Interested Article - Мантилья

Испанки во время Святой недели

Манти́лья ( исп. mantilla , от лат. mantellum — покрывало , покров ) — элемент национального испанского женского костюма , длинный шелковый или кружевной шарф - вуаль , который обычно надевается поверх высокого гребня ( пейнеты ), вколотого в причёску , и падает на спину и плечи.

Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки , особенно была популярна в Андалузии . Период расцвета ношения мантильи — XVII—XIX века. В наши дни надевается современными испанками только по случаю праздников .

История

Современная марокканка

Точная эволюция мантильи как предмета одежды до конца не прослеживается. Считается, что она ведёт происхождение от головных покрывал и накидок , которые использовались в Испании в качестве предмета верхней одежды в 1-м тысячелетии н. э.

Корни мантильи, как предполагают, надо искать в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Возможно, она имеет в числе своих предков головные покрывала, которые носили женщины во времена арабского завоевания Испании, то есть является родственником чадры .

Позже, в течение Средних веков испанские женщины продолжали использовать разнообразные покрывала, некоторые из которых носят отчётливый отпечаток арабского влияния.

Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания Реконкисты . Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки . Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — то есть мантилья просто накидывалась на голову.

Головная накидка из шерсти. Портрет XVI века

В течение XVI века использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья), становится всеобщим в Испании, добавив ещё один узнаваемый аксессуар в испанский национальный костюм .

Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных, религиозных , а также климатических факторов. Последние становятся явными при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. Каждый регион придаёт ей свой специфический облик. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому её изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером , шёлком и бархатом . Наоборот, в более тёплых регионах мантильи изготавливались из лёгких и мягких тканей , которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным .

В северных областях Испании использовалось частое плетение ткани, цель которого очевидна — служить защитой в случае непогоды. В южных областях уже употребляются мантильи с исключительно декоративной целью, поэтому в ход идут такие материалы, как шёлк. В обоих случаях мантильи могут быть тонко орнаментированными — праздничные (las de «fiesta») , которые выставляются напоказ по особенным поводам, или украшенные проще, для повседневного использования (las de «diario») .

XVII—XVIII века

В начале XVII века в женской одежде начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами . Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII века, чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоёв.

Модники в Мексике в XIX веке
Гойя . «Королева Мария Луиза Пармская», 1800 год

В XVII веке начали использовать кружевные мантильи-накидки (что мы можем видеть на некоторых портретах кисти Веласкеса ), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоёв она не использовалась до XVIII века. Это была эпоха, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шёлковые и шерстяные.

Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало складываться в XVII веке, обретя устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV .

Некоторые авторы утверждают, что теми, кто ввёл использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города, были мадридские модницы из низших слоев — махи (смотри).

В портретах XVIII века, изображающих женщин всех сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи. Огромное количество таких полотен оставил Гойя , так как мода на национальный испанский костюм начала распространяться среди знати, которая в период наполеоновских завоевательных войн не желала одеваться «по-французски».

В XIX веке, когда развитие мантильи привело к тому, что её начали изготавливать целиком из кружева, появилась мантилья белого цвета, по контрасту с традиционно чёрной.

XIX век

Королева Изабелла II (1833—1868), большая любительница сложных головных уборов и диадем , стала популяризировать мантилью. Этот обычай быстро восприняли приближённые к ней женщины.

Придворные дамы и представительницы высших социальных слоёв начинают носить этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.

Королева Виктория Эухения, 1910 год
Королева Изабелла II в изгнании, на балконе своего парижского особняка

С 1868 году, со свержением Изабеллы, мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде , где ношение мантилий было так сильно укоренено в традицию , что знатные женщины превратили её в символ протеста против короля из новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории . Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» — (спустя три года король, недовольный этим народом, отрёкся и вернулся в Италию ).

Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызвано, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде , импонировавших новым монархам, хотя с возвращением на престол потомков Изабеллы испанский стиль становится чуть более популярным.

В конце XIX — начале XX века мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования. Начался её упадок. В первой трети XX века в повседневном гардеробе сохранилась лишь маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь — «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идёт речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня. Таким путём ношение обычных, длинных, мантилий сократилось лишь до особых поводов — по преимуществу в течение Святой недели (смотри ниже).

Современность

Ношение мантильи в Испании сегодня является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге Пиренейского полуострова. На севере обычай сохранился ещё меньше.

Испанки обычно покрывают голову мантильей в дни национальных и религиозных праздников, когда надевают народные костюмы (это коррида , Святая неделя, свадьбы и тому подобное). В настоящий момент сохранилась исключительно декоративная функция мантильи.

Существует традиция, по которой в Святую неделю женщины носят чёрное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и чёрной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время, после окончания правления Франсиско Франко , восстановлена.

Знаменитая в Севилье ранее также давала возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Но тот обычай сохранялся лишь до первой трети XX века. В настоящее время на Феерию никто не отправляется в мантилье, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.

Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Сегодня это не так принято, как раньше, но все ещё возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.

В наши дни королева София и её дочери- инфанты иногда надевают мантильи по официальным случаям.

Нэнси Рейган с супругом на аудиенции Иоанна Павла II. Её голова покрыта чёрной мантильей согласно протоколу

Мантилья как принадлежность дипломатического костюма

Возможно, благодаря популяризаторству мантилий королевой Изабеллой II, стало традицией, чтобы на аудиенцию с Папой Римским женщины надевали именно мантильи (хотя до середины XIX века и порой позже преобладали другие виды головных уборов). Во 2-й половине XX века эти случаи отмечаются редко, хотя целиком из употребления обычай не вышел.

