Марк Азиний Агриппа
- 1 year ago
- 0
- 0
Агри́ппа Неттесгеймский ( нем. Agrippa ); настоящее имя Ге́нрих Корне́лиус Неттесгеймский ( Heinrich Cornelius von Nettesheim ); 14 сентября 1486 , Кёльн , Священная Римская империя — 18 февраля 1535 , Гренобль , Франция ) — немецкий гуманист , врач , алхимик , натурфилософ , оккультист , астролог и адвокат . Имя Агриппа взял в честь основателя своего родного города Кёльна.
Основной труд Агриппы Неттесгеймского — « О тайной философии » (1510, изд. 1531—1533) — был настольной книгой для француза Элифаса Леви , создателя термина « оккультизм ». Это сочинение из трёх частей, последовательных описаний трёх видов магии : натуральной ( англ. natural magic ), небесной и церемониальной , — отчасти причина прозвания Агриппы «чернокнижником», « колдуном » и « магом ».
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Агриппа вёл жизнь, полную приключений, скитаясь в поисках обеспеченного положения и щедрого покровителя по разным городам Италии , Франции , Германии , Фландрии и Англии , будучи попеременно военным, профессором , юристом , практикующим врачом (без соответствующего диплома), историографом и т. д.
Вначале обратил на себя внимание богословскими лекциями в Доле во Франш-Конте , но своими едкими сатирами восстановил монахов против себя и, обвинённый в ереси , принужден был покинуть этот город, чтобы переселиться в Англию . После того, занявшись некоторое время преподаванием богословия в Кёльне , предпринял путешествие в Италию , где, поступив на военную службу, получил в чине капитана звание рыцаря .
Врагов он приобретал так же быстро, как и друзей, в результате чего за ним закрепилась слава чернокнижника.
За своё знаменитое сочинение «О ненадёжности и тщете мирских искусств и наук» («De incertitudine et vanitate scientiarum»; Кёльн , 1527), представлявшее злую сатиру на тогдашнее состояние науки, а также за книгу «О тайной философии» («De Occulta Philosophia») был обвинён Карлом V . После этого Агриппа бежал в Лион , но там он был арестован и заключён в тюрьму . Получив свободу благодаря ходатайству друзей, переселился в Гренобль во Франции и прожил там до конца дней. Кроме двух упомянутых сочинений, оставил ряд мелких трактатов, более или менее парадоксальных, и обширную ценную переписку.
Воображение современников и ближайших потомков видело в нём «чернокнижника» и колдуна и разукрасило его жизнь измышлениями, подобными тому, что рассказывалось о докторе Фаусте . Так, утверждалось, что некоторые из написанных им книг по демонологии обладали собственным разумом и сознательно доводили до смерти своих владельцев, к которым попали после смерти автора. пересказывает также предание, согласно которому Агриппа, якобы продавший душу сатане , держал у себя дома огромного чёрного пса-демона, который и унёс его душу в Преисподнюю.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Был близок к гуманистам ( Рейхлину , Эразму Роттердамскому ), обладал пытливостью и независимостью мысли и боролся против фанатизма и схоластических предрассудков. Однако держался особняком и не стал определённо на сторону гуманизма или Реформации .
Благодаря резким выступлениям, нажил много врагов и подвергался неоднократным преследованиям как со стороны церковных, так и светских властей. С большой смелостью выступил против веры в колдовство и добился оправдания одной из так называемых «колдуний». Мировоззрение его во многом носило характерную для того времени мистическую окраску в духе Раймунда Луллия и Рейхлина; но вместе с тем он умел критически отнестись к современной ему науке (его сочинение «О тщете наук» исследует общие основания научного познания). В другом сочинении — « Об оккультной философии », Агриппа подробно излагает систему магии ; собственный его взгляд на этот предмет неясен; из некоторых мест переписки можно заключить, что сам он отрицал значение магии, веру в которую разделяли многие из наиболее просвещённых его современников.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(итал.)
.
|