День рождения моего лучшего друга
- 1 year ago
- 0
- 0
День рожде́ния — годовщина рождения , соответствует дате рождения человека.
Обычно день рождения празднуется как домашний праздник , с семьёй и друзьями. Практикуется также и отмечание этой даты с коллегами.
Человека в день его рождения называют новорождённым , виновником торжества , именинником . Последнее название в ходу уже с XIX века и связано со сменой традиции праздновать именины на традицию праздновать день рождения и смешением названий праздников. Некоторыми словарями такое употребление слова именинник отмечается как ошибочное или просторечное .
Также для обозначения человека в день его рождения в XX веке употреблялось просторечное, ныне устаревшее, рожде́нник .
Во множестве культур с древнейших времён по достижении ребёнком определённого возраста проводился обряд инициации , но он не был привязан к дате рождения. Самые ранние упоминания о праздновании дня рождения относятся к особо значительным фигурам — фараонам, царям, богам. День рождения как личный праздник стал распространяться в 1-м тысячелетии до нашей эры.
Наиболее ранние свидетельства о праздновании дней рождения относят к фараонам древнего Египта с датировкой около 3000 года до н. э., однако некоторые историки отмечают , что ни достоверные свидетельства празднования именно дня рождения (в отличие от празднования рождения наследника и ежегодного дня воцарения), ни даже записи точной даты рождения фараонов не появляются до VII века до н. э., или даже до времён эллинизма . День рождения праздновался только для фараонов и их наследников, первое празднование дня рождения женщины относится к правлению царицы Клеопатры II (II век до н. э.). Обычай праздновать день рождения царя существовал и в Ассирии . День рождения праздновался пиром, в котором принимали участие знать, а также слуги и рабы; в честь праздника из тюрем нередко выпускали заключённых .
Существуют записи о точных датах рождения детей и о праздничных жертвоприношениях по этому поводу при дворе шумерского энси Лугальанда в XXIV веке до н. э.. Возможно, именно это — первое достоверное свидетельство о праздновании дня рождения. При этом у шумеров и вавилонян по крайней мере до VIII или даже до VI века до н. э. обычно не записывались не только даты рождения, но даже и возраст людей, героев и богов .
В книге Бытия упоминается, что фараон в день своего рождения « сделал … пир для всех слуг своих » ( Быт. ) .
Интерес к точной дате рождения распространился в V веке до н. э. среди завоёванных персами вавилонян в связи с популярностью гороскопов . Празднование частных дней рождения было принято у персов державы Ахеменидов (согласно сообщениям Геродота и Платона ). Обычай отмечать день рождения пирами и поднесением подарков виновнику торжества знали и другие восточные народы .
В Древней Греции и Древнем Риме праздновалось само рождение ребёнка; обычай праздновать частные дни рождения начал приживаться в Греции лишь с эпохи Александра Македонского , а позднее схожий обычай установился и у римлян . В эпоху до эллинизма в Греции отмечались дни рождения богов, при этом они были не ежегодными, а ежемесячными (например, день рождения Артемиды — 6-е число каждого месяца по афинскому календарю ). Существует теория , возводящая обычай именинного пирога со свечками к посвящённым Артемиде пирогам, украшаемым зажжёнными свечами, символизировавшими свет луны. Признавались общественно важными также даты рождения общенационально известных фигур (например, Платона ), при этом точность даты была совершенно не важна — дата привязывалась к примечательным событиям задним числом. По некоторым источникам, ежемесячно в эллинистическом мире могли отмечаться и дни рождения правителей (например, ежемесячный день рождения Антиоха Епифана упоминается в 2Мак. ), и даже частных лиц.
Гения славь и виски чистым вином ороси;
Пусть благовонье струят блестящие волосы бога,
Пусть вязеницы цветов падают с плеч и с чела.
Дня сего Гений, приди: почту я тебя фимиамом,
Сладкий пирог испеку на мопсопийском меду.
Элегия Мессале.
Альбий Тибулл
, I век до н. э., в переводе
Льва Остроумова
В древнем Риме день рождения праздновался как день гения -покровителя, в его честь совершалось возлияние, жертвоприношение (специальным пирогом), курился фимиам. Дом и очаг украшались венками, новорождённый надевал праздничную тогу ( toga alba ), устраивал пир для друзей и принимал пожелания счастья, поздравления (нередко — стихотворные и песенные), и подарки; на пиру в его честь возглашались тосты -здравицы. Праздновались даже дни рождения отсутствующих и умерших. Первые упоминания о праздновании дней рождения частных лиц относятся к началу II века до н. э. ( Плавт ) и относились к празднованию дня рождения главы семьи, дни рождения женщин и детей не праздновались (помимо празднования самого рождения). Против празднования дня рождения, как бессмысленного обычая, выступал Цицерон : «никоим образом недостойно мудреца … думать, что у каждого человека существует какой-то день рождения». В отличие от Греции, дни рождения богов в Риме не отмечались; вместе с тем существует теория , связывающая римские традиции празднования дня рождения с обычаями празднования дня рождения бога Митры . Дни основания обществ и организаций (например, городских общин и храмов), дни воцарения императоров рассматривались как вид дня рождения. Дни рождения римских императоров отмечались подарками народу, а также парадами, спортивными и музыкальными состязаниями, играми в цирках и амфитеатрах; праздновались также дни рождения предыдущих императоров .
