Interested Article - Али Насир

Али Насир ( тал. , азерб. Əli Nasir ; 1 мая 1955 года, Ленкорань , Азербайджанская ССР , СССР — 1 февраля 2017 года, Баку , Азербайджанская Республика ) — талышский поэт, писатель, публицист, политический и общественный деятель. Создавал поэзию на талышском , азербайджанском , русском и лезгинском языках.

Биография

Насиров Али Гурбанали оглы родился 1 мая 1955 года, в городе Ленкорани , Азербайджанской ССР . Род Али Насира происходит из высокогорного селения , Лерикского района , Азербайджана . Его отец Гурбанали был участником Великой Отечественной войны , а мать Хаваниса домохозяйкой. В 1962—1972 годах получал среднее образование в школе № 5 города Ленкорани .

Был зачислен в Бакинский нефтяной техникум, но был отчислен из-за одного случая. Его друг художник Вагиф в общежитии рисует на простыне рисунок Лейли и Меджнун, а Али приписывает снизу отрывок стихотворения писателя Физули . На это гневается комендант общежития и из-за этого проступка его исключают из техникума. После отучился в автошколе и отслужил в армии.

Творческая деятельность

С 1966 года в возрасте 11 лет он начал свой поэтический путь с детских стихотворений. С 1975 года работал в различных организациях в Баку и Ленкорани. С 1982 года является членом союза писателей Азербайджана. В 1983 году он пытался поступить в Бакинский государственный университет , но не сдал экзамены.

В 1988 году решением конференции Ленкоранского народного фронта была создана газета «Elin Səsi» («Голос Народа») и руководство этой газетой поручается Али Насиру, позже 11 января 1990 года за особые заслуги в работе, ему вручают печать газеты.

В 1989 году в Ленкорани в «Доме интеллектуалов» впервые Али Насир организовал вечер талышской поэзии. Али проводит данный вечер вместе с членами союза «Авеста». В культурно-просветительской организации «Авеста» занимались сбором материалов касающихся талышской истории, культуры, литературы, фольклора. На одном из таких вечеров приняли участие такие талышские поэты, как Тофиг Ильхом , Ханали Толыш и другие. Под руководством Али Насира при Художественной школе Ленкорани организуется «Молодежное объединение» и в этом объединении тоже проводятся поэтические вечера. Проводимые поэтические вечера Али Насир начинал со своих стихотворений.

В 1988—1989 годах в Ленкорани Али Насир начал принимать активное участие в мероприятиях литературного собрания поэтов- арузов «Фовджул Фусаха». В 1990-х годах в сатирической газете «Çeşmə» («Родник») публикуются карикатуры и сатирические стихи поэта.

17 ноября 1989 года марш «Ey Ana Vətən» («О Родина-мать») написанный Али Насиром был исполнен им на площади «Azadlıq» («Свобода») в Ленкорани и после этот марш стал постоянным гимном тех лет, был заучен многими людьми и поднял сотни тысяч человек в борьбе против советской власти.

Период после перестройки

В годы перестройки он участвовал в Ленкоранском народном фронте, позднее вошедшем в Народный фронт Азербайджана , одним из основателей которого был ленкоранский автоинженер, позднее полковник азербайджанской армии Альакрам Гумматов . По инициативе Гумматова и Али Насира в программу Ленкоранского отделения Народного фронта в 1989 году было включено положение о создании автономии в талышских районах .

Во время январских событий 1990 года, Али Насира арестовывают и помещают в Лефортовскую тюрьму на два месяца за борьбу против советской власти, и даже оттуда он отправлял материалы в газету. Али Насир принял активнейшее участие в деле национально-освободительной борьбы в Азербайджанской Республике. Публиковал свои статьи в газете «Çeşmə» («Родник») под псевдонимом «İnqə bəy». После освобождения Али Насир работал редактором в газете «İmpuls» («Импульс») и снова публиковал статьи под псевдонимом «İnqə bəy».

В 1993 году Али Насир был снова приговорен к восьми годам тюремного заключения за участие в Талыш-Муганской Автономной Республике . Народный депутат Матлаб Муталлибов обращался в соответствующие органы с просьбой освободить Али Насира, но не удалось. Али Насир продолжал писать стихи в тюрьме, за это время он написал три книги. Работы Али Насира богаты стихами, посвященными любви к родине, народу и исламу. Поэт всегда был на стороне правды и боролся за правду.

