Interested Article - Русский мир

«Русский мир», иллюстрация Ольги Кузьминой ( ), 2015

Русский мир — термин, используемый для обозначения культурно - цивилизационной , геополитической и религиозной концепции, подразумевающей объединение русскоязычного населения по всему миру. При этом понятие «Русский мир» не имеет однозначного толкования и юридического определения. Отдельные исследователи, например, Марлен Ларюэль , определяют его как « Пустой знак » или термин без определённой трактовки, что позволяет политическим элитам закреплять за ним тот смысл, который выгоден в той или иной ситуации .

Авторами современной концепции считаются так называемые методологи — члены Московского методологического кружка , занимающиеся разработкой СМД-методологии в 1990-х. Многие члены кружка были близки к политической элите России того времени. С 2008 года нарратив о необходимости построения и защиты «Русского мира» используется российским правительством в качестве внешнеполитической доктрины . Концепция подразумевает объединение России, Белоруссии и Украины , а также усиление влияния в странах с большой долей русскоязычного населения, например, Прибалтике . В 2014 и 2022 годах доктрина «Русского мира» была использована российскими властями для оправдания вторжения на Украину .

История использования

Концепция «русского мира» имеет давние исторические корни . В средневековых источниках она определяла цивилизацию Древней Руси . В значительной степени исторической доминантой в формировании русского мира как цивилизации являлись духовно-нравственные основы Русской православной церкви .

Самое ранее употребление термина «русский мир» сохранилось в памятнике древнерусской литературы « » (XI век) при восхвалении великим князем Киевским Изяславом Ярославичем подвига Святого Климента Римского : « …не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне и ещё в русском мире » . При этом речь там шла о догосударственном периоде в истории восточного славянства .

Вслед за Монгольским нашествием 1237—1240 годов Русь на протяжении двух столетий была разделена. Южный регион Западной Руси (территории нынешней Украины ) вошёл в состав Польши , северный (территории нынешней Белоруссии ) в союзе с балтийскими землями сформировал Великое княжество Литовское (позднее территории Западной Руси были объединены в Речи Посполитой ), а северо-восточная часть Руси (часть нынешней России) оставалась под монголо-татарским игом , освободившись от него только в 1480 году. В результате русский мир как цивилизация претерпел этническую и языковую дифференциацию :

В XIX веке термин использовали отдельные российские интеллектуалы. Например, Александр Островский под понятием «русский мир» понимал «духовную общность православных христиан» . Граф Сергей Уваров , президент Императорской Академии наук и министр просвещения , также использовал его в контексте описания теории официальной народности . Однако в то время термин не получил широкого распространения. Так, основатель славянофильства Алексей Хомяков говорил о «русском духе», а философ Владимир Соловьев и Николай Бердяев — о «русской идее» .

С начала 1990-х годов «русский мир» часто трактуется как культурно-историческая идея международного, межгосударственного и межконтинентального сообщества , направленная на объединение разобщённых русскоязычных соотечественников .

В 1990-е годы термин начали использовать так называемые «методологи» или члены Московского методологического кружка , занимающиеся разработкой СМД-методологии . В их число входили российские политтехнологи и политики, в том числе журналист Глеб Павловский , философ Георгий Щедровицкий , государственный деятель Юрий Крупнов . К кругу методологов также причисляют и первого заместителя Руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергея Кириенко . «Методологи» были близки к политической элите России того времени. В 1997 году Щедровицкий и Островский совместно написали манифест «1111 знаков 1111 дней до тысячелетия», в котором охарактеризовали «русский мир» как «острова русскоязычного населения зарубежом», которые способны обеспечить России экономическое развитие и объединение на базисе общей культуры, основанной на знании русского языка. «Методологи» понимали «русский мир» как «сетевую структуру больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке», чья роль заключалась в помощи России включиться в глобализированный мир . В 2000 году «методологи» даже запустили сетевой проект «Русский мир» на интернет-портале «Русский Архипелаг» . При этом сам Щедровицкий не претендует на авторство . По его мнению, русский мир сложился « в XX веке под воздействием тектонических исторических сдвигов, мировых войн и революций на планете » и ныне является сетевой структурой больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке .

