Interested Article - Золотая ветвь

«Золотая ветвь: Исследование магии и религии» ( англ. The Golden Bough: A Study in Magic and Religion ) — пространное сравнительное исследование мифологии и религии , написанное британским ( шотландским ) учёным сэром Джеймсом Джорджем Фрэзером (1854—1941). Считается вехой в истории антропологии .

Содержание

Книга родилась из исследования одного специфического культа. Вот как сам Фрэзер описывает особенность наследования должности жреца Дианы Немийской в городе Ариция (недалеко от Рима ):

В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнажённый меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом — убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент.

Изначально Фрэзер предполагал, что изучение этого вопроса займёт немного времени. Однако для осмысления этого культа ему пришлось изучить множество мифов разных народов мира, что заняло четверть века, и вылилось в многотомный труд. В работе он подвергает анализу феномены магии, религии, науки, на основе чего предлагает эволюционную концепцию развития культуры в целом: «Фрейзер, разделяя идеи классического эволюционизма и предполагая, что человеческая культура в своём развитии везде проходит одинаковые ступени, разработал трехступенчатую теорию развития культуры: магия — религия — наука» .

Состав произведения

  • Part I. The Magic Art and the Evolution of Kings.
  • . — 3rd ed. — L. : Macmillan & Co , 1911. — XV, 446 p.
  • . — 3rd ed. — L. : Macmillan & Co , 1911. — XII, 305 p.
  • Part IV. Adonis, Attis, Osiris: Studies in the History of Orient religion.
  • Part V. Spirits of the Corn and of the Wild.
  • . — 3rd ed. — L. : Macmillan & Co , 1913. — XIV, 453 p.
  • Part VII. Balder the Beautiful: The Fire-festivals of Europe and the Doctrine of the External soul.
  • . — 3rd ed. — L. : Macmillan & Co , 1920. — VII, 536 p.

Значение

В качестве фронтисписа автор выбрал фрагмент картины У. Тёрнера «Золотая ветвь», иллюстрирующий один из сюжетов « Энеиды »

Первое издание вышло в 1890 году в Лондоне в двух томах; второе — трёхтомное — в 1900-м; а третье издание вышло в 1906—1915 годах и состояло из 12 томов. Позже учёным был создан сокращённый вариант книги, чтобы сделать её доступной большему числу читателей.

«Золотая ветвь» способствовала снижению влияния теологической картины мира . Книга наглядно воплотила современный научный подход к обсуждению религии, которая с точки зрения науки являет общий для всех народов культурный феномен .

Книга была переведена на многие европейские языки. Русский перевод увидел свет в 1928 году (выпуски 1-4). На русский язык книга была переведена с подготовленного женой Фрэзера авторизованного сокращённого французского издания. Фрейд опирался на изыскания Фрэзера при разработке психоаналитического объяснения магии и анимизма (в трактате « Тотем и табу »). Е. М. Мелетинский относил книгу Фрэзера к первоосновам ритуально-мифологической школы в литературоведении . Канадский филолог , исследователь мифологии и лидер ритуально-мифологической школы, которая сочетает изучение традиционной мифологии и литературоведение, Нортроп Фрай считал, что «Золотую ветвь» можно рассматривать как руководство по литературоведению, а Д. Б. Викери (J. B.Vickery) отмечал, что не только идеи, но и стилистическая манера Фрэзера предвосхищает методы современной литературы .

Впоследствии «Золотую ветвь» критиковали многие специалисты по культурологии и антропологии (и, в частности, Л. Леви-Брюль , Л. Витгенштейн и В. Я. Пропп ), последний писал в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» :

Этнографы часто ссылаются на сказку, но не всегда её знают. Это особенно касается Фрэзера. Грандиозное здание его "Золотой ветви" держится на предпосылках, которые почерпнуты из сказки, притом из неправильно понятой и недостаточно изученной сказки. Точное изучение сказки позволит внести ряд поправок в этот труд и даже поколебать его устои.

Кельтологи К.-Ж. Гюйонварх и Ф. Леру в своей работе «Кельтская цивилизация» критиковали «Золотую ветвь» за упрощённую прямолинейность и европоцентризм :

Действительно, когда рассматриваешь работы Джорджа Джеймса Фрэзера, поражаешься внутреннему убеждению современного европейца в своём собственном превосходстве над всеми окружающими и над своими предшественниками в Европе или вне её. Справедливости ради скажем, что «Золотая ветвь» Фрэзера содержит значительную информацию, лишённую однако теоретического обоснования; ей трудно пользоваться.

Писатель Р. Грейвс откликнулся на труд Фрэзера собственной подборкой поэтических мифов (отчасти вымышленных) — трактатом « Белая Богиня ». Сам Фрэзер распространил метод «Золотой ветви» на библеистику в монографии « Фольклор в Ветхом завете » (1918).

Издания

  • First edition, 2 vols., 1890. (Vol. — )
  • Second edition, 3 vols., 1900. (Vol. — — )
  • Third edition, 12 vols., 1906-15. The last volume (1915) is an index. (Vol. , , )
  • Abridged edition, 1 vol., 1922. This edition abridges Frazer’s references to Christianity.
  • Aftermath : A supplement to the golden Bough , 1937
  • Abridged edition, edited by Robert Fraser for Oxford University Press , 1994. It restores the material on Christianity purged in the first abridgement. ISBN 0-19-282934-3

Переводы на русский язык

Примечания

  1. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т. 1: Гл. I-XXX1X / Пер. с англ. М. К. Рыклина . — М.: ТЕРРА-Книжный клуб , 2001. — 528 с. — (Боги и учёные). ISBN 5-275-00248-3 (т. 1) ISBN 5-275-00247-5 С. 8
  2. Chapter 1. The King of the Wood 1. Diana and Virbius // от 17 октября 2012 на Wayback Machine by Sir James George Frazer
  3. Андреева Н. С. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2017. — Вып. 1 . — С. 119 . — ISSN .
  4. В нашу задачу не входит рассмотрение того, какое воздействие оказывает на будущее человечества наличие в жизни каждого общества глубинного пласта дикости, не затрагиваемого поверхностными изменениями религии и культуры. Проникнув в глубины магии, беспристрастный наблюдатель увидел бы в ней не что иное, как постоянную угрозу цивилизации. — Фрэзер Дж. Дж. [yanko.lib.ru/books/sacra/fraser-1volums-l.pdf Золотая ветвь: Исследование магии и религии]: В 2 т. Т. 1: Гл. I-XXX1X / Пер. с англ. М. К. Рыклина . — М.: ТЕРРА-Книжный клуб , 2001. — 528 с. — (Боги и ученые). ISBN 5-275-00248-3 (т. 1) ISBN 5-275-00247-5 С. 46

  5. Елеазар Мелетинский. . — Азбука-Аттикус, 2018-02-15. — 676 с. — ISBN 9785389141841 .
  6. . profilib.net. Дата обращения: 21 апреля 2018. 22 апреля 2018 года.
  7. Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера // Историко-философский ежегодник. 1989. — М., 1989, с. 251-268.
  8. В. Я. Пропп. . — Лабиринт, 2000. — 344 с.
  9. Природные и аграрные культы // Гюйонварх К.-Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. — СПб. : Культурная инициатива, 2001.

Литература

  • Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера // Историко-философский ежегодник. 1989. — М. , 1989. — С. 251—268.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1937.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»). — М. , Наука. 1976.

Ссылки

Копии издания 1922 года:

Источник —

Same as Золотая ветвь