Памятник Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
|
|||
Объект всемирного наследия | |||
---|---|---|---|
Ссылка | в списке объектов всемирного наследия ( ) | ||
Критерии | i, ii, iv, vi | ||
Регион | |||
Включение | 1990 ( 14-я сессия ) |
Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — скульптурный монумент , посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России .
Скульптурный монумент является первым крупным скульптурным памятником в Москве . Был создан по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1818 году . Памятник выполнен в стиле классицизма , что объясняется монументальностью форм и плавностью объёмов . Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами . Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: « Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія. Лѣта 1818 ». Высота памятника (без террасы) составляет примерно 8,3 м , по другим данным — 8,7 м и 8,9 м .
Изначально памятник был установлен на Красной площади перед Верхними торговыми рядами , позднее переименованными в ГУМ . В настоящее время стоит у Покровского собора , куда был перенесён в 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и строительством Мавзолея В. Ленина .
Идея об установке памятника героям освободительного ополчения возникла в 1802 году, когда петербургская Академия художеств предложила студентам в качестве рабочей темы подвиг нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского . На следующий год в Петербурге на заседании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств писатель Василий Попугаев высказал мысль о необходимости сооружения монумента руководителям ополчения 1612 года и выдающемуся деятелю патриарху Гермогену . Несмотря на это, император Александр I не поддержал идею, так как решил, что невозможно собрать достаточно средств для её осуществления .
В 1804-м адъюнкт-ректор Академии художеств Иван Мартос , проявив инициативу, выполнил модель памятника и представил её публике, которая положительно оценила его работу . Через три года была опубликована гравюра с первой модели памятника. Хотя это была не окончательная , Иван Мартос уже в первом проекте отразил её основные черты: Минин и Пожарский были представлены освободителями Отечества от иноземной интервенции .
После создания проекта памятника разговоры о его установке прекратились. Однако в 1808 году жители Нижнего Новгорода снова подняли вопрос о возведении монумента, собрав по подписке средства на него. Император Александр I поддержал обращение, дав разрешение на открытие конкурса. В числе участников были скульпторы Иван Мартос , Иван Прокофьев , Феодосий Щедрин , Василий Демут-Малиновский , Степан Пименов , архитекторы Жан-Франсуа Тома де Томон и Андрей Михайлов . По результатам отбора лучшим проектом была признана работа Ивана Мартоса, её утвердили к созданию в ноябре 1808 года .
1 января 1809 года объявили всенародную подписку и разослали по всей России гравюры проекта. Однако из-за финансовых проблем работу над памятником приостановили . По распоряжению Александра I монумент должны были установить в Нижнем Новгороде, однако Мартос считал, что памятник должен стоять в Москве, где происходили основные события второго народного ополчения, и добился разрешения на установку. Таким образом, когда в 1811 году сумма собранных средств достигла 136 тысяч рублей, Комитет министров дал согласие на возведение памятника в Москве. В то же время 18 тысяч рублей, присланные нижегородской губернией, пошли на создание обелиска в Нижнем Новгороде , который установили в 1828 году на территории Кремля , рядом с собором Михаила Архангела , где хранится прах Кузьмы Минина .
Работа над малой моделью памятника началась в конце 1811 года. Скульптор не прекращал заниматься им даже во время Отечественной войны 1812-го . При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья . В 1815 году была закончена большая модель, создавать её помогал скульптор Иван Тимофеевич Тимофеев . Он поднимал тяжести, передвигал , перетаскивал глину и другие рабочие материалы, смачивал большую глиняную скульптурную группу для поддержания влажности ежедневно в течение двух лет . На обозрение выставили обе модели, заслужившие всеобщее одобрение, с которых впоследствии сняли формы . Для отливки монумента Мартос заключил договор с известным в то время Академии художеств Василием Екимовым .
В то время выпускалось множество газетных заметок и журнальных статей о памятнике, это было связано с высоким интересом к его созданию, появившемуся после освобождения Москвы от наполеоновских войск. Так, журнал « Вестник Европы » издал статью, посвящённую отливке монумента и её благополучному завершению. Также там было подчёркнуто, что Василий Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями. Сначала восковые фигуры 45 раз обмазывались жидкой смесью из толчёного кирпича и пива, постоянно просушиваясь опахалами из перьев, а затем внутренность фигур заполнялась составом из алебастра и толчёного кирпича — калидра . В течение месяца 16 заранее установленных печей вытапливали воск, одновременно 1100 пудов меди с 10 пудами олова и 60 пудами цинка плавились в нескольких печах на протяжении 10 часов. Наконец 6 августа 1816 года произошла отливка, занявшая всего 9 минут . Впервые в России сложная композиция, состоящая из двух фигур, была отлита за один раз, кроме меча , шлема и щита .