Социальный, культурный и общечеловеческий мир есть единство воли и воображения. Если за идеей Русского мира ничего не стоит кроме слов, если нет действий, если нет составляющей воли, то конечно Русского Мира не будет. Именно так, как это произошло бы если бы десятки, затем сотни, затем тысячи людей не начали формировать Великую Европу, то и этого, конечно, не получилось бы. Георгий Щедровицкий

Фестиваль «Русский мир», 22 августа 2020 года

В начале 2000-х термин «русский мир» вошёл в дискурс политических элит. С приходом Владимира Путина на пост президента в 2000 году российская власть начала применять концепцию по отношению к так называемым « соотечественникам » или русскоязычным меньшинствам , оставшимся жить за пределами России после распада СССР . Так, на открытии Съезда Соотечественников Путин впервые публично упомянул необходимость «консолидировать и структурировать» «единый Русский мир», заявив, что это должно стать одной из первостепенных задачей государственный политики . Идея о «русском мире» как основе для диаспоральной политики была подхвачена и другими представителями российской элиты. Владислав Сурков в 2014 году заявил, что русский мир — это «мир, в котором боятся российского оружия» . Окончательно концепция «Русского мира» вошла в политический дискурс в 2006—2007 годах и вскоре стала использоваться как в отношении вопроса о распространении русского языка и культуры, так и в качестве внешнеполитической доктрины. В 2006 году Путин заявил, что «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — „русский мир“» . В 2008 и 2013 годах термин был включён в официальные концепции внешней политики Российской Федерации .

Принадлежность

В центре концепции лежит идея о защите прав так называемых «соотечественников» — членов русской диаспоры или русскоязычных меньшинств, оставшихся жить на территории других государств после распада СССР . Понятие «соотечественники» не является юридическим, а скорее символическим — кремлёвская идеология исходит из того, что у этих людей есть некая эмоциональная привязка к общим культурным нарративам на основе использования русского языка . Особое значение придается «русским меньшинствам» в ближнем зарубежье — европейским странам бывшего СССР, включая Украину , Молдову , государства Прибалтики , а также территориям со сложным политическим статусом и значительной долей русскоязычного населения — Крыму , Донбассу и Приднестровью .

Ряд исследователей относит русское зарубежье к введённому этнополитологическому понятию — «диаспоры катаклизма», которые, в отличие от трудовых диаспор, возникли вследствие войн, дезинтеграции, распада империй и других негативных процессов . Согласно Брубейкеру, русских, проживающих на постсоветском пространстве, следовало бы называть не термином «диаспора», а термином « ирредента » (часть народа, находящаяся под чужим владычеством). В отличие от диаспоры, члены которой рассеяны по территории удалённых от их исторической родины государств, члены ирреденты, как правило, компактно проживают в государствах, граничащих с их исторической родиной. Например, перед Второй мировой войной так проживали фольксдойче в Чехословакии ( Судетская область ) и Польше ( Силезия , Польский коридор ) . С русским зарубежьем, главным образом, это произошло в результате Гражданской войны 1917—1923 годов ( белая эмиграция ) и распада СССР в 1991 году. В первом случае люди вынуждены были покинуть свою родину, где в советское время они считались «недругами советского народа и государства» . Во втором случае часть русского (или русскоязычного, более 25 млн человек ) населения вопреки своей воле оказалось за пределами России в результате изменения границ и продолжает оставаться в получивших независимость государствах постсоветского пространства , некогда являвшихся частью исторического российского государства .

Согласно французскому социологу и политологу Марлен Ларюэль , российские политические элиты выделяют несколько категорий или групп, которые могут принадлежать к «русскому миру». В первую группу входят граждане России, постоянно проживающие за границей. Второй круг состоит из людей, которые по собственному выбору решают придерживаться духовной, культурной и правовой связи с Россией. Как правило, это люди, связанные родственными связями с народами, исторически проживающими на территории России или СССР. Третья категория состоит из бывших советских граждан и их детей, ныне проживающих в государствах, ранее входивших в состав СССР. В четвёртую группу входят люди без связей с Россией или территорией бывшего СССР, однако они чувствуют принадлежность к «Русскому миру» исходя из культурных или политических мотивов. Таким образом, концепция распространяется на достаточно широкий круг людей, «духовно и культурно» ориентированных на Россию, но не обязательно имеющую этническую связь с ней . При этом отсылки к слову «русский», а не «российский» подчёркивает этнонациональный компонент доктрины и идею о превосходстве идеи «русской нации» .

