Interested Article - Доминиканский монастырь (Минск)

Костёл Святого Фомы Аквинского и доминиканский монастырь — бывший римско-католический монастырский комплекс, расположенный в Минске . Действовал с начала XVII века по 1832 год. Находился на Высоком рынке , занимал площадь около 2 гектар, ограниченную улицами Доминиканской, Волоцкой и Юрьевской (часть квартала современного Дворца Республики ).

В состав комплекса входили каменные здания костёла и монастырского корпуса, а также деревянные постройки: два флигеля , конюшня, амбар, колодец, в северо-западной части корпуса находился сад; весь комплекс был огорожен высокой каменной кладкой с большими въездными воротами . Здания были взорваны в 1950 году. На сегодняшний день сохранились только фундаменты и своды, требующие детальных археологических исследований .

На данный момент обсуждается вопрос реконструкции костёла на его первоначальном месте.

История

В 1600 году вдова венденского воеводы Кшиштофа Слушки София (из рода Завишей ) начала строить деревянный костёл, вскоре после окончания постройки в 1605 году отошедший к монахам-доминиканцам . По свидетельству Владислава Сырокомли , монастырь поддержала шляхта — ею был организован сбор в фонд костёла, получивший название «копыткова». Это была плата за проведение коня через городскую заставу . Позже в интерьере доминиканского монастыря были размещены гербы инициаторов данного сбора. В 1615 году, после пожара, минский воевода Пётр Тышкевич подарил монахам площадь для возведения каменных зданий. По состоянию на 1623 год костёл упоминается как недавно заложенный . Предполагается, что он был построен в 1620—1640 годах и освящён в честь Фомы Аквинского , одного из известнейших представителей доминиканского ордена , философа, проповедника .

Монастырь и костёл находились неподалёку от южной линии городских укреплений — земляного вала со рвом и бастионами . Во второй половине XVII века монастырь являлся одним из оборонительных форпостов города. В русских документах времен Русско-польской войны (1654—1667) упоминается, что из костёла можно было вести «полковой и подошвенный и мушкетный бой» . Путешественники, проезжавшие через Минск, отмечали великолепие и богатство костёла, а стольник Петра I Пётр Толстой , который останавливался в 1697 году в городе, восхищался органом. Известно, что с 1692 по 1698 годы органистом в соборе служил К. Мурашкевич, а с 1698 — К. Ластовский .

В 1703 году было завершено строительство нового монастырского комплекса, а в 1709 году началась «реставрация костела, особенно второй половины нефа, которую надлежало выровнять вместе с часовнями остальной части костела». В 1781 году началась ещё одна реконструкция костёла, для чего настоятель Петропавловского монастыря Н. Данилевский отдал доминиканцам в аренду кирпичный завод, находившийся во урочище Медвежино. В 1781 году бургомистр и председатель цеха каменщиков Н. Макаревич заключил контракт с Б. Рыбчинским, настоятелем монастыря, на строительные работы . В результате реставраций монастырь получил необычную ансамблевую композицию — создание двух планов-кулис, развёрнутых в пространстве .

В связи с созданием в 1798 году часть корпусов доминиканского монастыря была передана под епископскую резиденцию. После подавления Польского восстания 1830 года, 18 июля 1832 года, монастырь был закрыт российскими властями, и костёл начал действовать как приходской храм во имя Троицы . В 1840-е годы монастырские корпуса были перестроены под духовную католическую семинарию . После подавления Польского восстания 1863 года комплекс начинает использоваться в качестве военного двора. В 1880-х годах появился проект приспособления костёла под театр, который так и не был осуществлён . На протяжении XIX века костёл утратил свои боковые башни . В начале XX века здание костёла использовалось пожарным депо. Около 1907 года верх фронтона костела был разобран, и на его месте была сооружена деревянная смотровая вышка .

5 июля 1926 года комплекс был взят под охрану государства . Во время освобождения Минска советскими войсками в 1944 году здание костела было повреждено. После окончания войны в 1945 году правительство Германии выплатило контрибуцию на восстановление зданий Белорусской ССР , часть из которой пошла на первичную консервацию здания .

