре католических церкви на Украине имеют статус Малой базилики , присвоенный римским папой в ознаменование древности церкви, её исторической важности или значимости как паломнического центра.

История

Княгиня Ольга , первая правительница Руси принявшая христианство. Почитается как в православии, так и в католичестве.

История как западного, так и восточного христианства на территории современной Украины весьма древняя. Согласно церковной традиции апостол Андрей в I веке проповедовал у скифов и путешествовал по землям будущего Древнерусского государства . Святой Папа Климент I погиб в 100 году мученической смертью в Крыму .

В X веке киевская княгиня Ольга отправила послов к императору Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа для проповеди христианства. С этой целью Киев посетил епископ Адальберт Магдебургский , хотя его миссия особого успеха не имела .

В 988 году князь Владимир крестил Русь . Хотя Русь была крещена по византийскому обряду , контакты Владимира с Папским престолом не прерывались. Так, в 1007 году на Русь прибыл святой Бруно Кверфуртский , который был хорошо принят Владимиром. Общение Русской церкви и Рима не прервалось и после раскола в 1054 году, в котором Русская Церковь, будучи дочерней церковью Константинопольского патриархата не принимала прямого участия. Примечательно, что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая «из Мир Ликийских в Бар-град », учреждённый в 1087 году папой Урбаном II , был установлен и в Русской церкви около 1095 года и до сих пор отмечается в русском православии 9 мая по Юлианскому календарю , в то время как в греческих Церквах его никогда не было. Во второй половине XI и XII веке было заключено большое количество браков между представителями русских и западных княжеских домов (только с польскими князьями более 20) и ни в одном из этих случаев не зарегистрировано ничего похожего на «переход» из одного вероисповедания в другое .

В результате нашествия татаро-монгол в XIII веке Киевская Русь прекратила своё существование. В XIV веке большая часть западных княжеств Руси была захвачена Великим княжеством Литовским . В 1321 году в Киеве было основано первое латинское епископство. В городе существовали бенедиктинский и доминиканский монастыри. В то же время подавляющее большинство населения бывших русских княжеств оставалось православным. В 1569 году в результате Люблинской унии Волынь , Подляшье , Подолье , Брацлавщина и Киевщина перешли под власть Польши . В 1596 году была заключена Брестская уния Православной церкви Киевской митрополии с Католической церковью , что вызвало переход в католицизм части русской знати и простого населения. Одновременно началось притеснение православных огнем и мечом со стороны польских властей. Заключение унии привело к образованию многочисленного грекокатолического населения и их противостоянию с православными. Политическое и религиозное давление, которому подвергалось в Польше православное население, стало одним из мотивов восстания Хмельницкого , вследствие которого Левобережная Украина и Киев вошли в состав Русского царства . Территории к западу от Киева (Галиция, Волынь, Подолье, Брацлавщина) при этом по прежнему оставались под властью Речи Посполитой .

Распятие и традиционная украинская вышивка в грекокатолической церкви, Львовская область

После разделов Польши почти вся территория современной Украины, кроме Галиции (отошедшей Австрии ) оказалась в составе Российской империи . К тому моменту население Правобережья было практически целиком униатским. Отношение к католикам латинского обряда , которыми на территории Украины были, в основном, этнические поляки , было в целом терпимым, однако грекокатолики (т. н. «униаты») подвергались репрессиям с целью заставить их перейти в православие . В итоге к середине XIX века население украинских земель в составе Российской империи в большинстве своем вернулось в православие. Сохранить нормальное функционирование Украинская грекокатолическая церковь смогла только в Галиции под властью Габсбургов .

В правление императора Павла Петровича в Российской империи была учреждена отдельная римо-католическая Могилёвская митрополия , в состав которой входили в том числе Луцкая и Каменецкая епархии . Павел I запретил насильственные методы обращения в православие и вернул большинство сосланных грекокатолических священников из Сибири , вернул грекокатоликам часть храмов и василианских монастырей. Было разрешено существовать 3 грекокатолическим епархиям: Полоцкой, Луцкой и Минской

Чтобы уменьшить влияние католической церкви на общественную жизнь Польши после Польского восстания 1863—1864 года , царское правительство приняло решение о переводе в православие принадлежащих к Украинской грекокатолической церкви украинцев Холмщины . Подчас эти действия встречали сопротивление ( Пратулинские мученики ) .