Использование

Религиозная концепция

Православие играет важную роль в идеологии «Русского мира». Начиная с 2007 года Патриарх Кирилл неоднократно использовал термин в своих обращениях. Среди прочего, он говорил, что «русский мир» — это «особая цивилизация, и люди, принадлежащие к ней, сегодня называют себя разными именами — русскими, украинцами или белорусами». Это вписывается в идеологию «Святой Руси», согласно которой Украина, Белоруссия и Россия принадлежат одной церкви и одной цивилизации. Политическим и административным центром «русского мира» является Москва, а духовным — Киев . Согласно воззрениям патриарха Кирилла, РПЦ должна работать совместно с политическим центром в Москве над налаживанием духовности, нравственности и объединением культур .

В феврале 2022 года РПЦ поддержала полномасштабное вторжение России на Украину. В ответ на это представители мирового христианского сообщества осудили позицию патриарха Кирилла и его поддержку идеологии «Русского мира». В результате встреч в марте-апреле 2022 года ряд теологов, включая Юргена Мольтманна , Николаса Вольтерсторфа, Томаша Халика и Мирослава Вольфа, выпустили публичное заявление об опасности идеологии «Русского мира» . В январе 2023 года в Волосе была проведена международная конференция «Миссия и Православная Церковь», собравшая православных богословов со всего мира. В числе прочего, они обсуждали вопрос является ли учение о «Русском мире» ересью . В той же логике в начале декабря 2022 года патриарх Константинопольский Варфоломей критиковал РПЦ, но от прямых обвинений в ереси удержался .

Поддержка многими представителями иерархии Московской Патриархии войны президента Владимира Путина против Украины коренится в форме православного этнофилетистского религиозного фундаментализма тоталитарного характера, называемого «Русский мир» или «Русский мир», лжеучения, которое привлекает многих в православной церкви и даже был подхвачен ультраправыми, католическими и протестантскими фундаменталистами. Выступления Президента Владимира Путина и Патриарха Московского (Московского Патриархата) Кирилла (Гундяева) за последние 20 лет неоднократно призывали и развивали идеологию Русского мира. В 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и начала опосредованную войну на территории Донбасса Украины, вплоть до начала полномасштабной войны против Украины и впоследствии, Путин и патриарх Кирилл использовали идеологию русского мира в качестве основного оправдания для Вторжение. В учении говорится, что существует транснациональная русская сфера или цивилизация, называемая Святой Русью или Святой Русью, в которую входят Россия, Украина и Беларусь (а иногда и Молдова и Казахстан), а также этнические русские и русскоязычные люди во всем мире. Утверждается, что этот «русский мир» имеет общий политический центр (Москва), общий духовный центр (Киев как «мать всей Руси»), общий язык (русский), общую церковь (Русскую Православную Церковь, Московский Патриархат), и общий патриарх (Патриарх Московский), который работает в «симфонии» с общим президентом/национальным лидером (Путиным) для управления этим русским миром, а также отстаивает общую самобытную духовность, нравственность и культуру. Заявление представителей Волосской академии богословских исследований

Внешнеполитическая стратегия

В основе концепции лежит восприятие русского языка как объединяющего фактора всех людей, чувствующих привязанность к культуре России; частью «русского мира» могут стать любые территории, где значительная часть населения говорят на русском языке . Многие исследователи считают, что использование концепции позволяет оправдывать имперские амбиции российской власти . Зачастую этот дискурс переплетается с цивилизационным компонентом или представлением о том, что Россия является «государством-цивилизацией», играющей важную роль в мировой истории .