Однако в 1950 году руководством БССР был утверждён генеральный план Центральной площади , согласно которому посреди неё возводился памятник Иосифу Сталину , а на месте бывшего монастыря разбивался сквер. Вскоре костёл был взорван, и его камни пошли на строительство новых сооружений в Минске . В 1986 году археологи вскрыли фундамент костёла. Его стены местами достигали 3 метров, на фасадах были обнаружены бойницы нижнего боя, приспособленные для стрельбы из мушкетов . Зенон Позняк , принимавший участие в раскопках, в одной из статей писал, что когда археологи добрались до слоя XVII века, то обнаружили несколько десятков скелетов с проломленным либо простреленными черепами .

Архитектура

Архитектурный ансамбль имел чёткую пространственно-развернутую композицию, первый план которой создавали входные ворота, на втором плане был непосредственно сам главный ансамбль костела, а в качестве своеобразного фона выступали стены монастырского корпуса.

Монастырские постройки с комплексом занимали площадь 9949,5 м², кроме того имелись владения в других частях Минска, которые в общей сложности составляли 5445 м² и сдавались в аренду горожанам .

Костёл

Костёл являлся памятником архитектуры барокко . Он представлял собой классическую трёхнефную базилику без трансепта , с прямоугольным алтарём . В юго-западных частях боковых нефов располагались две часовни . Высокий корабль храма на главном фасаде завершал многоярусный фигурный щит, украшенный рустованными пилястрами , боковыми волютами , декоративными вазами, наличниками лучковых и арочных оконных проёмов . Живописность фасада значительно обогащали восьмигранные ротонды -часовни, которые располагались по обеим сторонам фасада. К северо-западному фасаду в виде прямоугольной апсиды прилегала сакристия .

Доминиканская улица, справа костёл. Снимок 2-й половины XIX века

Центральный неф перекрывался цилиндрическими сводами, а боковые нефы — крестовыми . Интерьер был украшен фресками в стиле барокко и 13 лепными алтарями с рокайлями — главным и боковыми, которые были расположены около 6 межнефовых столбов . Главный алтарь был посвящён Фоме Аквинскому , слева от него находились алтари, посвящённые Деве Марии Розария , апостолу Фаддею , святой Варваре Илиопольской , святому Викентию Ферреру , Екатерине Александрийской , архангелу Михаилу ; справа — алтари Распятия Христова , святого Доминика , Непорочного зачатия Девы Марии , святого Яцека Одровонжа , святого Яна Непомука . Ещё два алтаря были в часовнях ; в левой часовне, построенной на пожертвования Глебовичей , — в честь Марии Магдалины , в правой, построенной на пожертвования Завишей и расписанной фресками Страстей Христовых , — в честь Скорбящей Девы Марии. Также на карнизах имелось 8 лепных гербов основателей и покровителей монастыря .

На хорах, над нартексом, находился орган , рассчитанный на 24 голоса и являвшийся самым большим в Минске. В 1830-х годах в костёл часто приходил живший в здании напротив будущий композитор Станислав Монюшко , чтобы послушать орган .

Монастырские ворота

Монастырские ворота

Перед главным фасадом костёла стояли входные ворота, состоявшие из двух трёхъярусных башен-колоколен, соединённых входным портиком в виде триумфальной арки. Башни были украшены четырьмя диагонально расположенными волютами, которые были увенчаны барочными сигнатурками .

Монастырский комплекс

Монастырский корпус  — прямоугольное вытянутое двухэтажное здание с вальмовыми крышами — примыкал под прямым углом к пресвитерию и концу бокового нефа костёла и сливался с ним в монументальный массив. Центральная часть фасада выделялась ризалитом . Помещения монастыря перекрывались крестовыми сводами .

Помимо каменного монастырского корпуса существовали хозяйственные постройки: одноэтажный коридорный дом, разделенный на кухню с пекарней и жильем для прислуги (1825), два сарая с конюшней для четырёх лошадей, амбар с ледником (1823), колодец с сенью .