В 1905 году после манифеста императора Николая II , утверждавшего начала веротерпимости, часть бывших грекокатоликов вновь перешла в католицизм .

Дипломатические отношения со Святым Престолом поддерживала Западно-Украинская народная республика ; в мае 1919 года её посла графа Михаила Тышкевича принял папа Бенедикт XV , 23 февраля 1920 года Джованни Дженокки был назначен Апостольским визитатором на Украине.

В период между двумя мировыми войнами УГКЦ активно и быстро развивается в Западной Украине , в частности благодаря деятельности митрополита Галицкого Андрея Шептицкого .

Кардинал Иосиф Слипый

После второй мировой войны на Украинскую грекокатолическую церковь обрушились репрессии. Её деятельность была запрещена после Львовского «собора» 1946 года, инспирированного НКВД , на котором, несмотря на отсутствие всех грекокатолических епископов, было принято решение о присоединении грекокатоликов к православию. С этого момента грекокатолические приходы на территории СССР существовали только в подполье. Политика советских властей по отношению к римо-католикам на Украине не отличалась от общей по СССР. Хотя в отличие от полностью запрещённого грекокатолицизма, католические приходы латинского обряда сохраняли возможность для существования в крайне ограниченном количестве, их деятельность полностью контролировалась властями. Большое число католических священнослужителей Украины было репрессировано, апостольский администратор Одессы Александр Фризон расстрелян. Митрополит грекокатоликов Иосиф Слипый провёл много лет в лагерях и ссылках, в 1963 году освобождён и смог уехать в эмиграцию .

После падения советского строя и провозглашения независимой Украины в начале 1990-х годов Католическая церковь на Украине получила возможность свободного функционирования. Грекокатолическая церковь вышла из подполья, в этот период произошла серия имущественных конфликтов с православными приходами, связанная с возвратом грекокатолических храмов, переданных после 1946 года РПЦ. Католики латинского обряда также получили назад в пользование часть своих исторических храмов (но далеко не все). 21 августа 2005 года резиденция первоиерарха УГКЦ была перемещена из Львова в Киев .

В июне 2001 года Украину с визитом посетил папа Иоанн Павел II . Во встрече с папой приняло участие около 200 тысяч человек в Киеве и почти два миллиона — во Львове .

Современное состояние

Восточнокатолические церкви

Украинская грекокатолическая церковь

Верховный архиепископ Святослав Шевчук , предстоятель УГКЦ

Украинская грекокатолическая церковь имеет статус Верховного архиепископства . Структурно объединена в 4 митрополии , которым на территории Украины подчинены 2 архиепархии , 7 епархий и 3 экзархата . УГКЦ имеет разветвленную церковную структуру за пределами Украины.

За пределами Украины:

  • 3 архиепархии: Перемышльско-Варшавская архиепархия, Виннипегская архиепархия, Филадельфийская архиепархия.
  • 3 экзархата: Апостольский экзархат во Франции, странах Бенилюкса и Швейцарии, Апостольский Экзарх в Германии и странах Скандинавии, Апостольский экзархат в Великобритании.
  • 10 епархий: Эдмонтонская, Торонтская, Сакстаунская, Нью-Вестминстерская (Канада), Чикагская, Стемфордская, Пармская (США), Курибитская (Бразилия), Аргентинская, Австралийская.

Число верующих — 4,35 млн по данным Annuario Pontificio 2010 , включая украинских греко-католиков за пределами Украины. 94,5 % от общего количества общин УГКЦ по Украине расположено в западном регионе страны . Высшим управляющим органом является Синод. С марта 2011 года церковь возглавляет Святослав Шевчук , носящий титул Верховного архиепископа Киева-Галича. Кафедральный собор Киево-Галицкой митрополии — Собор Воскресения Христова . УГКЦ выпускает 28 периодических изданий и располагает 16 духовными учебными заведениями .

Мукачевская грекокатолическая епархия

Мукачевская грекокатолическая епархия независима от Украинской грекокатолической церкви и является одной из трёх составных частей Русинской грекокатолической церкви . Мукачевская епархия насчитывает 380 тысяч членов, 383 прихода, 238 священников . С 2012 года Мукачевской епархией управляет епископ Нил Лущак .