Идея «русского мира» возникла не вчера. Я ввёл его в структуру государственной политики. Путин сказал: «У России нет границ»; Думаю, он это имел в виду. Что такое русский мир? Это везде, где люди говорят и думают по-русски. … Где уважают нашего Путина. И его во многих местах уважают те, кто не говорит по-русски и имеет довольно смутное представление о России. Там, где люди боятся русского оружия, это тоже русский мир. Это наша [сфера] влияния. Где уважают наших учёных, наших писателей, наше искусство. Это весь русский мир. Владислав Сурков

Поскольку границы «Русского мира» гораздо шире, чем границы Российской Федерации , российские политические элиты используют русскоязычное население зарубежом в качестве инструмента государственного влияния . Особенно часто это применяется по отношению к странам ближнего зарубежья — Украине и Беларуси, поскольку они считаются неотъемлемой частью «Русского мира» . Восстановление культурного единства «Русского мира» и «защита русского языка и говорящих на нем людей» использовалось Кремлём для оправдания территориальной экспансии при вторжении на Украину 2014 года . 7 марта 2014 года пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков , комментируя аннексию Крыма Российской Федерацией , заявил, что Путин является гарантом безопасности в Русском мире .

«Русский мир» в прошлом был неясным историческим термином, означавшим славянскую цивилизацию, основанную на общей этничности, религии и историческом наследии. Путинский режим возродил эту идею и ввёл в обиход пропаганды в опошлённом виде смеси антизападного мракобесия, православной догмы, национализма, теории заговора и полицейского государства сталинского типа .

The Economist

В 2022 году, с началом полномасштабного вторжения на Украину , Путин снова использовал концепцию «русского мира» в своих выступлениях . Как пишут Доминик Арел и Джесс Дрисколл в книге «Неназванная война Украины», в ходе вторжения на протяжении 2022 года российские военные сбрасывали бомбы и ракеты на города, преимущественно населённые русскоязычными людьми, теми, кто, якобы являясь участниками воображаемого Путиным «Русского мира», преследовались «фашистским» правительством . В западных медиа термин «Русский мир» широко используется для описания агрессивной внешней политики России . Исследователь национализма Томаш Камуселла считает, что в контексте вторжения России на Украину «русский мир» является кодовым названием для новой Российской империи . Это прямо подтверждают слова Путина, что цель руководства России — «объединение русского народа» в составе единого государства, то есть в рамкой одной территории, а не только культурно . Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в колонке для The Daily Telegraph писал, что недостаточно поддерживать Украину в её войне с Россией, необходимо полностью искоренить «чудовищную новую идеологию» российского президента .

Инструмент мягкой силы

Вячеслав Никонов, глава фонда «Русский мир»

Распространение идеологии «Русского мира» зарубежом осуществлялось через инструменты мягкой силы — организации и программы, нацеленные на информирование и мобилизацию общества, а не элит или государственных структур . Для этого Кремль профинансировал ряд организаций. Так, в 2007 году был создан фонд «Русский мир» , официальная роль которого состояла в продвижении русского языка и культуры, а также «укрепления связи с соотечественниками». Центры и программы фонда были основаны как минимум в 25 странах по всему миру . Различные организации, работающие под эгидой фонда, могут подавать заявки на государственное финансирование через гранты. Исполнительным директором фонда был назначен Вячеслав Никонов . С 2007 года Патриарх Кирилл является одним из попечителей фонда «Русский мир» .

Из-за непрозрачного финансирования и следования политической линии Москвы вскоре центры фонда «Русский мир» стали ключевым каналом российской пропаганды . По этой причине в июле 2022 года Европейский союз ввёл санкции против фонда «Русский мир» . В феврале 2023 года санкции против фонда были введены и Канадой .

Другим источником распространения идеологии «Русского мира» стало Россотрудничество , работа которого направленна на «содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России» . В 2018 году фонд «Русский мир» и Россотрудничество официально подписали соглашение о сотрудничестве в сфере популяризации русского языка и литературы, а также многонациональной культуры народов России . Официально деятельность Россотрудничества связана с продвижением русского языка и культурными, научными и образовательными обменами. При этом Россотрудничество является государственным органом, который непосредственно представляет Москву и финансируется за счет государственных средств .