Современность

Внешние изображения

Существует проект восстановления костёла на историческом месте. Специалистами архитектурной секции Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры был разработан эскиз костёла на основании научно-исследовательских материалов.

В 2011 году общество подготовило обращение к властям Минска с обоснованием данного предложения .

Примечания

  1. , с. 322—323.
  2. , с. 323.
  3. , с. 438.
  4. Владислав Сырокомля. Минск. — Мн. : Голас Радзімы, 1992. — С. 77.
  5. , с. 123.
  6. , с. 141.
  7. , с. 204.
  8. . Дата обращения: 8 августа 2014. 28 января 2015 года.
  9. , с. 141—142.
  10. Владимир Денисов. Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. — Мн. : Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — Т. 3. — С. 294.
  11. Зенон Позняк. Рэха даўняга часу: Кн. для вучняў.. — Мн. : Нар. асвета, 1985. — С. 66.
  12. , с. 439.
  13. Шыбека З. В. Мінск: Старонкі жыцця дарэв. горада. — Мн. : Полымя, 1994. — С. 301. — ISBN 5-345-00613-X .
  14. . radzima.org. Дата обращения: 8 августа 2014. 28 января 2015 года.
  15. Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций: Наследие архитектуры Беларуси. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — С. 292 -293. — ISBN 5-89826-093-5 .
  16. , с. 188.
  17. , с. 148.
  18. . Naviny.by..

Литература

  • Уладзімер Дзянісаў. Гіст.-дакум. хроніка Мінска.. — Мн. : Белта, 2001. — С. 590. — ISBN 985-6302-33-1 .
  • Кулагин А. М. Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыкл. даведнік. — 2. — Мн. : БелЭн, 2008. — С. 488. — ISBN 978-985-11-0395-5 .
  • Кулагин А. М. Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыкл. даведнік. — 2. — Мн. : БелЭн, 2001. — С. 216. — ISBN 985-11-0199-0 .
  • Тамара Габрусь. Мураваныя харалы: Сакральная архітэктура беларускага барока. — Мн. : Ураджай, 2001. — С. 287. — ISBN 985-04-0499-X .
  • Белорусский архив. — Мн. , 1928. — Т. 3.
  • Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Мінска. У 4 кн. Кн. 1-я. — Мн.: БЕЛТА, 2001. — 576 с.: іл. ISBN 985-6302-33-1.
  • Каталіцкія святыні. Мінска-Магілёўская архідыяцэзія. Ч. 1. Будслаўскі, Вілейскі і Мінскі дэканаты. / Тэкст і фота А. Яроменкі. Уводзіны Ул. Трацэўскага, — Мн.: ВУП «Выд-ва „Про Хрысто“». — 2003. — 256 с. ISBN 985-6628-37-7.
  • Дзянісаў У. Мінскі кляштар дамініканцаў // Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя. У 3 т. / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш.; маст. З. Э. Герасімовіч. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 294. — 792 с. — ISBN 985-11-0378-0 (т. 2), ISBN 985-11-0315-2.
  • Пазняк 3. С. Рэха даўняга часу: Кн. для вучняў. — Мн.: Нар. асвета, 1985.— 111 с.: іл.
  • Шыбека З. В., Шыбека С. Ф. Мінск: Старонкі жыцця дарэв. горада / Пер. з рускай мовы М. Віжа; Прадмова С. М. Станюты. — Мн.: Полымя, 1994.— 341 с. [1] асобн. арк. карт.: іл. ISBN 5-345-00613-X.
  • Тамара Габрусь. Святыні ордэна прапаведнікаў // «Наша Вера» № 3 (25), 2003.
  • Денисов В. Н. Площадь Свободы в Минске. — Мн.: Полымя, 1985. — 80 с.
  • Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций: Наследие архитектуры Беларуси / Рос. акад. архитектуры и строит. наук. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 600 с.: ил. ISBN 5-89826-093-5.

Ссылки

  • . Catholic.by..
  • Беларускае дабраахвотнае таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры.


Источник —

Same as Доминиканский монастырь (Минск)