Воспита́ние
— процесс
обучения
,
защиты
и
заботы
о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни
.
Чаще всего воспитанием занимаются биологические
родители
ребёнка, также это может быть дедушка или бабушка, старший брат или сестра,
опекун
, профессиональные воспитатели государственных учреждений, а также тётя, дядя или другие родные люди, и друзья семьи
.
Содержание
Возникновение концепций воспитания в европейском обществе
Сын мой, когда на
рать
с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведётся! Слуг же путных, чадо, почитай и люби.
Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если же над кем-нибудь смеются, ты хвали его и люби, тогда и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищённого тобой — почитание.
Из «Наставления отца к сыну», XV век
В
средние века
как только ребёнок мог обходиться без матери, няньки или
кормилицы
, он переходил в мир взрослых.
Понимание детства и необходимости воспитания в европейском обществе появляется в XVII—XVIII веках в произведениях философа
Джона Локка
и писателя
Жан-Жака Руссо
.
Концепции воспитания отличаются по своей изначальной идее.
Согласно Джону Локку, сознание ребёнка — как чистый лист бумаги, на котором в процессе взросления можно «записать» любую будущую личность. В начале прошлого века
бихевиорист
Джон Уотсон
писал:
«Дайте мне дюжину нормальных, здоровых младенцев и возможность по своему усмотрению выстроить мир, в котором они будут воспитываться, и я гарантирую вам, что, взяв любого, случайно выбранного ребёнка, я выращу из него такого специалиста, какого вы назовёте: доктора, юриста, художника, торговца, руководителя и, если хотите, даже нищего или вора, независимо от его талантов, склонностей, предпочтений, способностей, призвания или расовой принадлежности его родителей.»
Впоследствии этот подход к воспитанию развивался психологом-бихевиористом
Бэррисом Фредериком Скиннером
, который сводил воспитание к подкреплению (поощрению) желаемого поведения.
Методики
бихевиоризма
весьма эффективны и применяются сейчас при модификации поведения в детских исправительных учреждениях
, однако по современным представлениям сводить воспитание к подкреплениям и наказаниям ошибочно.
В частности,
Альберт Бандура
показал, насколько значимо для ребёнка наблюдение и подражание поведению других, как детей, так и взрослых.
Противоположные идеи принадлежат французском писателю и философу
Жан-Жаку Руссо
, который полагал, что ребёнок развивается согласно своей врождённой природе, и задача воспитателя — создавать условия для проявления и расцвета этих природных
склонностей
.
По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким):
авторитарное
свободное
демократическое
В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как
социальное воспитание
— целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Категория воспитания
— одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений
.
Нужно воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько нравственные
чувства
, которые позволяют принимать чужие
радости
и трудности как свои.
Воспитание не рассчитано на развитие
интеллекта
и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Если предоставить возможность духу и
воле
ребёнка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферой, необходимой современной
цивилизации
.
Оценка
— как отрицательная, так и положительная — является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого
Только любовь к малышу, принятие его
индивидуальности
, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребёнка от необходимости
самоутверждения
и позволить реализоваться его собственным силам и
способностям
.
Подражание
воспитателю. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. Нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать.
Воспитание в системе образования в России
Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»
.
Краевский В. В.
Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6.
Гуляихин В. Н.
// Юридические исследования. 2014. № 8. С.60-79.
Мишель Борба.
Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребёнка и как с ними бороться = No More Misbehavin': 38 Difficult Behaviors and How to Stop Them. —
М.
:
, 2006. — С. 320. —
ISBN 0-7879-6617-7
.
Сандра Хардин Гукин, Дэн Гукин.
Воспитание детей для "чайников" = PARENTING FOR DUMMIES. —
М.
:
, 2004. — С. 384. —
ISBN 0-7645-5418-2
.
Юркевич Памфил Данилович.
. — Луганск: ЛГПУ, 2000. — С. 70.
от 23 октября 2011 на
Wayback Machine
Юркевич Памфил Данилович.
. — Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100.
от 23 октября 2011 на
Wayback Machine