Строцци, Палла
- 1 year ago
- 0
- 0
Палаццо Строцци ( итал. Palazzo Strozzi ) — палаццо (дворец) во Флоренции , Тоскана (Италия). Расположен в центре города между улицами Виа Строцци, Виа Торнабуони и площадью Строцци. Выдающийся памятник гражданской архитектуры периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения . Построен по проекту архитектора Джулиано да Сангалло в 1489—1539 годах.
Здание возведено по заказу Филиппо Строцци Старшего, торговца и коммерсанта, принадлежащего к одной из самых богатых семей Флоренции, традиционно враждебно настроенной по отношению к семье Медичи . Члены семьи Строцци были изгнаны из Флоренции в 1434 году из-за своей оппозиции к Медичи, но благодаря богатству, накопленному Филиппо Строцци в качестве банкира в Неаполе, они смогли вернуться в город в 1466 году, решив сокрушить своих соперников. Филиппо в течение многих лет покупал и сносил здания вокруг своей резиденции, чтобы получить землю, необходимую для строительства самого большого дворца, когда-либо существовавшего во Флоренции и, прежде всего, превосходящего Палаццо Медичи . Дворец и поныне впечатляет своими размерами.
Архитектор Джулиано да Сангалло сделал деревянную модель Палаццо между 1489 и 1490 годами (ныне хранится в музее Барджелло ). Джорджо Вазари приписал этот первый проект Бенедетто да Майано , любимому архитектору Лоренцо Великолепного (до настоящего времени этот вопрос окончательно не решён). Ничто не было оставлено на волю случая, так что даже астрологам приходилось решать, в какой день лучше всего положить первый камень. Работы начались в 1489 году, но два года спустя Филиппо Строцци умер. Его наследники продолжили, хотя и с трудом, дорогостоящее дело Филиппа. В 1507 году был закончен цокольный этаж .
После смерти Бенедетто да Майано, когда здание достигло второго этажа, работа была поручена Симоне дель Поллайоло , известному под прозванием «Кронака», ему приписывают создание мощного венчающего карниза здания и внутреннего дворика (кортиле) .
После многих перерывов из-за неустойчивого экономического положения семьи здание было закончено в 1538 году Баччо д’Аньоло , который также позаботился о внутренних помещениях и мебели. В 1538 году дворец был конфискован великим герцогом Козимо I Медичи из-за войны с флорентийскими изгнанниками под предводительством Филиппо и Пьеро Строцци . Только тридцать лет спустя дворец был возвращён кардиналу Лоренцо Строцци, брату Филиппо, который к тому времени умер в тюрьме. В 1638 году Герардо Сильвани построил капеллу на втором этаже, а в 1662 году расширил лестницу с выходом на Виа Торнабуони.
В 1907 году Пьеро Строцци умер, не оставив наследников, и в 1937 году здание перешло к Институту национального страхования (Istituto Nazionale delle Assicurazioni; INA). В 1999 году здание было продано Институтом итальянскому государству. В нём разместились Кабинет Джован Пьетро Вьёссё (Gabinetto G. P. Vieusseux), основанный в 1819 году, который часто посещал, в частности, Стендаль . В нём также хранится библиотека и ежемесячно издается Новая литературная антология. С 1940 года там же разместился Институт исследований эпохи Возрождения (Istituto di Studi sul Rinascimento), а позднее — Институт гуманистических исследований (Istituto di Studi Umanistici) и Фонд Палаццо Строцци (Fondazione Palazzo Strozzi).
По композиционному типу здание относится к флорентийским городским дворцам раннего Возрождения. За образец архитектор Джулиано да Сангалло или Бенедетто да Майано (?) взял дворец Медичи, известный позднее как Палаццо Медичи-Риккарди , автором которого был Микелоццо . Здание представляет собой в плане точный квадрат, его фасады оформлены одинаково со всех сторон. Как и в Палаццо Медичи, фасады дворца Строцци расчленены по горизонтали на три яруса, здание увенчано мощным карнизом, имеет венецианские двойные арочные окна с колонкой посередине, и внутренний двор: «кортиле» ( итал. cortile — дворик). Но в отличие от Палаццо Медичи фасады дворца оформлены сплошной рустовкой сверху до низу.
Примечательностью дворца являются вошедшие во все «истории» западноевропейского искусства кованые железные детали фасадов: держатели для факелов, флагов и кольца для привязывания лошадей — шедевры мастера Никколо Гроссо, известного как Капарра ( итал. Il сaparra — залог, задаток), из-за того, что он всегда просил за работу деньги вперёд. Особенно интересны размещённые по углам фонари в форме небольшого храма с «шипами», драконы и сфинксы с факелами.