Помимо двух организаций, в 2007—2008 году российское правительство инициировало распространение серии печатных изданий о русской диаспоре, включая «Русский век», «Шир круг», Балтийский мир, «Единство в разнообразии», а также многочисленные интернет-ресурсы .

Критика концепции

В 2015 году президент Белоруссии Александр Лукашенко на вопрос о причастности Белоруссии к концепции «Русского мира» заявил :

Я не понимаю, что такое „русский мир“, вы — тем более, а наш народ вообще не понимает, какой русский мир. Тогда можно сказать о белорусском, украинском мире. Это что, какое-то противостояние миров? Поэтому это надуманная, глупая какая-то подстава, тезис

См. также

Примечания

  1. .
  2. . Economist (26 марта 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 27 марта 2022 года.
  3. . DGAP (3 мая 2016). Дата обращения: 22 февраля 2023. 25 февраля 2023 года.
  4. , p. 745.
  5. , p. 3.
  6. , с. 109.
  7. , p. 747.
  8. Журавлёв В. Е. Роль Русской Православной Церкви в политическом процессе: методологические аспекты // Политическая и партийная система современной России: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 2 октября 2009 г.). — М. : Научный эксперт, 2009. — С. 260. — ISBN 978-5-91290-088-4 .
  9. Назаренко А. В. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. — Архив русской эмиграции. — Москва—Брюссель: Conférence Sainte Trinité du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь , 2013. — С. 184—185. — (Patrologia Slavica, Вып. 2). — ISBN 978-5-904685-07-2 .
  10. , с. 20.
  11. , pp. 13—17.
  12. .
  13. , с. 8.
  14. , с. 6.
  15. . TV Rain (9 октября 2016). Дата обращения: 26 февраля 2023. 25 марта 2023 года.
  16. Сергей Гогин. . Радио Свобода (9 октября 2016). Дата обращения: 27 февраля 2023. 23 марта 2023 года.
  17. .
  18. .
  19. . Meduza (26 октября 2016). Дата обращения: 26 февраля 2023. 6 октября 2020 года.
  20. . Полит.ру. Дата обращения: 26 февраля 2022. 18 мая 2022 года.
  21. Mikhail Nemtsev. . Riddle (8 апреля 2019). Дата обращения: 1 марта 2023. 27 марта 2023 года.
  22. .
  23. .
  24. . Бизнес Онлайн (7 октября 2016). Дата обращения: 26 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  25. , с. 163.
  26. Щедровицкий П. Г. // Независимая газета . 15 августа 2019 года.
  27. Татьяна Полоскова, Виталий Скринник. Русский мир: мифы и реалии.— М.: Московский Фонд «Россияне», 2003.
  28. Igor Zevelev. . CSIS (22 августа 2016). Дата обращения: 23 февраля 2023. 3 марта 2023 года.
  29. Stanislav Kucher. . Grid (7 июля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 21 марта 2023 года.
  30. Andrey Makarychev. . Cairn (2014). Дата обращения: 22 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  31. .
  32. . Carnegies Endowement for International Peace (22 августа 2017). Дата обращения: 1 марта 2023. 8 мая 2023 года.
  33. Ким А. С. // Вестник Санкт-Петербургского университета . Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — СПб. : Изд-во СПбГУ , 2008. — Вып. 3 . — С. 133—141 . — ISSN . 6 августа 2019 года.
  34. , с. 44.
  35. . «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской республики и постсоветской России) // Диаспоры. — М. : Наталис, 2000. — № 3 . — С. 6—32 . — ISSN .
  36. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 22 ноября 2020. 8 апреля 2023 года.
  37. , с. 3.
  38. . . — Harvard: Harvard University Press , 2004. — P. 150—151. — ISBN 0-674-01539-8 .
    Брубейкер Р. / пер. с англ. И. Борисовой . — НИУ-ВШЭ . — М. : Изд. дом ВШЭ , 2012. — С. 272. — (Социальная теория). — ISBN 978-5-7598-0973-9 . 8 марта 2021 года.
  39. , с. 318.
  40. , с. 2.
  41. , с. 5—15.
  42. , с. 519.
  43. . Krug99 (16 апреля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 6 февраля 2023 года.
  44. Andrei Kolesnikov. . Carnegie Endowment for International Peace (21 ноября 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 2 мая 2023 года.
