Этторе Фиерамоска (фильм, 1938)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Медведь» — советский короткометражный художественный фильм- водевиль по одноимённой пьесе А. П. Чехова . Дипломная работа режиссёра Исидора Анненского в Киноакадемии при ГИКе (курс Сергея Эйзенштейна ). Считается одним из самых успешных режиссёрских дебютов в истории советского кинематографа. На экранах с 11 июля 1938 года .
К помещице Поповой, тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов, который отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны, категорически не желая покинуть её дом, а получив отказ — затевает ссору и вызывает вдову на дуэль . Тем не менее, у этой истории оказывается неожиданно счастливый конец…
Актёр | Роль |
---|---|
Ольга Андровская | Елена Ивановна Попова, «вдовушка с ямочками на щеках» |
Михаил Жаров | Григорий Степанович Смирнов, «нестарый помещик» |
Иван Пельтцер | Лука, лакей у Поповой |
Константин Сорокин | Слуга (нет в титрах) |
Прислуга Смирнова (нет в титрах) |
Дипломная работа режиссёра в Киноакадемии при ГИКе (курс Сергея Эйзенштейна )
Автор сценария | Исидор Анненский |
Режиссёр | Исидор Анненский |
Оператор-постановщик | Евгений Шапиро |
Художник-постановщик | Людмила Путиевская |
Композитор | Валерий Желобинский |
Звукооператор | К. Познышев |
Ассистент режиссёра | М. Короткевич |
Ассистент по монтажу | М. Бодренникова |
Ассистент оператора | В. Валдайцев |
Ассистент звукооператора | К. Качурин |
Директор | Григорий Кобиливкер |
По словам Исидора Анненского , против экранизации «Медведя» выступали как кинематографисты, так и театральные деятели. Первым действие в одной комнате казалось слишком театральным и нединамичным, вторые считали пьесу чересчур «заигранной». Однако режиссёр настоял на своём .
Сценарий он писал под конкретных актёров. С Михаилом Жаровым он когда-то работал в Бакинском театре . По воспоминаниям Жарова, на тот момент он плохо знал Анненского, и когда ему позвонили из Комитета по делам кинематографии с просьбой взять шефство над студентом киноакадемии и сняться в его дипломной картине, он отказался. Только когда Анненский лично приехал к актёру домой и прочёл ему готовый сценарий, Жаров «загорелся» ролью . К актрисе МХАТа Ольге Андровской режиссёр, по собственным словам, давно присматривался, хотя ранее в кино она не играла, а за два месяца до съёмок у неё, как и у героини «Медведя», умер муж Николай Баталов . Анненский специально приезжал в МХАТ из Ленинграда уговаривать её .
Чтобы как-то очертить характер женоненавистника Смирнова, он придумал ему занятие: стрельбу по фарфоровым статуэткам, изображающим модниц и пастушек. Заодно зритель должен был поволноваться за вдову Попову, решившуюся с ним на дуэль. Для увеличения хронометража Анненский ввёл роль слуги (исполнил Константин Сорокин ) и эпизод с обедом, который Смирнов перехватывает у него .
При съёмках режиссёр использовал непривычные для кино тех времён длинные панорамы. Ради большего динамизма герои перемещались между разными комнатами, а дуэль перенесли в зимний сад. Анненский также отказался от традиционного монтажа. По его словам, «раксрепощение камеры, свободно следовавшей за движением актёров, вызывали возражения даже у моих ближайших сотрудников по работе». С помощью монтажной техники параллельного действия он попытался усилить тревогу за исход поединка и сделать финал ещё более неожиданным .
По ходу действия Андровская исполняет романс «Ночь» Антона Рубинштейна на стихи Александра Пушкина . Как писал Анненский, он просто решил, что эта песня будет уместна в фильме, а на первом просмотре Ольга Книппер-Чехова , удивившись, сообщила ему, что это был любимый романс её мужа .
Н. Колин в своей рецензии отмечал, что Ольга Андровская и Михаил Жаров «создают замечательные образы чеховских героев с глубоким интуитивным чувствованием Чехова, стиля и духа эпохи, которым вообще отличается эта картина в целом» .
По мнению Людмилы Погожевой , «Медведь» был наиболее интересной экранизацией Чехова довоенного периода, «талантливо и темпераментно разыгранной шуткой, в которой режиссёр сумел сохранить своеобразие чеховских интонаций». Однако она посчитала, что Анненский недостаточно использовал возможности кинематографа и фильм вышел излишне театральным, «сохранившим всю условность сценического произведения» .
В своих мемуарах режиссёр писал, что первыми, кто увидел готовый фильм, были Ольга Книппер-Чехова и Мария Чехова . По его словам, всю картину они смеялись до слёз, и позднее, выступая на радио, вдова писателя отмечала, что старый водевиль «вновь зазвучал на экране свежо и убедительно» .