Гранитные блоки для постамента были изготовлены петербургским камнетёсом Самсоном Сухановым . Их производство шло в Выборгской губернии недалеко от деревни Киркопеле. Также в разработке пьедестала участвовал зять Ивана Мартоса — Авраам Мельников . Он делал рисунки и и тщательно наблюдал за отделкой постамента . В феврале 1817 года утвердили надпись на пьедестале «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССіЯ. ЛѢТО 1817». Но так как открытие памятника состоялось только в 1818-м, конец фразы изменили на «ЛѢТА 1818» .
В 1807 году «Журнал изящных искусств» опубликовал статью Николая Кошанского «Памятник Минину и Пожарскому, назначенный в Москве», в которой отмечалось, что Мартос представил значительный момент:
Вид Минина твёрд и решителен; в глазах приметно ожидание чего-то великого, и полуотверзтые уста его, кажется, говорят Герою: Спаси Отечество! Взор Пожарского устремлён к небу, сомнение и надежда, желание и ожидание помощи свыше, кажется одушевлены в чертах Героя… Как искусно художники умеют говорить изображению всеми чувствами!
Положительно о памятнике отзывался русский писатель и журналист Николай Полевой : «…кто из нас не умилялся, взирая на величественный памятник, который гражданину Минину и сотруднику его князю Пожарскому воздвигла благодарная Россия!». Полевой считал правильным, что имя Минина стоит впереди, так как «…без него что мог бы сделать Пожарский…» .
За работу над памятником скульптор Иван Мартос был возведён в чин действительного статского советника с назначением пенсии 4000 рублей в год. Литейный мастер Василий Екимов получил 20 000 рублей и орден Анны II степени , скульптор Иван Тимофеев — 3000 рублей, архитектор Авраам Мельников — подарок .
После окончания работ 21 мая 1817 года монумент отправили водным путём из Петербурга в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру , затем через Мариинскую систему , по Шексне до Рыбинска , оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шёл вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля .
До февраля 1818 года шли работы по возведению монумента . Изначально скульптурный монумент планировали поставить у Тверской заставы , однако Мартос выбрал расположение около Верхних торговых рядов на Красной площади лицом к Кремлю . Памятник установили посередине Красной площади перед Верхними торговыми рядами лицом к Кремлю. Монумент был окружен четырьмя фонарями, а с левой стороны стояла будка с охранявшим его гренадером .
20 февраля ( 4 марта ) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника . В начале мероприятия была исполнена оратория композитора Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанная им в 1811 году. В открытии участвовали четыре сводных гвардейских полка , прибывшие из Петербурга, позднее приехали все члены императорской семьи во главе с императором Александром I (накануне его отъезда в Варшаву), а также чины двора . Кремлёвские стены и башни вместе с крышами прилегающих зданий были заполнены людьми .
В 1829 году юный Виссарион Белинский , будущий литературный критик , в письме к друзьям в Чембар рассказывает, какой «священный трепет» он испытывает, каждый раз проходя мимо памятника и рассматривая его. Белинский называет стоящие на постаменте фигуры Минина и Пожарского «двумя вечно сонными исполинами веков, обессмертивших имена свои пламенною любовью к милой родине». В продолжении он добавляет: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности» .
Однако среди хвалебных высказываний присутствовали и критические замечания. Так, поэт Александр Пушкин был недоволен надписью и дал ей следующую оценку: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова . Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского» . Это примечание так и не было напечатано, так как относилось к строкам статьи Михаила Погодина «Прогулка по Москве», которые не пропустила цензура .
В середине XIX века монумент оградили чугунной решёткой и поставили новые фонари. В середине 1890-х они были заменены на электрические фонари.
