Наказной атаман
- 1 year ago
- 0
- 0
Кошевой атаман или просто кошевой — глава военного управления ( коша ) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года, в Задунайской сечи в 1775 — 1828 годах и в Черноморском казачьем войске в 1787 — 1797 годах .
В других источниках указано что кошево́й был начальник коша, станичный атаман , а кошем у запорожских казаков ( черкас ) звали селенье , станицу ( стан ) , и кош — закрытая оседлость, укреплённый лагерь запорожского войска, его резиденция, где сосредоточивались все распоряжения — в лице кошевого атамана , правителя казацкой общины .
Кошевой атаман или просто кошевой избирался всеми куренями на войсковой раде , сроком на год, и если полномочия его не возобновлялись, возвращался к своему куреню в качестве рядового казака . Внешним знаком его власти служила булава , которая хранилась в церкви. Пользовался почти неограниченной властью.
В Запорожской Сечи, до 1654 года , кошевой атаман осуществлял также дипломатические переговоры с Россией и Польшей, крымским ханом и другими.
По замечанию Ломиковского (см. «Словарь малорусской старины», Киев , 1894 год ), «каждый избранный кошевой должен был притворяться человеком простым, добрым, никакого умственного преимущества над рядовыми казаками не имущим, а только храбростью и добротой сердца отличаться, судить и говорить с прочими, в мирное время , яко отец с детьми».
Несколько раз становились кошевыми атаманами такие известные украинские военные деятели, как Кость Гордиенко и Иван Малашевич .
Последним кошевым атаманом Запорожской сечи был Петр Калнышевский . Последним кошевым атаманом задунайской сечи был Осип Гладкий . Последним кошевым атаманом Черноморского казачьего войска был Антон Головатый , позже на смену кошевым (общинным) атаманам пришли наказные (назначаемые русским царем).
Воспоминания запорожца
Каждые полгода они выбирали военачальника, кошевого , который, отправившись в церковь , торжественно принимал знаки своего достоинства, получаемые им от русской государыни и состоявшие из , булавы , пернача , трости и бунчука . Власть его была чисто военной. Он должен был уметь читать, но уметь писать ему не полагалось, очевидно, для того, чтобы умерить его власть, ограничить возможность новаторства с его стороны в области законов, изданных его предшественниками, знать которые он был обязан, так как читать умел. Ввиду того, что все распоряжения должны были даваться им устно, а не письменно, ему приходилось лично фигурировать при всевозможных обстоятельствах и, так сказать, своей особой гарантировать правильность своих приказаний. Избирали его из благородных казаков , очевидно, с тем, чтобы он мог внушать больше уважения этому воинственному народу и был бы в состоянии им управлять. Дабы привычка повелевать не повела к злоупотреблениям, по истечении полугода его сменяли; однако в случае, если им были довольны, правление его продолжалось. Если же имели в виду избрать кого-нибудь другого, то собирались в определенный день в церкви, где кошевой слагал знаки своего сана , а народ, предварительно подкрепивший своё мужество вином , разбивался на многочисленные партии, старавшиеся протащить каждая своего избранника до дверей святилища; первый, кому удавалось надеть шапку кошевого, становился с этого момента начальником всех куреней, и споры прекращались. Новый кошевой садился на коня и уезжал. От каждого запорожского казака он получал по грошу , или по 2 коп ..
Будучи начальником, он, однако же, зависел от общественного мнения, и многие из них бывали вызываемы на и приговариваемы к наказанию, как всякое рядовое лицо. Последний кошевой был сослан в Соловецкий монастырь , где ему и предстоит окончить свои дни.— Жильбер Ромм . Путешествие в Крым в 1786 г. — Ленинград : Издание Ленинградского государственного университета , 1941 г. - 79 с.