  45. . Religion Dispatches (17 марта 2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 3 февраля 2023 года.
  46. Ilya Budraitskis. . Lefteast (20 июня 2022). Дата обращения: 23 февраля 2023. 3 февраля 2023 года.
  47. . Aleteia (23 октября 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  48. . Ethos (14 апреля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  49. . Christian Network Europe (14 апреля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  50. . University of Exeter. Дата обращения: 22 февраля 2023. Архивировано из 23 января 2023 года.
  51. . European Times (17 января 2023). Дата обращения: 22 февраля 2023. 24 января 2023 года.
  52. . Orthodox Times (14 декабря 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 23 января 2023 года.
  53. panandr6. (греч.) . Φως Φαναρίου (11 декабря 2022). Дата обращения: 25 декабря 2022. 16 февраля 2023 года.
  54. . The Insider . Дата обращения: 25 декабря 2022. 19 февраля 2023 года.
  55. . Volos Academy for Theological Studies (13 марта 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  56. Natalia Savelyeva. . Something to believe in: signifiers, symbols and Russia’s national ideology (15 февраля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 7 марта 2023 года.
  57. Paweł Rojek. . Studies in East European Thought (2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  58. . Foreign Policy (6 марта 2022). Дата обращения: 21 февраля 2023. 25 марта 2023 года.
  59. William Partlett. . Perspectives on History (7 декабря 2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 6 февраля 2023 года.
  60. Andis Kudors. . Russian analytical digest. Дата обращения: 21 февраля 2023. 26 ноября 2022 года.
  61. Taras Kuzio. . Atlantic Council (26 марта 2021). Дата обращения: 22 февраля 2023. 9 марта 2023 года.
  62. . Financial Times (19 апреля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 9 февраля 2023 года.
  63. . Meduza (9 июня 2022). Дата обращения: 22 февраля 2023. 9 июня 2022 года.
  64. Professor David Lewis. Rusi (17 января 2023). Дата обращения: 22 февраля 2023. 10 февраля 2023 года.
  65. от 27 марта 2022 на Wayback Machine , The Economist, Mar 26th 2022
  66. Cyril Hovorun. . Religion in Praxis (2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 30 января 2023 года.
  67. Dominique Arel, Jesse Driscoll. . — Cambridge: Cambridge University Press, 2023. — ISBN 978-1-316-51149-7 . 19 июня 2023 года.
  68. Timothy Garton Ash. . The Guardian (17 декабря 2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 4 марта 2023 года.
  69. Anastassiya Starodubtseva. . Respectus Philologicus (2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 8 апреля 2023 года.
  70. Tomasz Kamusella. . — 2022-03-06. 27 сентября 2022 года.
  71. Соколенко О (2022-12-25). . Deutsche Welle . из оригинала 29 декабря 2022 . Дата обращения: 28 декабря 2022 .
  72. . The first News (11 мая 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 8 апреля 2023 года.
  73. Sean Griffin. Public Orthodoxy. Дата обращения: 1 марта 2023. 1 февраля 2023 года.
  74. .
  75. .
  76. . New Eastern Europe (22 октября 2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 6 марта 2023 года.
  77. Taras Kuzio. . Atlantic Council (13 февраля 2020). Дата обращения: 1 марта 2023. 24 марта 2020 года.
  78. . EUR-LEX. Дата обращения: 1 марта 2023. 13 октября 2022 года.
  79. . RTVI (21 июля 2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 8 апреля 2023 года.
  80. . РБК Украина (21 июля 2022). Дата обращения: 1 марта 2023. 8 апреля 2023 года.
  81. Алексей Рыбин. . Российская газета (3 февраля 2023). Дата обращения: 1 марта 2023. 14 февраля 2023 года.
  82. . Российская газета (3 июля 2018). Дата обращения: 1 марта 2023. 8 апреля 2023 года.
  83. (рус.) . Дата обращения: 22 января 2024.
  84. . Meduza . Дата обращения: 22 января 2024.