В советское время памятник и обе исторические личности, которым был посвящён памятник, подверглись жёсткой критике со стороны литературных деятелей. В столичной газете « Вечерняя Москва » от 27 августа 1930 года была опубликована статья «Пора убрать исторический мусор с площадей» публициста Владимира Блюма . В ней он называет Минина и Пожарского «представителями боярского торгового союза, заключённого 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны», которые «и не думают убираться восвояси» . Поэт Джек Алтаузен высказал подобное мнение в стихотворной форме, предлагая расплавить памятник «двум лавочникам» . Писатель Демьян Бедный также внёс свой вклад, поддерживая идею о сносе памятника. Он написал поэтический фельетон «Без пощады» в газете « Правда » от 6 декабря 1930 года, где заключил, что на месте «двух казнокрадов » мог бы стоять крымский еврей Хозя Кокос, который помог Ивану III в свержении ордынского ига . Такие высказывания были характерны для советского времени. Несмотря на это, секретариат ЦК ВКП(б) в специальном постановлении строго осудил Демьяна Бедного за «фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“» .
В 1931 году в связи с реконструкцией Красной площади и постройкой обновлённого Мавзолея Ленина памятник героям перенесли к Покровскому собору . По воспоминаниям Лазаря Кагановича , бывшего в то время первым секретарём Московского комитета ВКП(б) , решение о перемещении памятника Минину и Пожарскому принял сам Иосиф Сталин . После этой перестановки памятник больше не менял расположение и в настоящее время находится на том же месте .
Ежегодно в День народного единства люди приносят к памятнику цветы. Так, 4 ноября 2017 года в честь праздника и в память об освободительном движении 1612 года президент Владимир Путин возложил букет красных роз к монументу, в церемонии приняли участие патриарх Кирилл вместе с представителями различных конфессий , членами и представителями молодёжных организаций .
Первая реставрация относится к 1890-м годам. Еженедельное приложение «Неделя строителя» к журналу « Зодчий » опубликовало сведения о планируемой реставрации памятника, на которую московское городское управление выделило 2000 рублей. Предполагались работы по очистке монумента, протирке олифой бронзовых барельефов и фигур, полировке гранитного пьедестала, ремонту отбитого угла и выбоины, золочению надписи и по исправлению решётки с окрашиванием её под бронзу .
В 1926 году при обследовании памятника Минину и Пожарскому было выявлено, что в неудовлетворительном состоянии находилась его чугунная решётка, отсутствовавшие части которой были заменены деревянными. В связи с реконструкцией Красной площади и возведением Мавзолея Ленина в 1931 году памятник перенесли к Покровскому собору. На перестановку было выделено 30 000 рублей .
В мае 1940 года реставрационная комиссия, в которую входил Дмитрий Сухов , обследовала памятник и определила, что необходимо отмыть с мылом загрязнения с бронзовых фигур, барельефов, надписи и пьедестала, промазать раствором и расширить швы гранитных кованых плит, сделать подсыпку на месте обнажения . К 1953-му сотрудники Государственного исторического музея составили « акт на реставрацию памятника Минину и Пожарскому». Из него следовало, что в неудовлетворительном состоянии находятся бронзовые фигуры, барельефы, отмостка и бордюр. Комиссия предлагала обработать бронзовые части вручную, затем протереть спиртом и покрыть специальным воском или светлым лаком, а также затонировать содранные и выбитые места. Также планировалось приподнять плиты, подсыпать грунт в основание, промазать швы известью по всему цоколю , выровнять и укрепить гранитный бордюр. Под руководством химика Алексея Дмитриевича Чиварзина и архитектора Ивана Васильевича Маковецкого проводились работы по восстановлению памятника, включавшие очистку от грязи и окиси , закрепление швов и трещин, выравнивание белокаменных плит и пьедестала .
Следующая реставрация была выполнена в 1964 году, её стоимость составила 2422 рубля. Специалисты промыли и очистили скульптуры и барельефы от слоёв пыли и копоти , патинировали и обработали защитным лаком, заделали швы в постаменте свинцом , зашпаклевали сколы, выбоины отверстий. В 1967-м надпись на постаменте была позолочена сусальным золотом .
В феврале 1980 года перед летними Олимпийскими играми в Москве Всесоюзный производственный научно-реставрационного комбинат обследовал техническое состояние памятника. В результате провелись работы по очищению и помывке бронзовых скульптур и барельефов от пыли, копоти, грязи, птичьего помёта . В конце 1980-х — начале 1990-х годов реставрация памятника Минину и Пожарскому в Москве не состоялась по нескольким причинам: в городе не нашлось реставрационной производственной базы и не было достаточного опыта практической реставрации городской монументальной скульптуры, выполненной из сплавов на основе меди и различных пород камня. Вместе с этим возникли сложности с финансированием научно-исследовательских и реставрационных работ .