В 2001 году при содействии Европейского совета он был освобожден из тюрьмы и продолжил культурную деятельность. После смерти профессора Новрузали Мамедова , Али Насир был избран главой Талышского культурного центра в городе Баку и проделал большую работу в выпуске газеты « Толыши Садо » («Голос Талыша»). Трудился на должности руководителя Талышского культурного центра с 2009 года по 2013 год.

Песня Али Насира «Гилаво» («Южный ветер») и написанный им талышский гимн в его же исполнении завоевали всенародную любовь и признание.

В 2013 году в Южном Талыше при работе «Талышского культурного центра» из печати вышли первые книги из серии «Избранные произведения талышской культуры и литературы», в том числе сборника марсия Али Насира «Ғајби нидо» . А 15 октября 2013 года в Гилянском университете в Реште прошла презентация перевода сборника .

В 2015 году, по инициативе талышских активистов в Республике Азербайджан на 1 мая была спланирована организация юбилея 60-ти летия Али Насира. Однако, азербайджанскими властями всем ресторанам в Баку и Ленкорани был наложен строгий запрет на проведение юбилея. Талышские активисты выразили свои возмущения по данному случаю, а Правление организации Союз Талышской Молодежи, функционирующей в Российской Федерации, приняло решение провести юбилей поэта в большом зале Московского дома национальностей. Это было своего рода скромным подарком от имени талышской молодежи и 15 мая 2015 года Али Насир принял участие на первом и единственном в своей жизни юбилее посредством видеосвязи из Баку. В 2015 году в честь юбилея Али Насира талышский поэт Джабраил Яхьяев написал стихотворение «Во глубине далёких лет» .

1 февраля 2017 года Али Насир умер в городе Баку . Похоронен на кладбище в деревне Шилво, Ленкоранского района . В последние годы он жил в городе Баку. Али Насир являлся автором 12 книг. Несмотря на тяжелую затяжную болезнь он вплоть последних дней продолжал трудовую деятельность.

2 мая 2017 года в Московском доме национальностей состоялся вечер, посвященный дню рождения Али Насир организованный РОО «Талышское возрождение» .

В марте 2018 года организацией «Союз талышской молодежи» был посвящен ролик светлой памяти поэта. Молодежь из разных стран мира и городов зачитала стихотворение Али Насира «Толыш киje?» («Кто такой талыш?») на талышском языке .

Библиография

  • Bahand, Tolışə bılbıl («Пой, талышский соловей») — Баку, 2004
  • Qonə şələ («Тяжёлая ноша») — Баку, 2009
  • Qəybo qıləy vanq omedə — Баку, 2005

Стихотворения

  • Boy bə Tolış ( тал. ) «Приходи в Талыш»
  • Mını boçi şair zande, şinə mo? ( тал. ) «О мама, зачем меня поэтом родила?»
  • Толыш киjе? ( тал. ) «Кто такой талыш?»
  • Әвәсор ( тал. ) «Весна»
  • Мәсдәни ки мәсдәни ( тал. ) «Не слышат меня, не слышат»
  • Ey Ana Vətən ( азерб. ) «Эй, Родина-мать»
  • Bu Talış torpağındadır ( азерб. ) «Это на Талышской земле»
  • Ya ləzqo ruj ləzqi ( лезг. ) «Лезгинская девушка»
  • Ləzqi stxa ( лезг. ) «Лезгинский мальчик»

Марсия

  • Şedəbe ( тал. ) «Шли»
  • Əbəlfəz ( тал. ) «Абальфаз»
  • Ğəybo qıləy vanq omedə
  • Əliəkbər oməy ( тал. ) «Алиакбар пришёл»

Примечания

  1. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига, 2003. — С. 118. — 592 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94628-118-6 .
  2. Али Насир. Ğəybo qıləy vanq omedə. — Баку, 2005. — С. 31—32. — 106 с.
  3. . tolishpress.org . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  4. . tolishpress.org . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  5. СОЮЗ ТАЛЫШСКОЙ МОЛОДЕЖИ. . Дата обращения: 21 июня 2020. 3 июля 2020 года.
  6. . tolishpress.org . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  7. . SalamNews.org . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
  8. . Московский дом национальностей . Дата обращения: 13 июня 2020. 29 февраля 2020 года.
  9. Союз Талышской Молодежи. . Дата обращения: 13 июня 2020. 22 декабря 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Али Насир