Пушкинская (станция метро, Минск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Костёл Святого Фомы Аквинского и доминиканский монастырь — бывший римско-католический монастырский комплекс, расположенный в Минске . Действовал с начала XVII века по 1832 год. Находился на Высоком рынке , занимал площадь около 2 гектар, ограниченную улицами Доминиканской, Волоцкой и Юрьевской (часть квартала современного Дворца Республики ).
В состав комплекса входили каменные здания костёла и монастырского корпуса, а также деревянные постройки: два флигеля , конюшня, амбар, колодец, в северо-западной части корпуса находился сад; весь комплекс был огорожен высокой каменной кладкой с большими въездными воротами . Здания были взорваны в 1950 году. На сегодняшний день сохранились только фундаменты и своды, требующие детальных археологических исследований .
На данный момент обсуждается вопрос реконструкции костёла на его первоначальном месте.
В 1600 году вдова венденского воеводы Кшиштофа Слушки София (из рода Завишей ) начала строить деревянный костёл, вскоре после окончания постройки в 1605 году отошедший к монахам-доминиканцам . По свидетельству Владислава Сырокомли , монастырь поддержала шляхта — ею был организован сбор в фонд костёла, получивший название «копыткова». Это была плата за проведение коня через городскую заставу . Позже в интерьере доминиканского монастыря были размещены гербы инициаторов данного сбора. В 1615 году, после пожара, минский воевода Пётр Тышкевич подарил монахам площадь для возведения каменных зданий. По состоянию на 1623 год костёл упоминается как недавно заложенный . Предполагается, что он был построен в 1620—1640 годах и освящён в честь Фомы Аквинского , одного из известнейших представителей доминиканского ордена , философа, проповедника .
Монастырь и костёл находились неподалёку от южной линии городских укреплений — земляного вала со рвом и бастионами . Во второй половине XVII века монастырь являлся одним из оборонительных форпостов города. В русских документах времен Русско-польской войны (1654—1667) упоминается, что из костёла можно было вести «полковой и подошвенный и мушкетный бой» . Путешественники, проезжавшие через Минск, отмечали великолепие и богатство костёла, а стольник Петра I Пётр Толстой , который останавливался в 1697 году в городе, восхищался органом. Известно, что с 1692 по 1698 годы органистом в соборе служил К. Мурашкевич, а с 1698 — К. Ластовский .
В 1703 году было завершено строительство нового монастырского комплекса, а в 1709 году началась «реставрация костела, особенно второй половины нефа, которую надлежало выровнять вместе с часовнями остальной части костела». В 1781 году началась ещё одна реконструкция костёла, для чего настоятель Петропавловского монастыря Н. Данилевский отдал доминиканцам в аренду кирпичный завод, находившийся во урочище Медвежино. В 1781 году бургомистр и председатель цеха каменщиков Н. Макаревич заключил контракт с Б. Рыбчинским, настоятелем монастыря, на строительные работы . В результате реставраций монастырь получил необычную ансамблевую композицию — создание двух планов-кулис, развёрнутых в пространстве .
В связи с созданием в 1798 году часть корпусов доминиканского монастыря была передана под епископскую резиденцию. После подавления Польского восстания 1830 года, 18 июля 1832 года, монастырь был закрыт российскими властями, и костёл начал действовать как приходской храм во имя Троицы . В 1840-е годы монастырские корпуса были перестроены под духовную католическую семинарию . После подавления Польского восстания 1863 года комплекс начинает использоваться в качестве военного двора. В 1880-х годах появился проект приспособления костёла под театр, который так и не был осуществлён . На протяжении XIX века костёл утратил свои боковые башни . В начале XX века здание костёла использовалось пожарным депо. Около 1907 года верх фронтона костела был разобран, и на его месте была сооружена деревянная смотровая вышка .
5 июля 1926 года комплекс был взят под охрану государства . Во время освобождения Минска советскими войсками в 1944 году здание костела было повреждено. После окончания войны в 1945 году правительство Германии выплатило контрибуцию на восстановление зданий Белорусской ССР , часть из которой пошла на первичную консервацию здания .