Армяно-католическая архиепархия Львова

Римско-католическая церковь

Римско-католические епархии Украины

Дипломатические отношения между Украиной и Святым Престолом были установлены 8 февраля 1992 года. В этот день папа Иоанн Павел II издал бреве «Ucrainam Nationem», в котором он основал Апостольскую нунциатуру на Украине . Первым нунцием на Украине стал Антонио Франко . С 2015 года обязанности посла Святого Престола исполняет Клаудио Гуджеротти .

Католики латинского обряда на территории Украины объединены в 6 диоцезов, подчинённых архидиоцезу Львова .

Число верующих — 500—800 тысяч. На начало 2011 г. насчитывалось 579 священников (в том числе 271 иностранец) .С 2008 года архиепархию Львова возглавляет архиепископ Мечислав Мокшицкий , сменивший на этом посту кардинала Мариана Яворского . Архикафедральный собор — базилика Успения Пресвятой Девы Марии во Львове, носящая почётный статус «малой базилики» и включённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Католические епископы латинского обряда Украины составляют конференцию католических епископов , образованную в 1994 году. Благотворительная организация Каритас на Украине имеет 12 региональных отделений и 40 центров, в которых работают более 500 человек . Крупнейшим паломническим центром украинских римо-католиков является в Бердичеве .

Статистика

По данным сайта catholic-hierarchy.org, в 2005 году число католиков страны составляло 4 миллиона 766 тысяч человек, то есть 7,34 % населения . Из них около 4,09 миллионов составляют грекокатолики , 500—800 тысяч католики латинского обряда . Существует также небольшая армянокатолическая община, хотя до Второй мировой войны число армянокатоликов во Львове было значительным. Характерной особенностью украинского католичества является преобладание верующих грекокатоликов над католиками латинского обряда. Украина — единственная страна Европы, где католики восточного обряда преобладают над римо-католиками . Украинские грекокатолики принадлежат к Украинской грекокатолической церкви (3,71 млн по данным Annuario Pontificio 2010 ) и Русинской грекокатолической церкви ( Мукачевская епархия ), 380 тысяч человек . Украинская грекокатолическая церковь — крупнейшая поместная католическая церковь восточного обряда, имеет статус верховного архиепископства . Число зарегистрированных греко-католических общин на 2011 год — 3 800, римо-католических — 1 100 .

Процессия со Святыми Дарами во Львове
Римокатолический храм Святого Николая в Киеве

Всего на территории Украины насчитывается по данным на 2005 год (суммарно по всем обрядам) 19 епархий , 2770 священников , 1076 монахов (411 иеромонахов ), 1095 монахинь, 4026 приходов .

По данным опроса проведённого социологической службой Украинского центра экономических и политических исследований с 20 апреля по 12 мая 2006 г. на словах декларируют свою веру 1,6-2,4 миллиона грекокатоликов и <0,61 миллиона римо-католиков .

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  2. . Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  3. Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
  4. «Адальберт Магдебургский» // Католическая энциклопедия . Т.1. M.:2002. Ст. 78
  5. М. А. Таубе. от 27 июня 2008 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из 8 апреля 2014 года.
  7. «Павел I» // Католическая энциклопедия . Т.3. М.: 2007. Ст. 1187—1190.
  8. «Пратулинские мученики» // Католическая энциклопедия . М.:2007. Т.3 Ст.1730-1731
  9. . Дата обращения: 19 апреля 2014. 17 ноября 2016 года.
  10. . Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из 26 февраля 2011 года.
  11. от 20 апреля 2014 на Wayback Machine
  12. . Дата обращения: 30 августа 2011. 23 февраля 2014 года.
  13. (англ.) . Архивировано из 23 мая 2011 года.
  14. Sixteen Years a Short Period to Learn the Charity Habit, Interview with Caritas-Spes Head of Ukraine, RISU Portal, September 2007
  15. . Дата обращения: 30 августа 2011. 19 декабря 2011 года.
  16. . Дата обращения: 30 августа 2011. 18 декабря 2016 года.
  17. Грекокатолики преобладают также над римокатоликами в Республике Македония, но суммарное число католиков обоих обрядов в этой стране составляет 0,7 % населения
  18. от 25 августа 2011 на Wayback Machine
  19. от 5 сентября 2011 на Wayback Machine

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Католицизм на Украине