В 2002-м компания «ВИОЛе-М» и реставрационный научно-производственный центр (РНПЦ) «РЕКОС» при участии музея-усадьбы « Остафьево » подготовили производственную базу мастерской для исследований и практических реставрационных работ тыльного барельефа . Задний барельеф был отреставрирован и установлен на прежнее место .
В начале XXI века монумент оказался в удручающем состоянии: металл корпуса с годами истончился, в нём образовались дыры, сильной коррозией покрылись металлические прутья каркаса . Реставрационные работы, выполненные в 2010—2011 годах, позволили укрепить памятник .
В 2016 год памятник Минину и Пожарскому передан в ведение Государственного исторического музея Москвы и нуждается в реставрации. По словам директора музея Алексея Левыкина , будет проведено тщательное обследование вместе с Министерством культуры , реставрация намечалась на 2018 год — к 200-летнему юбилею памятника. Кроме того, музей обязался поддерживать памятник в надлежащем состоянии .
На период с января по март 2018 года ГИМ запланировал выставку «Памятник Минину и Пожарскому в Москве. К 200-летию главного скульптурного монумента России». Посетителям должны представить акварельные виды Красной площади, редкие гравюры и литографии, малоизвестные фотографии, плакаты, а также миниатюры монумента, изготовленные из бронзы, фарфора , кости и других материалов .
Реставрация данного монумента началась в ноябре 2020 года, вывозить памятник с места нынешнего расположения для этой цели не стали, над ним построен специальный павильон. Реставрацию проводило Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ) и Реставрационная мастерская «Наследие» . 13 января 2022 года монумент был впервые демонтирован с постамента для реставрации под крышей временного павильона . Общий бюджет проведенных работ составил 47,5 млн рублей. Из них Министерство культуры выделило более 30 млн, остальная сумма была получена в результате, объявленной Государственным историческим музеем, всероссийской акции по сбору средств. Акцию поддержали, в том числе Владимир Машков , Григорий Лепс , Игорь Угольников , Оксана Федорова , Фекла Толстая . Самый крупный частный взнос сделал Владимир Груздев .
Как рассказал в интервью The ArtNewspaper Russia Павел Котельников, научный руководитель реставрации памятника в 2022 году, завотделом научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР), состояние памятника было крайне плачевное: железные подкладки под плинтом расслоились, причем, поскольку чёрный металл, коррозируя, увеличивается в объёме в пять раз, эти деформации начали разрушать памятник. В итоге было принято решение отлить новый каркас и установить его внутрь плинта для его укрепления. Также для усиления плинта в него добавили около 500 кг медной массы. Фигуры также были в плачевном состоянии. Технологические дефекты усугубились пребыванием на открытом воздухе — вся поверхность оказалась в кавернах. Одной из фигур пришлось сделать «трепанацию», настолько ветхой была бронза на её макушке. В итоге большой фрагмент головы удалили и заменили новой отливкой. Заново была отлита и наушина шлема князя Дмитрия Пожарского, утраченная в начале 2000-х годов. Памятник коррозировал как снаружи, так и внутри, причем внутри крайне активно, так как со времен отливки внутри пустотелых фигур сохранились вспомогательные компоненты, использовавшиеся при этой процедуре: металлический литьевой каркас и формовочная масса (смесь глины и кирпичной крошки). Фигура Минина, например, была ниже пупка забита этой массой полностью. Железо начало ржаветь, гигроскопичная формовочная масса — разбухать, бронза, соприкасавшаяся с чёрным металлом, разрушалась. Реставраторы удалили всю массу через технологические отверстия (вышло около 500 кг), а также сняли остатки корродированного каркаса. Также требовалось укрепить гранитный постамент. Его перебрали, гранит законсервировали. Реставрации подверглись установленные на постаменте бронзовые барельефы, которые получили новые крепления. В завершение скульптура подверглась комплексному патинированию .
13 июля 2022 года монумент был возвращён на постамент .
Памятник успешно отреставрирован и открыт 31 октября 2022 года, об этом заявило Министерство культуры РФ .
