Interested Article - Шоколадный домик
- 2021-09-17
- 2
Шоколадный домик — неофициальное название особняка С. С. Могилевцева в Киеве , в котором впоследствии проживали известные деятели науки, общественно-политической и государственной жизни. Построен в 1899—1901 годах. Расположен по адресу ул. Шелковичная , 17/2 (с 1918 года; в 1900—1917 годах — № 15-А), рядом с домом Икскюль-Гильденбанда .
История
С 1830-х годов усадьба принадлежала генералу — кадровому военному , участнику многих военных походов русской армии, отличившемуся в 1812 году под Смоленском и в битве при Бородино . С 1836 года — командир Киевского артиллерийского гарнизона , с 1848 года — генерал-майор . В 1850 году имущество унаследовала его вдова В. Константинович. После её смерти в 1862 году наследники разделили усадьбу по разделительному акту. Частями владели жена статского советника , жена генерал-майора (1824—1889) и жена коллежского асессора (1831 — ок. 1909) (все — дочери П. Константиновича). В 1870—1874 годах все части большой усадьбы скупила баронесса С. Икскюль-Гильденбанд , принадлежавшая к эстляндскому роду. На участке площадью 612 квадратных саженей (0,28 га ) был сад площадью 200 квадратных саженей, выходивший на границу с улицей. В 1881—1883 годах в усадьбе построены деревянный одноэтажный дом и флигель , в проектировании и возведении которых участвовали архитекторы А.-Ф. Геккер и В. Николаев. После смерти баронессы (1897) вся усадьба в 1898 году перешла в собственность её сына — барона . В апреле 1899 года он продал угловую часть усадьбы площадью 321 квадратная сажень с одноэтажным деревянным домом предпринимателю и филантропу, члену учетного комитета Киевской конторы Государственного банка С. Могилевцеву, а на оставшейся части усадьбы площадью 291 квадратная сажень построил доходный дом (ныне ул. Шелковичная, 19). Деревянный угловой дом был снесен, а на его месте по заказу С. Могилевцева был выстроен роскошный двухэтажный кирпичный особняк. Ныне распространено утверждение, что автор проекта дома — академик архитектуры Владимир Николаев, который проектировал несколько других особняков местности Липки, оформленных в духе историзма , и был лично знаком с заказчиком; вместе с тем, прямые документальные свидетельства того, что В. Николаев является строителем «Шоколадного домика», до настоящего времени не выявлены. Въезд в усадьбу устроен по ул. Шелковичной (старые ворота утеряны).
В 1934 году часть помещений дома подверглась реконструкции; консультантом при этом был архитектор П. Алёшин . Стены и потолки оформлены обоями высокого качества, облицованы глазурованными изразцами с тщательным подбором рисунка, выполнена художественная мастиково -альфрейная отделка на стенах и потолках по лепке с применением натуральных красок , бронзы , золота и серебра .
До 1934 года дом сохранял жилое назначение, потом он был передан в НКВД , в 1948 году — Управлению делами Совета Министров УССР . Перед войной здесь находилось Всесоюзное общество культурной связи с заграницей . В 1960—1980 годах (по другим данным — до 1982 года) особняк использовался в качестве городского Дворца бракосочетания .
В 1983—1986 и в 1991—1993 годах внутренние помещения и фасад дома были частично отреставрированы. В 1986 году здание передали Детской картинной галерее. 2 апреля 2009 года особняк был передан музею русского искусства . В открытой 17 февраля 2010 года реорганизованной Детской картинной галерее проводятся художественные выставки, концерты классической музыки , детские праздники, лектории по истории искусства для детей и взрослых, экскурсии по залам особняка, творческие вечера и другие культурные мероприятия.
В планах — завершение реставрации здания, открытие детской художественной школы, музея частной коллекции, музея одной картины.
Архитектура
Дом двухэтажный с подвалом и мезонином , кирпичный , штукатуренный , в плане приближен к Г-образному. Со двора на второй этаж ведёт деревянная лестница . Система планирования смешанная: часть помещений, сгруппированных вокруг центрального распределительного вестибюля , имеет анфиладное планирование, часть — коридорное.