Литература

  • Mikhail Suslov. “Russian World” Concept: Post-Soviet Geopolitical Ideology and the Logic of “Spheres of Influence” // Geopolitics. — 2018. — С. 330—353 .
  • Elena V. Makarova, Nina I. Kryukova, Zhanna M. Sizova, Aleksandr V. Grinenko, Maria A. Erofeeva, Liudmila A. Bukalerova. Divergence of Suoreme Values of Russian World and Western Civilization Social and Philosopgical analysis. — 2019. — Т. 15 , вып. 3 . — С. 97—107 .
  • Valery Tishkov. The Russian World—Changing Meanings and Strategies // Carnegie Papers. — 2018. — Вып. 95 .
  • Oleksiy Bondarenko. ‘Russkij Mir', Between Diaspora and Public Diplomacy. Russia's Foothold in Central Asia // NUOVA SERIES. — 2016. — Т. 81 , вып. 3 .
  • Milos Popovic, Erin Jenne, Juraj Medzihorsky. Charm Offensive or Offensive Charm? An Analysis of Russian and Chinese Cultural Institutes Abroad // Europe-Asia Studies. — 2020. — Т. 72 , вып. 3 .
  • Алейникова С. М. Русский мир: белорусский взгляд. — Мн. : РИВШ , 2017. — 240 с.
  • Алейникова С. М. // Весці БДПУ. Серыя 2: Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. — Мінск: БГПУ імя М. Танка , 2017. — № 1 (91) . — ISSN .
  • Алейникова С. М. // Научные труды Республиканского института высшей школы. — Минск: РИВШ , 2016. — № 15 . — С. 19—26 . — ISSN .
  • Алейникова С. М. // Религия и общество — 10: сборник научных статей / под общ. ред. В. В. Старостенко , О. В. Дьяченко . — Могилёв: МогГУ им. А. А. Кулешова , 2016. — С. 11—13. — ISBN 978-985-568-176-3 .
  • Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже XX—XXI веков. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. — 450 с. ISBN 978-5-906001-12-2
  • Астахова Е. В., Астахов Е. М. // Вестник МГИМО-Университета. — М. : Изд-во МГИМО (У) , 2011. — № 1 (16) . — С. 316—322 . — ISSN .
  • Бараш Р. Э. // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 25—27 сентября 2014 г.). — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ , 2014. — С. 35—38. — ISBN 978-5-94981-183-2 .
  • Баркалов В. Я. Русский мир: ретроспектива в древность // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. — Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2016. — № 8 . — С. 15—20 . — ISSN .
    • Баркалов В. Я. Русский мир: ретроспектива в древность // Избранные произведения. — Барнаул: Си-пресс, 2016. — С. 108—114. — ISBN 978-1-326-84505-6 .
  • Батанова О. Н. Концепция русского мира: зарождение и развитие / Вестник Национального института бизнеса: Вып. 6. — М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
  • Батанова О. Н. // Международная жизнь . — М. , 2008. — № 11 . — С. 109—117 . — ISSN .
  • Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования: диссертация … кандидата политических наук. — РАГС . — М. , 2009. — 163 с.
    • Батанова О. Н. . — РАГС . — М. , 2009. — 23 с.
  • Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования в современных условиях // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2009.
  • Батанова О. Н. Русский мир как реальность и цивилизационный проект // Право и политика. — М. : НБ-Медиа, 2008. — № 12 . — С. 3017—3021 . — ISSN .
  • Бильченко Е. В. // Человек. Культура. Образование. — Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина , 2012. — № 4 (6) . — С. 5—15 . — ISSN .
  • Бочкова Л. В. // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. — М. : Изд-во РГАЗУ , 2011. — № 11 (16) . — С. 12—15 . — ISBN 978-5-901240-56-4 . 4 октября 2015 года.