В первом проекте Минин стоял в подпоясанном хитоне , в плаще и вытянутой левой рукой указывал на Москву. Князь Пожарский, также облачённый в хитон , в сильно развевающемся плаще и римском шлеме, устремлялся вперёд. Одной рукой он высоко поднимал щит, другой держался за меч вместе с Мининым. В данной композиции скульптура Минина выглядела более статично, чем Пожарского, которой придавалось движение. Обе фигуры были композиционно связаны, как и в окончательной работе .
Гравюры нового проекта, разосланные по подписке в начале 1809 года, значительно отличались от первого варианта и почти совпадали с окончательным. Фигура Минина занимала главенствующую позицию с указывающим жестом правой руки. Одежда нижегородского старосты упростилась: он был без плаща, хитон стал похож на русскую рубаху. Образ Пожарского ещё не был найден, поэтому вместо изначальной стремительности движения стали более пассивны. Князь приподнимался с места, чтобы последовать за Мининым. Одежда Пожарского по-прежнему была античная , но щит с изображением нерукотворного Спаса стал больше похож на русский. Центром композиции оставался меч. Впоследствии произошли новые изменения в проекте, однако основные черты скульптурного монумента были заложены в этой работе .
В конечном варианте памятник приобрёл более строгий облик, а изменения в деталях фигур придали точности идейному замыслу. Минину всё так же отвели первую роль. Вскинутой рукой он призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Одет Минин в хитон с добавлением русского узора, что напоминает рубаху крестьянина, на ногах порты . Широкий шаг и выдающийся вперёд торс придают фигуре Минина уверенность и силу. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина, нога его вытянута. Эта поза показывает, что князь ещё не оправился от ран, но готов последовать за призывом нижегородского старосты. Как и в гравюре, меч является центральным связующим звеном в композиции, олицетворяющим единство народа. Позади него находится шлем, который видно только с обратной стороны памятника . Высота скульптурной группы составляет около 4,6 м , по другим данным — 4,5 м . В августе 1941 года на всякий случай был произведен обмер памятника архитектором М. Мугалинским под контролем члена-корреспондента Академии архитектуры А. В. Бунина, чертеж сохранился.
В первом проекте на лицевой стороне пьедестала скульптор Мартос разместил барельеф , изображающий нижегородцев, приносящих пожертвования . Справа мужчины склонились под тяжестью подношений, слева — женщины, преклонившие колено, даруют украшения. На задней стороне постамента барельеф показывает сцену победы князя Пожарского над врагами. Сюжеты барельефов в следующем проекте остались прежними, но с другой расстановкой персонажей: композиция загромождалась лишними фигурами и не объединялась общим действием. Скульптор придавал большое значение расстановке барельефов, поэтому выдвинул пожертвования нижегородцев на первый план. В гравировке 1809 года постамент остался неизменным, а композиция барельефа существенно преобразилась. Она стала более лаконичной, пропали некоторые персонажи, но появились новые — отец с двумя сыновьями .
В окончательном варианте пьедестал, выполненный из красного финляндского гранита и украшенный бронзовыми барельефами, претерпел некоторые изменения. Фронтальный барельеф стал лаконичнее, количество фигур уменьшилось. Женщины с левой стороны и мужчины с правой подносят пожертвования. По сравнению с первым вариантом фигуры стали значительнее. Позы женщин выражают торжественность происходящего. Преклонив колено, они плавным движением рук возлагают украшения на алтарь Отечества. Женская одежда напоминает античную, но на головах русские кокошники . За фигурами женщин стоит отец, отдающий в ополчение двух сыновей. Здесь скульптор изобразил себя вместе с детьми. Ученик Мартоса Самуил Гальберг выполнил профильный портрет своего учителя с сыновьями . Оба сына скульптора попали на барельеф не случайно. Один — Алексей Иванович — в 1812 году сражался в армии Кутузова , другой — Никита Иванович — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции , когда находился там в качестве пенсионера Академии художеств .
На обратной стороне постамента изображена батальная сцена. Барельеф посвящён победе народных ополченцев во главе с князем Пожарским. Сюжет также разделён на две части. Слева бегущие из Москвы поляки, с ужасом оглядывающиеся на победителей, справа Пожарский, возглавляющий храбрых воинов, на коне топчет и прогоняет с мечом врага . В целом барельефы, находящиеся в неглубоких нишах пьедестала, дополняют сюжет основной скульптурной композиции .