Решён в стилизованных формах ренессансной дворцовой архитектуры. Отличается пластической выразительностью фасадов за счёт объёмной рустовки (на первом этаже с фактурной обработкой) и включения больших горельефных деталей. Лицевой и боковой фасады имеют симметричное построение. Центральные оси выделены порталами . На лицевом фасаде вход фланкирован полуколоннами тосканского ордера на пьедесталах и завершён лучковым фронтоном с геральдической композицией в тимпане . Окна первого этажа акцентированы волютами на замковых камнях, боковые полуциркульные окна второго этажа с пилястрами коринфского ордера в импостах содержат в замковых камнях кадуцеи — аллегорические жезлы античного бога торговли Меркурия . Символика отвечала роду занятий хозяина — купца , удостоенного высокого чина пятого класса, статского советника, «вне правил, за выдающуюся деятельность в интересах народного образования » . Центральные окна второго этажа оформлены рустованными архивольтами , в антревольтах помещены барельефы с львиными маскаронами и гирляндами , в подоконниках — массивные валики . Тёмного тона кирпично-красный цвет, в который оштукатурены стены, стал основанием для его названия — « шоколадный дом».
Архитектурное оформление интерьеров выполнено в различных исторических стилях: готическом ( столовая ), мавританском , барокко ( кабинет ), русском и стиле модерн (гостиная). Художественную ценность представляют резные деревянные дверные и оконные рамы , панели, карнизы для штор , литая оконная фурнитура , витражи , светильники , кафельные печки .
Большой парадный зал на втором этаже украшен лепкой с элементами скульптуры . В декоре помещений дома широко использовано дерево: стены одной из комнат оформлены резными дубовыми панелями, потолки — деревянными кессонами .
Зал № 4 в северо-восточной части здания украшен росписями в стиле модерн. Форма углового помещения площадью 24,7 м 2 приближена к квадрату . Под двенадцатью позднейшими наслоениями открыта уникальная живопись рубежа 19—20 вв., 60 % которой является авторской. Шесть арочных окон (три — на северной, три — на восточной стенах) украшены витражами, двустворчатое заполнение двух входных проёмов (в южной и западной стенах) — геральдической орнаментальной росписью. Оштукатуренные стены и потолок расписаны масляными красками в характерной для модерна графической манере. Падугу украшает лепленный позолоченный фриз . Потолок с трёх сторон (за исключением восточной) обрамлён широкой полосой растительного орнамента. Аналогичные плавно изогнутые полосы делят его на три неравных сектора произвольной формы. Самый большой сектор в юго-восточном углу занимает две трети потолка. На его основном серо-зелёном фоне ритмично повторяется изображение мелких бледно-голубых цветов, напоминающих васильки , в центре сектора — жёлто-коричневая бабочка . Плавному изгибу диагонально направленной полосы вторит гирлянда из бледно-голубых, достаточно крупных цветов , напоминающих лён . Начало и конец гирлянды подчеркнуты вьющимися листьями серо-зеленого цвета. В юго-восточном углу помещены две ветви бледно-розовых лилий ( символ чистоты и целомудрия ) с причудливо переплетенными листьями и стеблями тускло-зелёного цвета. В северном углу потолка изображены декоративные цветы тёмно-вишневого цвета, напоминающие астры . Восточную часть потолка полностью занимает любимое изображение стиля модерн — павлин (символ красоты ) с полураспущенным пышным хвостом . На оливкового цвета оперении, оттенёном бронзой, — сине-голубые изображения «павлиньего глаза» с коричневым контуром. Шея и грудь у птицы голубые, их изысканный изгиб подчёркивает бледно-сиреневая полусфера, которую заполняет россыпь бело-сиреневых соцветий . Сектор, прилегающий к северной стене, имеет голубой фон с разбросанными по нему жемчужно-сероватыми шестиугольными звёздами , сгущающимися к центру плафона . На их фоне в круглом медальоне — изображение женской головки с белокурыми распущенными волосами в пышном венке из белых лилий. Причудливо переплетённые пучки густых волос струями спадают по плечам сказочной девы. Они, словно стебли неизвестных растений , стекают вниз за пределы медальона, вторя переплетенным листьям соседнего изображения. Небольшой сектор, прилегающей к западной стене, — с лиловым фоном. Три серо-сиреневых цветка, расположенных симметрично , напоминают астры. Они окружены листвой — символом вечной жизни — и бутонами . Падуга потолка представляет собой лепленный орнамент с растительно-геральдическими элементами, объединёнными лентами, в котором чередуются две разновидности букетов: первый — из цветков и бутонов, напоминающих мак (символ опьянения и грёз), второй — из цветов и бутонов лилий. Лепленный орнаментальный фриз позолочен.