Так, ирландские президенты Мэри Робинсон и Мэри Макэлис , а также Раиса Горбачева и Ангела Меркель отправились на приём к Папе без мантильи. Тем не менее, королева София Испанская и королева на интронизации Папы Бенедикта XVI и поминальной мессе по Иоанну Павлу II носили соответственно белую и чёрные мантильи (причём королева Испании надела белую согласно privilège du blanc — простым людям в присутствии Папы одеваться в белое нельзя). Во время визита Святого Престола в 2006 году мантилью надела Лаура Буш , ранее — Хиллари Клинтон , Жаклин Кеннеди , Нэнси Рейган , а также Грейс Келли — во время визита в качестве княгини Монако .

Этикет ношения мантильи

Выбор

Как отмечают современные испанские руководства по этикету, в случае торжественного события ( свадьба , коррида, проч.) длина мантильи должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полёт» мантилий, целесообразно закрепить её к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах) .

Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы — наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Если свадьба проходит днем, мантилья надевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак ).

Цвет

Как предписывает традиция, мантилью белую или цвета слоновой кости носят только незамужние девушки, а чёрная мантилья оставляется замужним дамам (хотя эта традиция, как и многие другие, в наши дни может не приниматься в расчёт) .

Типы кружева

Конец XIX века. Мантилья надета без гребня

Среди многочисленных разновидностей кружева — для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи .

  • Блонда (Blonda) — этот тип шёлкового кружева изготавливается из двух сортов шелка (плетеная основа и блестящая вышивка), и характеризуется крупными растительными мотивами, особенно по краю, называемому puntas de castañuela . Характеризуется использованием крупных мотивов, прежде всего растительных, которые выполняются в шелке, более глянцевитом, чем основная часть мантильи (которую делают матовой для большего контраста с вышивкой). Обладает весьма своеобразными характерными чертами, например — волнистые края, которые некоторыми авторами называются «зубцами кастаньет» ( puntas de castañuelas ) за своё сходство с ними.
  • Шантильи (Chantilly) — при изготовлении используется лёгкий и элегантный материал, происходящий из французского города. Принято, чтобы мантилья была обильно вышита различными узорами — украшается растительными мотивами — цветами, листьями и гирляндами. Это кружево более эфирное и считается более подходящим для чёрных мантилий.
  • Тюль (Tul) — это материал тонкий и прозрачный, из шелка, льна или хлопка. Этот материал — самый и заурядный и проходной для мантилий. Он используется как имитация мантилий из блонды и шантильи.
Выкройка XIX века

Техника изготовления

В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий :

  • Мантилья машинного изготовления (La mantilla mecánica) — вся изготавливается с помощью машины, и, несмотря на то, что она прекрасно имитирует мантилью блонду, разбирающийся в искусстве кружева человек с легкостью её распознает.
  • Техника блонды (La técnica de la blonda) — используются два типа шелка: некручёная нить, для декоративных элементов; и нити тоньше и кручёная, из шелка-гранадина, для изготовления основы и украшающих стежков. Это называется плетеным кружевом с помощью коклюшек .
  • Техника вышитой блонды или кружево-гранадин (La técnica blonda bordana o encaje granadino) — это кружево вышитое. Оно создаётся на основе машинного тюля с помощью вышивки поверх него, имитирующей текстуру блонды ручной работы.

Гребень

1903 год
1922 год

Гребень ( la peineta ) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX веке. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.

Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах , чьи формы и узоры обычны и для гребня.

Первоначально гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых тёмных. Форма их — закруглённая, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые — украшенными ажурными узорами.

Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса , которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.

В настоящее время размер гребня, как и в древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространёнными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.

Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлинённым лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

Глоссарий испанских терминов

1907 год
  • la mantilla — мантилья
  • la peineta — гребень
  • peina — название гребня в Севилье
  • blonda — вид мантильи — шёлковое кружево
  • chantilly — вид мантильи — «французское» кружево
  • tul — вид мантильи — тюль
  • la seda — шёлк
  • el encaje — кружево
  • el tocado — женский головной убор; причёска; токадо — набор кружев, лент и прочего для украшения причёски; туалет (процедура одевания, причёсывания и прочее)
  • la toquilla — маленькая мантилья, надеваемая в церковь; лента, газ (на шляпе); головной платок, косынка; шерстяная шаль
  • bolillo — кружево ручной работы; коклюшки
  • el carey — черепаха
  • la granadina — гранадин (ткань)
  • el velo — тюлевый (газовый) шарф; газ, вуаль, тюль; вуалетка; монашеское покрывало; подвенечная фата; епитрахиль
  • el manto — мантия, накидка; плащ; епанча ; покров
  • el manto de humo — траурная вуаль
  • la prenda — предмет одежды (белья); обувь; залог, заклад
  • el abrigo — укрытие, защита; верхняя одежда, пальто
  • tejido — тканый; текстура; ткань, материя, материал; плетёное изделие, плетение
  • el paño сукно , ткань, полотнище; ковёр; парус
  • el bordado вышивание ; вышивка
  • bordar — вышивать
  • el borde — край, кромка, рант, кайма
  • la punta — (у кружева) зубец, зубчик
  • el hilo — нить; пряжа; волокно; льняная ткань
  • el moño — пучок, узел (причёски); бант
  • la hebra — нитка, волокно
  • la aguja — игла; спица
  • laso — (о пряже) некручёный

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 января 2009. 11 мая 2008 года.
  2. . Дата обращения: 3 января 2009. 27 августа 2007 года.
  3. . Дата обращения: 2 января 2009. Архивировано из 28 августа 2008 года.

Литература

  • Андреева Р. П. Мантилья // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 242. — ISBN 5-86617-030-2 .
  • Волкова Г. И. mantilla // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 375. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
  • Мантилья // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1958. — Т. V. — Стб. 307—308. — 588 с.

Ссылки

Источник —

Same as Мантилья