Высота пьедестала составляет около 3,7 м, длина — примерно 4 м, ширина — 2,3 м. Под пьедесталом находится терраса, также изготовленная из гранита, высотой примерно 1,1 метра .
Первое появление памятника Минину и Пожарскому на российской почтовой марке относится к 18 декабря 1904 года в почтово-благотворительном выпуске «В пользу сирот воинов действующей армии». Рисунок на марке номиналом в 5 копеек (продажная цена которой была 8 копеек) изобразил художник Рихард Зарриньш . Первая советская почтовая марка с памятником номиналом в 1 рубль вышла 6 сентября 1946 года в серии «Виды Москвы» в исполнении художника Василия Завьялова . В 1947 году на ней появилась красная надпечатка в честь юбилея столицы: « 800 лет Москвы 1147—1947» . В 1961-м вышла марка с другим изображением памятника Минина и Пожарского авторства Завьялова. Она выпускалась стоимостью в 12 копеек и принадлежала серии «Стандартный выпуск СССР», повторно она выходила в 1966-м . В 1989-м в серии «Памятники отечественной истории» была напечатана 15-копеечная марка с монументом под названием «Москва». Иллюстрацию выполнил Леонид Зайцев .
В Российской Федерации стандартный выпуск с памятником вышел в 1992 году в художественном исполнении Владислава Коваля , ещё два года марка печаталась с тем же рисунком, но в другом цвете и номинале: 60-копеечная серо-зелёная была заменена 300-рублёвой красно-лиловой . В 2012-м была напечатана собственная серия «Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве» стоимостью 9 рублей 20 копеек. Изобразил памятник художник Александр Поварихин . К 150-летию Русского исторического общества в 2016 году вышла марка стоимостью 19 рублей, также оформленная Поварихиным, с памятником предводителям второго народного ополчения 1612 года .
В 1919 году вышла донская денежная банкнота с изображением памятника Минину и Пожарскому номиналом в 100 рублей из выпуска «Поход на Москву» . В том же году генерал Пётр Врангель выпустил в обращение денежные знаки Главного командования вооруженными силами Юга России) с памятником номиналом в 10 рублей . В январе 1920 года монумент появился также на сторублевой банкноте в выпуске « Феодосийский (эвакуационный)» . В 1997 году в России была выпущена юбилейная монета «Памятник Минину и Пожарскому» из серебра 900-й пробы серии « 850-летие основания Москвы » номиналом в 100 рублей и фактической стоимостью 12 000 рублей . В 2016-м к 150-летнему юбилею Русского исторического общества Центробанк России произвёл чеканку пятирублёвых монет с изображением монумента Минина и Пожарского на реверсе. Тираж составил до 5 миллионов штук .
Памятник Минину и Пожарскому на фоне Верхних торговых рядов изображен на раскрашенной литографии издания Джузеппе Дациаро, сделанной с рисунка Ф. Бенуа в середине XIX века . В Москве на станции метро « Таганская » со стороны зала и платформ на пилонах в нишах находятся панно , украшенные орнаментом с вплетёнными изображениями. На нескольких панно присутствует образ памятника Минину и Пожарскому .
В берлинском Трептов-парке на одном из 16 саркофагов советского военного высечен барельеф «Всё для фронта! Всё для победы!». На нём изображен памятник Минину и Пожарскому, перед которым стоят люди, жертвующие своё имущество для поддержки армии в тылу. Эта композиция повторяет сюжет оригинального барельефа .
Приблизительно в 1830—1840-е годы, через некоторое время после возведения памятника, появилась поговорка «Борода-то Минина, а совесть-то глиняна». Также она была найдена в специальной тетради писателя Александра Островского , куда в 1854-м он начал записывать различные вещи, вышедшие из московского просторечия . В дальнейшем это высказывание продолжало часто встречаться русским фольклористам вплоть до 1920-х годов. Происхождение поговорки связано с почитанием купеческим сословием нижегородского старосты Кузьмы Минина, который также являлся его представителем. Подразумевается, что купцы, стоя перед памятником на Красной площади, могли думать о спасении Отечества, но забывали об этом, возвращаясь к работе и думая о выгоде .
