Interested Article - Сорока (головной убор)

Сорока. Тульская губерния .
Замужняя казачка в праздничном костюме с «сорокой». Село , Новосильский уезд Тульской губернии. 1902
Марийка в головном уборе сорока. Яранский уезд . 1905 — 1906 годы.

Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть.

Головной убор был широко распространен в центральной и южной России , а также у некоторых групп карелов , вепсов , марийцев , мордвы и кряшен . Соро́ка была самым богатым из женских головных уборов, но к началу XX века вышла из массового употребления. Сорока как головной убор — род кички , на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка , собственно сорока , позатыльник , налобник , платок . Дополнительными — различные украшения из бисера , перьев, лент, искусственных цветов.

Детали сороки

Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку , на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто , было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх—назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек.

Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача , шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух — трех частей ткани. Передняя её часть называлась чело, очелье, челышка ; боковые части — крылья ; задняя часть — хвост . Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем.

Позатыльник ( позатылень, подзатылень, колодка ) — прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и тому подобное. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой.

Налобник ( налобень, подчелок, налысник ) — неширокая (от трёх до 8 сантиметров) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один её край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.

Платок — необходимая принадлежность сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место полотенца , ширинки .

Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями , называлась саженая ; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы ). Если поверх сороки повязывался платок , то она назвалась «сорока с повоем ».

Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков , жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Исследовавший в 1902 году эти края Н. М. Могилянский писал — «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки….Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».

См. также

Примечания

  1. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова . Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III, СПб. , 1910 год.
  2. Искусство кряшен. Каталог выставки «Искусство кряшен» в рамках проекта «Искусство народов Татарстана», июль — август 2013. — Казань, 2013. — С. 43.
  3. Н. М. Могилянский от 7 марта 2014 на Wayback Machine Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год

Литература

  • Андреева Р. П. Сорока // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 330. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Беловинский Л. В. Сорока // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 642. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-699-24458-4 .
  • Сорока // Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-Классика , 2003. — С. 302—304. — 688 с. — 5000 экз. ISBN 5-352-00337-X .

Ссылки

Источник —

Same as Сорока (головной убор)