Южная и западная стены наиболее насыщены практически зеркально повторяющимися росписями. Композиционными центрами росписи этих стен являются окрашенные в бледно-розовые тона двери, филёнки которых украшены изысканным узором из стилизованных стеблей и цветов мака в пастельных тонах. Тёмно-вишнёвая разновысокая «волна» (10—30 см ), идущая по периметру стен, опускаясь и поднимаясь, словно обволакивает дверной проём, зрительно его расширяя. Тёмно-вишнёвый фон подчеркивает абрис двери, вверху — в виде овала . Над дверью размещён картуш , на фисташковом фоне которого изображены два тесно переплетённых цветка, напоминающие ромашки , в окружении лент тёмно-зелёного цвета. Чуть ниже картуша изображены два симметричных золотистых цветка, также напоминающие ромашки. Стену вокруг двери украшает симметричная композиция из гирлянд тёмно-вишнёвых и сиренево-серых маков, а также крупных серо-голубых орхидей , возвышающихся на упругих стеблях. Переплетённые линии стеблей орхидей и маков, а также двойной контур (светло-коричневый и бронзовый), обтекающий все изображения, способствуют органичной компоновке прямоугольного дверного проёма в общей отделке зала. Мотив маковой гирлянды возникает ещё раз, дополняя общую композицию, около оконных проёмов северной и восточной стен, окрашенных в серо-зелёный цвет.
Росписи зала — редкий образец монументальной живописи в стиле модерн в жилищной архитектуре Украины.
Сам дом — достопримечательность эпохи историзма .
Известные жильцы дома
- Могилевцев, Семён Семёнович (1846—1917).
Киевский купец 1-й гильдии , благотворитель , общественный деятель. Происходил из семьи брянских лесопромышленников , окончил Новгород-Северскую гимназию , учился на Санкт-Петербургского университета , но полный курс не прошёл. В 1876 году переехал в Киев, где продолжил лесоторговое дело. Построил на берегу Днепра (на углу улиц Набережно-Крещатицкой и Туровской) первую в Киеве паровую лесопилку , где перерабатывалась древесина, поступавшая лесосплавом с верховьев Припяти , Днепра , Десны , с лесов Волыни , Беларуси , Орловщины . Там её перерабатывали в пиломатериал , поставляемый на стройки города. Широко поставленное дело давало значительные прибыли , а С. Могилевцев, не обременённый собственной семьёй , был щедрым благотворителем. Он был членом Киевского сиротского суда (с 1880), гласным Городской думы (1883—1894), директором - казначеем городского кредитного товарищества (1886—1896), председателем Киевского биржевого комитета, председателем совета старшин Киевского купеческого собрания, старостой домовой церкви Св. Николая в доме генерал-губернатора . Возглавлял многочисленные комитеты и комиссии по сооружению различных общественных учреждений . Интересовался историей , искусством , имел хорошую библиотеку по искусству, коллекцию картин , был почётным попечителем Киевского художественного училища , казначеем городского Общества любителей старины и искусства. В 1909 году подарил Городскому музею около 200 предметов, найденных при археологических раскопках . В 1910 году на средства С. Могилевцева была построена больница на 40 коек, которой присвоено имя , жены генерал-губернатора, которая традиционно опекала благотворительное общество. На оборудование новой больницы (на углу современных улиц Большой Васильковской и Лабораторной) пожертвовал 3 тыс. рублей . С началом Первой мировой войны там расположился госпиталь Красного Креста при Киевской бирже, которым три года ведал С. Могилевцев. Самым главным его вкладом в развитие Киева стало сооружение в 1911 году на собственные средства (500 тыс. рублей) Педагогического музея ( ул. Владимирская , 57).