Однако в 1950 году руководством БССР был утверждён генеральный план Центральной площади , согласно которому посреди неё возводился памятник Иосифу Сталину , а на месте бывшего монастыря разбивался сквер. Вскоре костёл был взорван, и его камни пошли на строительство новых сооружений в Минске . В 1986 году археологи вскрыли фундамент костёла. Его стены местами достигали 3 метров, на фасадах были обнаружены бойницы нижнего боя, приспособленные для стрельбы из мушкетов . Зенон Позняк , принимавший участие в раскопках, в одной из статей писал, что когда археологи добрались до слоя XVII века, то обнаружили несколько десятков скелетов с проломленным либо простреленными черепами .
Архитектурный ансамбль имел чёткую пространственно-развернутую композицию, первый план которой создавали входные ворота, на втором плане был непосредственно сам главный ансамбль костела, а в качестве своеобразного фона выступали стены монастырского корпуса.
Монастырские постройки с комплексом занимали площадь 9949,5 м², кроме того имелись владения в других частях Минска, которые в общей сложности составляли 5445 м² и сдавались в аренду горожанам .
Костёл являлся памятником архитектуры барокко . Он представлял собой классическую трёхнефную базилику без трансепта , с прямоугольным алтарём . В юго-западных частях боковых нефов располагались две часовни . Высокий корабль храма на главном фасаде завершал многоярусный фигурный щит, украшенный рустованными пилястрами , боковыми волютами , декоративными вазами, наличниками лучковых и арочных оконных проёмов . Живописность фасада значительно обогащали восьмигранные ротонды -часовни, которые располагались по обеим сторонам фасада. К северо-западному фасаду в виде прямоугольной апсиды прилегала сакристия .
Центральный неф перекрывался цилиндрическими сводами, а боковые нефы — крестовыми . Интерьер был украшен фресками в стиле барокко и 13 лепными алтарями с рокайлями — главным и боковыми, которые были расположены около 6 межнефовых столбов . Главный алтарь был посвящён Фоме Аквинскому , слева от него находились алтари, посвящённые Деве Марии Розария , апостолу Фаддею , святой Варваре Илиопольской , святому Викентию Ферреру , Екатерине Александрийской , архангелу Михаилу ; справа — алтари Распятия Христова , святого Доминика , Непорочного зачатия Девы Марии , святого Яцека Одровонжа , святого Яна Непомука . Ещё два алтаря были в часовнях ; в левой часовне, построенной на пожертвования Глебовичей , — в честь Марии Магдалины , в правой, построенной на пожертвования Завишей и расписанной фресками Страстей Христовых , — в честь Скорбящей Девы Марии. Также на карнизах имелось 8 лепных гербов основателей и покровителей монастыря .
На хорах, над нартексом, находился орган , рассчитанный на 24 голоса и являвшийся самым большим в Минске. В 1830-х годах в костёл часто приходил живший в здании напротив будущий композитор Станислав Монюшко , чтобы послушать орган .
Перед главным фасадом костёла стояли входные ворота, состоявшие из двух трёхъярусных башен-колоколен, соединённых входным портиком в виде триумфальной арки. Башни были украшены четырьмя диагонально расположенными волютами, которые были увенчаны барочными сигнатурками .
Монастырский корпус — прямоугольное вытянутое двухэтажное здание с вальмовыми крышами — примыкал под прямым углом к пресвитерию и концу бокового нефа костёла и сливался с ним в монументальный массив. Центральная часть фасада выделялась ризалитом . Помещения монастыря перекрывались крестовыми сводами .
Помимо каменного монастырского корпуса существовали хозяйственные постройки: одноэтажный коридорный дом, разделенный на кухню с пекарней и жильем для прислуги (1825), два сарая с конюшней для четырёх лошадей, амбар с ледником (1823), колодец с сенью .
Существует проект восстановления костёла на историческом месте. Специалистами архитектурной секции Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры был разработан эскиз костёла на основании научно-исследовательских материалов.
В 2011 году общество подготовило обращение к властям Минска с обоснованием данного предложения .