Рисунок в разрезе
- 1 year ago
- 0
- 0
«Прекрасная шоколадница» ( фр. La Belle Chocolatière , нем. Das Schokoladenmädchen ) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара , изображающее служанку , несущую на подносе горячий шоколад . Рисунок выполнен в технике пастели на пергаменте .
Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню , чтобы попробовать новый шоколадный напиток , о котором так много шло разговоров в это время . Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанным молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история Золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker) .
Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром, и пастель была создана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии рисунка, хранящейся в Лондоне в галерее « » . Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет: художник сам захотел его написать, поражённый красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии , звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна . В конечном счёте личность модели точно не установлена.
«Я купил пастель знаменитого Лиотара.
Она исполнена в незаметных градациях
света и с превосходным рельефом.
Переданная природа нисколько не
изменена; будучи европейской работой,
пастель исполнена в духе китайцев…
заклятых врагов тени. Что же касается
законченности работы, то можно сказать
в одном слове: это Гольбейн пастели.
На ней изображена в профиль молодая
немецкая девушка-камеристка, которая
несёт поднос со стаканом воды и
чашкой шоколада»
.
Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию , где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти , занимавшемуся пополнением коллекций Августа III , короля Польши , и Фридриха II Прусского .
С 1765 года пастель находилась в Дрезденской галерее . Во время Второй мировой войны она была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн , где была найдена советскими войсками.
Сюжет произведения прост — девушка в белом накрахмаленном переднике держит в руках поднос, на нём стоят фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает мейсенский фарфор , производство которого было основано в Европе незадолго до написания картины). Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Направление взгляда модели, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее на жанровую сценку, тем более что официантка выглядит не стоящей неподвижно (позирующей), а идущей вперёд, готовой подать на стол. Колорит произведения гармоничен: костюм девушки состоит из серебристо-серой юбки с белым фартуком и корсажа золотистого цвета. На её голове розовый чепчик с белой отделкой. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликует от источника общего света за спиной художника, а стекло и вода преломляют отражение верхнего края подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене указывает на ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард, в которых обычно располагались мастерские художников.
Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера пастели ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера , изображающими людей, углублённых в свои повседневные занятия. Уже современниками Лиотара рисунок воспринимался как шедевр .
Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания « » приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире . Часто встречается вариант её использования в виде чёрно-белого силуэта. Ещё одна копия рисунка находится в доме-музее компании Бейкер в Дорчестере , штат Массачусетс .