С. Могилевцев умер дома, завещав имущество многочисленным племянникам . Похоронен в Брянске на кладбище Петропавловского монастыря около родных.
Историк, археограф , педагог , общественный деятель. Выпускник историко-филологического факультета Университета Св. Владимира ( 1916 , ученик М. Довнар-Запольского ). В период проживания в этом доме преподавал в высших школах Киева общие и специальные курсы истории Украины , истории революционных движений. Активно работал в учреждениях ВУАН . Секретарь, член постоянной комиссии по составлению историко-географического словаря украинской земли (1919—1929). Один из ведущих учёных Исторических учреждений ВУАН под руководством М. Грушевского . Занимал должность секретаря президиума Исторической секции ВУАН (с 1924), члена комиссий порайонного исследования Левобережной Украины и украинской историографии при ней, руководителя археографической комиссии (1924—1929). Возглавлял библиографический комитет редколлегии журнала «Украина» , рабочую комиссию по изучению киевского некрополя , созданную по инициативе М. Грушевского в составе комиссии старого Киева Исторической секции. С образованием научно-исследовательской кафедры истории Украины утверждён руководителем секции методологии и социологического обоснования истории исторического отдела (1924—1929). Являлся научным руководителем одиннадцати аспирантов кафедры. В 1926—1929 годах возглавлял секцию истории Украины научно-исследовательской кафедры марксизма-ленинизма при ВУАН.
Арестован в 1929 году по делу «Союза освобождения Украины» . В мае 1930 года осуждён на пять лет лагерей и поражение в правах на два года. Наказание отбывал в Ярославском политизоляторе , на Соловках . С 1934 года находился в административной ссылке в Саратове , где 8 декабря 1937 года повторно осуждён на десять лет лишения свободы . В 1944 году получил новый приговор — десять лет заключения. Умер в тюрьме.
Автор около 40 научных работ по историографии, истории общественных и революционных движений на Украине, краеведению , истории литературы, науки . Подготовил и издал документы по истории украинского движения во времена Первой мировой войны (1926). Ряд трудов посвящён деятельности В. Антоновича , Б. Гринченко , М. Грушевского, М. Драгоманова , , Н. Костомарова , Т. Шевченко , Д. Яворницкого . Среди киевоведческих трудов «Шевченківська демонстрація в Київі 1914: По матеріалах архіву Київського Губернського Жандармського Управління» ( «Шевченковская демонстрация в Киеве 1914: По материалам архива Киевского Губернского Жандармского Управления» , 1924), «З революційної минувшини Київа: Конференція Українського студентства в Київі в 1911» ( «Из революционного прошлого Киева: Конференция Украинского студенчества в Киеве в 1911» , 1926), «Праця Київського Українського Наукового Товариства на тлі наукового життя Наддніпрянської України» ( «Работа Киевского Украинского Научного Общества на фоне научной жизни Надднепрянской Украины» , 1929) и др.
Проживал в Шоколадном домике в конце 1920-х годов.
- Кистяковский, Игорь Александрович (1876—1941)
Учёный- правовед , общественный деятель, министр внутренних дел Украинской державы . Сын известного украинского учёного и общественного деятеля А. Кистяковского . Окончил юридический факультет Университета Св. Владимира (1897), изучал гражданское и римское право в университетах Германии . Некоторое время преподавал в Киевском университете римское право, в 1903 году переехал в Москву , где занимался адвокатской практикой, преподавал в Московском университете и Коммерческом институте . В 1910 году покинул университет в знак протеста против чиновничьего вмешательства в автономные права вуза. Под влиянием идей М. Драгоманова, которые широко пропагандировал его брат — известный философ Б. Кистяковский , заинтересовался украинским национальным движением, материально поддерживал издание журнала «Украинская жизнь». В 1917 году вернулся в Киев. В мае 1918 года назначен на должность государственного секретаря , в июле — министра внутренних дел в правительстве Ф. Лизогуба . Член партии кадетов . Придерживался умеренно-консервативного курса. Входил в группу министров Украинской державы, поддерживавший национальный курс в её деятельности. Заместитель председателя украинской делегации на переговорах с РСФСР (23 мая — 7 октября 1918 года). С июля 1918 года — сенатор . Умер в Париже .