  • Бочкова Л. В. // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. — М. : Изд-во РГАЗУ , 2010. — № 11 (16) . — С. 17—20 . — ISBN 978-5-901240-45-8 . 1 июня 2011 года.
  • Бубнова И. А. // Вестник Бурятского государственного университета: Педагогика. Филология. Философия. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ им. Д. Банзарова , 2014. — № 10 (2) . — С. 36—41 . — ISSN .
  • Гвоздев А. В. Русский мир в условиях цифровизации современного общества // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (г. Москва, МПГУ, 24—25 апреля 2018 г.) / под общ. ред. М. М. Мусарского , Е. А. Омельченко , А. А. Шевцовой . — М. : Изд-во МПГУ , 2018. — С. 479—486. — ISBN 978-5-4263-0683-7 .
  • Джалагония В. Каков он, русский мир? // Эхо планеты . — 2009.
  • Ишин А. В. // Проблемы постсоветского пространства. — М. , 2015. — № 3 (5) . — С. 19—33 . — ISSN .
  • Кочеров С. Н. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского , 2006. — № 1 (5) . — С. 541—547 . — ISSN .
  • Кочеров С. Н. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского , 2014. — № 5 (1) . — С. 163—167 . — ISSN .
  • Кравченко П. П. Мир православный (национальная идея многовекового развития России). — М. : Филинъ, 2017. — 518 с. — ISBN 978-5-9216-0528-2 .
  • Кривопусков В. В. «Русский мир» как ориентир цивилизационной идентификации и социальной интеграции россиян: диссертация … кандидата социологических наук. — ЮФУ . — Ростов н/Д. , 2016. — 196 с.
  • Левшин Н. С. «Русский мир» в зеркале современной прессы // Российский академический журнал. — Ростов н/Д. , 2011. — Т. 15 , № 1 . — С. 36—37 . — ISSN .
  • Немцев М. Ю. Пять тезисов о «русском» и о «Русском мире» //
  • Никонов В. А. Русский мир и русский язык // Русский язык за рубежом. — Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина , 2007. — № 5 (204) . — С. 112—114 . — ISSN .
  • Петухов В. В., Бараш Р. Э. // Полис. Политические исследования . — М. , 2014. — № 6 . — С. 83—101 . — ISSN .
  • Полоскова Т., Скринник В. . — М. : 2003.
  • Сапронов П.А. Русская литература XIX века и культурные доминанты русского мира. — М. : Гуманитарная академия, 2022. — 480 с. — ISBN 978-5-93762-167-2 .
  • Столяров А. М. // Нева. — 2004. — № 3.
  • Сычёва Л. (недоступная ссылка) // РФ сегодня . — 2007. — № 14.
  • Тишков В. А. Русский мир // Российский народ: история и смысл национального самосознания. — Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука , 2013. — С. 519—618. — ISBN 978-5-02-037562-8 .
  • Тишков В. А. // Стратегия России. — М. : Фонд «Единство во имя России», 2007. — № 7 . — С. 5—15 .
  • Фатющенко В. И. . — МГУ им. М. В. Ломоносова . — М. : Гнозис, 2009. — 316 с. — ISBN 978-5-94244-026-8 .
  • Фокина А. В. // Записки философского факультета Орловского государственного университета. — Орёл: Изд-во ОГУ им. И. С. Тургенева , 2014. — № 1 (1) . — С. 1—8 .
  • Шалимова Н. А. Русский мир А. Н. Островского. Ярославль: 2000. — С. 15.
  • Laruelle M. . — Washington: , 2015. — 29 p.
  • O'Loughlin J., Toalb G., Kolosov V. (англ.) // . — Taylor & Francis , 2016. — Vol. 57, no. 6 . — P. 745—778. — ISSN .
  • Tiido A. (англ.) // Polski Przegląd Stosunków Międzynarodowych. — Warszawa: Uniwersytet Kardynała S. Wyszyńskiego , 2015. — No. 5 . — S. 131—151. — ISSN .
  • Valliere P. . — 2nd Ed. — Westland, Mich.: , 1995. — 138 p. — (Change and Tradition: Cultural and Historical Perspectives). — ISBN 978-1-57182-075-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Русский мир