В серии лубочных листов XIX века «Пантюша и Сидорка осматривают Москву» одним из достопримечательных объектов является памятник Минину и Пожарскому. Подписью к картине служит разговор двух земляков. Деревенский парень Сидорка принимает старосту Минина за русского былинного богатыря Еруслана Лазаревича , а более грамотный Пантюша поправляет его: «Это, вишь ты, памятник богатырям русским, которые спасли Русь от поляков. Это стоит Кузьма Минин, а это сидит князь Пожарский». Четверостишие Николая Станкевича «Надпись к памятнику Пожарского и Минина» 1829 года отражает благодарность народа за освобождение Отечества от польских захватчиков: «Сыны отечества, кем хищный враг попран, / Вы русский трон спасли, — вам слава достоянье! / Вам лучший памятник — признательность граждан, / Вам монумент — Руси святой существованье!» . Памятник предводителям Второго народного ополчения фигурирует в стихотворении Николая Некрасова «Петербургское послание» 1859 года: «Достойный град! Там Минин и Пожарский / Торжественно стоят на площади» .
Сатирическое произведение в прозе «Руководство для гг. приезжающих в Москву», сочинённое в 1909 году писателем Сашей Чёрным , рассказывает об основных правилах посещения столицы. Одно из таких правил гласит: «Памятник Минину и Пожарскому — против пассажа. Одна из фигур Минин, другая Пожарский. Против памятника — пассаж» .
В постмодернистской прозаической поэме « Москва — Петушки » Венедикта Ерофеева также упомянут памятник Минину и Пожарскому. В главе «Петушки. Кремль. Памятник Минину и Пожарскому» главный герой Венечка, убегая от преследователей, оказывается на Красной площади. Он впервые видит Кремль, доходит до его стены, где его настигают и бьют. Сумев вырваться, Венечка бежит вниз по площади и на «два мгновения» останавливается у памятника, чтобы понять, куда ему бежать дальше. Посмотрев на Минина и Пожарского, главный герой принимает решение бежать в ту сторону, в которую устремлён взгляд князя Пожарского .
В Нижнем Новгороде 4 ноября 2005 года, в День народного единства , состоялось открытие копии московского памятника Минину и Пожарскому . Работа выполнена скульптором, президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели . Скульптурный монумент установлен на площади Народного Единства перед храмом Рождества Иоанна Предтечи , в центре нижегородского Нижнего Посада, у подножия холма, на котором возвышается Кремль. Согласно легенде, именно с паперти Ивановского храма в 1611 году земской староста Кузьма Минин вёл призывную речь о сборе ополчения для освобождения столицы от польско-литовских захватчиков . От московского памятника копия отличается высотой — на пять сантиметров меньше оригинала — и более лёгким весом и надписью, на которой отсутствует год .
Правительство Ярославля также планировало установить монумент Минину и Пожарскому. По заявлению главного архитектора Ярославской области Михаила Николаевича Кудряшова, рассматривались два места установки: пешеходная зона на перекрёстке Революционного бульвара с улицей Андропова и территория Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря .
В собрании Таганрогского художественного музея находится малая модель памятника Минину и Пожарскому, выполненная Иваном Мартосом . В Георгиевском зале Кремлёвского дворца стоят бронзовые каминные часы в виде памятника предводителям ополчения 1612 года .
В 1820 году мастерская Пьера-Филиппа Томира по заказу Николая Демидова изготовила часы в виде памятника Минину и Пожарскому по гравюре с рисунка Ивана Мартоса. Модель имела множество вариантов и была рассчитана на русских заказчиков. Самая знаменитая, выполненная из позолоченной бронзы с циферблатом , вмонтированным в княжеский щит, шла в комплекте с двумя канделябрами . Эти часы находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга . Подобная модель хранится в государственном музее-заповеднике « Петергоф ». Часы когда-то были утрачены, но вернулись в коллекцию музея благодаря его главному хранителю, в настоящее время президенту, Вадиму Валентиновичу Знаменову . Другой экземпляр, произведённый французским бронзовщиком, украшает парадную лестницу Пушкинского Дома (Института русской литературы РАН) в Петербурге . В коллекции московского Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства также имеется одна из разновидностей каминных часов «Минин и Пожарский» мастерской Пьера-Филиппа Томира. Фигуры и барельефы сделаны из позолоченной бронзы, пьедестал из красного мрамора . Часы выставлены в обновлённой экспозиции « Декоративное искусство России XVIII — начала XIX веков» .
7 сентября 2017 года на территории детского сада «Росинка» в городе Ирмино , на родине Стахановского движения , появилась уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому, подаренная представителями Международного гуманитарного автопробега «Большая Россия» .