Проживал в Шоколадном домике в 1917—1918 годах.
- Макаренко, Николай Емельянович (1877—1938)
Археолог и музеевед . Годы проживания в этом доме были трагическими в его судьбе. Известный учёный был не согласен с административно-партийным руководством ВУАН, в 1929 году вышел из состава Всеукраинского археологического комитета (ВУАК), Софийской комиссии и других учреждений ВУАН. Участвовал в археологических раскопках в Приазовье , доказал, что Мариупольский могильник — памятник мирового значения. По возвращении в 1932 году в Киев назначен руководителем сектора рабовладельческого общества при секции истории материальной культуры ВУАК. В 1934 году включён в состав комиссии по демонтажу мозаик и фресок Михайловского Златоверхого монастыря . Был единственным членом комиссии, не подписавшим акт об уничтожении древнерусской достопримечательности и выступившим против строительства Правительственной площади в Киеве, угрожающего гибелью другому древнерусскому памятнику — собору Святой Софии . Это привело к первому аресту 26 апреля 1934 года. Учёного на три года выслали в Казань , где он работал преподавателем художественного техникума и консультантом исторического музея. 24 апреля 1936 года вновь арестован, сослан в лагерь. 4 января 1938 года расстрелян в Новосибирске . В 1960 году реабилитирован .
Проживал в Шоколадном домике в 1927—1934 годах.
- Раковский, Христиан Георгиевич (наст. Кристи Станчев; 1873—1941)
Деятель болгарского , румынского , русского социал-демократического движения, государственный деятель Украины. Родился в г. Котел (Болгария). Врач по специальности . В январе—марте 1918 года — председатель Верховной автономной коллегии по борьбе с контрреволюцией на Украине, Румынии, член Румчерода . В мае—октябре 1918 года — председатель делегации РСФСР на переговорах с Украинской державой. В 1919—1923 годах — нарком иностранных дел , председатель Совнаркома УССР . С 1923 года — полпред СССР в Великобритании , заместитель наркома иностранных дел СССР. Арестован в 1937 году. Осуждён по делу «антисоветского правотроцкистского движения» в марте 1938 года. Расстрелян в Орловской тюрьме в 1941 году. Реабилитирован в 1988 году.
Проживал в Шоколадном домике несколько месяцев 1919 года.
- Яворский, Матвей Иванович (1884—1937)
Историк, академик ВУАН (с 1929). Один из первых украинских историков- марксистов , оппонент научной школы М. Грушевского. Выпускник юридического факультета Львовского университета (1910). С 1922 года работал в Украинском институте марксизма-ленинизма в Харькове , одновременно с 1924 года — заместитель, в 1926—1929 годах — исполняющий обязанности председателя Укрнауки при Наркомпросе УССР. Арестован в марте 1931 года по делу «Украинского национального центра». В 1932 году осуждён на шесть лет заключения. Расстрелян на Соловках в ноябре 1937 года. Реабилитирован в 1989 году. Автор многих научных работ, посвящённых истории Украины, общественно-политических движений, вопросам истории философии , марксистской методологии истории , первых в украинской историографии марксистских учебников по истории Украины и т. п.
Проживал в Шоколадном домике в 1929—1930 годах.
Городские легенды
- Еще при жизни Могилевцева по Киеву ходила легенда о его любви к замужней женщине, княгине или графине, для тайных свиданий с которой купец- миллионер построил роскошный особняк.
Примечания
- . Дата обращения: 9 декабря 2011. 31 июля 2013 года.
Литература
- О. Друг, Д. Малаков . Особняки Киева, Киев: Кий: 2004
- Звід пам’яток історії та культури України. Київ. Кн. І, ч. ІІІ. С—Я. К., 2011
Ссылки
- 2021-09-17
- 2