Варс, Хенрик
- 1 year ago
- 0
- 0
Хе́нрик И́зак ( нидерл. и нем. Heinrich Isaac , Ysaac, Yzaac, итал. Arrigo il Tedesco ; 1450 , Фландрия — 26 марта 1517 , Флоренция ) — фламандский композитор , работавший в Италии, Австрии и Германии.
О ранних годах жизни Изака известно мало. Вероятно, он родился во Фландрии , начал писать музыку с середины 1470 -х годов. Первое упоминание о нём в документах относится к 1484 году, когда он стал придворным композитором в Инсбруке . В следующем году он поступил на службу к Лоренцо Медичи во Флоренции , где исполнял обязанности органиста, руководителя хора и учителя музыки. Во Флоренции Изак был певчим и композитором в церквях Санта-Мария-дель-Фьоре , Сантиссима Аннунциата , в Баптистерии св. Иоанна Крестителя . Сохранились записи о выплатах за службы в Санта-Мария-дель-Фьоре с июля 1495 года. После 1 октября 1486 года Изак служил в церкви Сантиссима Аннунциата. С 1 октября 1491 года по 30 апреля 1492 года его коллегами были А. Агрикола , Йоханнес Гизлен (Гизелин). Лоренцо Медичи был очень доволен Изаком и оказывал ему покровительство. Он даже помог Изаку жениться на Бартоломее Белло (родилась 16 мая 1464 года), дочери мясника Пьеро Белло, который держал лавку недалеко от дворца Медичи. В связи со ссорой между Изаком и Лоренцо Джанберти из-за денежного долга в феврале 1489 года сообщается, что Изак жил в квартале Сан-Лоренцо, где находился и дворец Медичи. На текст духовной драмы Медичи «Св. Иоанн и св. Павел» Изак написал музыку ( 1488 ). 8 апреля 1492 года Лоренцо Медичи умер. Наследник Лоренцо Пьеро в ожидании коронации Папы Римского Александра VI со своим двором отправился в Рим, а Изак получил по случаю поездки деньги на одежду. Уже в конце октября 1492 года Изак снова был во Флоренции. Вследствие разрушения экономики Флоренции и прихода к власти Дж. Савонаролы в апреле 1493 года капелла была распущена. Изак поступил на частную службу к Пьеро де Медичи. В ноябре 1494 года Медичи были изгнаны из Флоренции, и Изак потерял своего покровителя. С 1497 года Изак — придворный композитор императора Максимилиана I , которого он сопровождал в поездках по Италии и Германии. Изак оказал большое влияние на немецких композиторов, его знаменитым учеником стал Людвиг Зенфль . В 1502 году Изак вернулся в Италию, жил сначала во Флоренции, а позже в Ферраре, где претендовал наряду с Жоскеном Депре на одну и ту же должность при дворе герцогов д'Эсте. В письме (1502), адресованном Эрколе д’Эсте, два композитора сравниваются так: «У Изака характер лучше, чем у Жоскена, и хотя верно, что Жоскен лучший композитор, он сочиняет только тогда, когда сам хочет, а не тогда, когда его просят. Изак же будет сочинять, когда Вы пожелаете». В пользу Изака сыграло и то обстоятельство, что он требовал жалованье гораздо меньшего размера, чем Жоскен. В результате именно Изак получил должность в Ферраре. В 1514 году Изак переехал во Флоренцию и умер там в 1517 году.
Изак писал светские и культовые сочинения. Из 36 месс (20 из них — в технике alternatim ) наиболее известна «Песенная месса» (Missa carminum), на темы популярных немецких песен. Писал также мотеты и полифонические песни на разных языках (26 немецких Lied , 10 итальянских, 6 латинских). Изак был одним из наиболее плодовитых музыкантов своего времени, но его сочинения потерялись в тени творений Жоскена Депре (хотя композитор Антон Веберн написал свою диссертацию об Изаке). Наиболее известное произведение Изака — песня «Инсбрук, я должен тебя покинуть» («Innsbruck, ich muss dich lassen»), воспроизводящая музыкальный язык фольклора. Возможно, однако, что Изак лишь обработал уже существующую мелодию. В эпоху Реформации эта песня с новым текстом (то есть контрафактура ) была известна как протестантский хорал «О мир, я должен тебя покинуть» («O Welt, ich muss dich lassen»), который позже использовали Бах и Брамс . Изаку также принадлежит 5 композиций в разных жанрах, написанных на мелодическом материале популярной итальянской песни «Fortuna desperata» . В последние годы жизни Изак работал над «Констанцскими хоралами» («Choralis Constantinus») — первым известным циклом месс на целый год, включающим около ста произведений — но не успел его закончить. Эту серию завершил ученик Изака Людвиг Зенфль (издана в 1555 году). И. Ф. Стравинский , который восхищался музыкой Изака, назвал «Констанцские хоралы» «великим сочинением», где каждая нота имеет значение .
Примечание . Мессы написаны на четыре голоса, если не указано иное