В III веке н. э. римский писатель Цензорин составил в качестве подарка на день рождения своему патрону книгу De die natali (с лат. — «О дне рождения») об обычаях дня рождения и обо всем, что счёл связанным с рождением человека (например, астрология , нумерология , календари) .
О праздновании дня рождения у древних евреев нет свидетельств, за редкими исключениями дней рождения правителей в эпоху эллинизма и позже. В частности, Флавий («Древности», XIX, 7, § 1) упоминает пир в честь дня рождения Агриппы I . Помимо того, из Евангелий известно о праздновании дня рождения правителя Галилеи Ирода , которое завершилось казнью Иоанна Крестителя ( Мф. , Мк. ) .
В Талмуде в нескольких местах отмечается, что день рождения — особая дата, имеющая значение для человека; одновременно с этим для мудрецов Талмуда и более поздних раввинов день рождения — это языческий праздник, отмечать который не следует. Среди аргументов приводился тот факт, что упоминание дня рождения фараона — единственное в Торе упоминание празднования дня рождения. Такое отношение сохранялось среди части иудеев в течение долгого времени .
Значительно позже, с XIV века, у евреев появился обычай праздновать 13-й день рождения, совпадающий с достижением религиозного совершеннолетия (см. Бар-мицва ).
Ранние христиане рассматривали празднование дня рождения как языческую традицию, такое празднование не одобрялось церковью, и традиция отмечать чьи-либо дни рождения прекратилась .
К XII веку, с развитием регистрации рождений и крещений в приходской книге и со смягчением позиции церкви, повторно возникла традиция празднования в семьях дня рождения. В XIII веке у немецких крестьян сложился определённый ритуал детского дня рождения, включающий задувание свечей на специальном круглом пироге одновременно с загадыванием желания, которое надлежало держать в тайне. Количество свечей на пироге соответствовало возрасту новорождённого .
Распространённым обычай праздновать день рождения стал во времена протестантской Реформации .
В древнем Китае , как и у соседних народов (тибетцы, монголы, корейцы, японцы) не было принято вести отсчёт возраста от даты рождения, возраст человека отсчитывался от Нового года , который был как бы всеобщим днём рождения .
Обычай праздновать день рождения вошёл в Китае в обиход скорее всего под влиянием празднования дня рождения Будды в буддизме. Если в 644 году император Тай-цзун выражал недовольство новомодным обычаем и неуместным весельем в этот день, то к VIII веку императоры устраивали по поводу своего дня рождения многолюдные пиры, а празднование дня рождения прочно вошло в быт китайцев. Отмечалось, что если родители виновника торжества умерли, то веселье неуместно, но на подарки общественная мораль ограничения не налагала. Дорогие подарки чиновникам по случаю дня рождения вызывали недовольство власти и в XIII веке были запрещены под страхом ссылки .
В дореволюционной России обычно праздновали не день рождения, а именины , и даже празднование именин не было повсеместным .
Тем не менее, в особых случаях праздновались и дни рождения: первоначально день рождения был в России «царским» праздником. Празднование царских дней рождения началось в России с Фёдора Алексеевича : в 1676 году в «Книгах царских выходов» появились отметки о службах в день его рождения. Впоследствии стали праздновать дни рождения и других членов царской семьи . Историк Алексей Доронин указывает, что Пётр I , хотя и не считал свой день рождения великим праздником, всё же отмечал его, если находился в Петербурге . Интересно и то, что масштаб торжеств в день рождения Петра с течением времени возрастал .
В начале XX века в Российской империи именины ( тезоименитства ) и дни рождения императора, императрицы, наследника престола и его супруги, а также иных представителей царствующего дома входили в число так называемых царских дней , и по случаю дня рождения кого-либо из указанных лиц в храмах после литургии служили благодарственный молебен .
Обычай праздновать дни рождения в России стал распространяться только в XIX веке и только в некоторых кругах (дворянство, богатое купечество). Традиции празднования именин в России определили традиции празднования дня рождения, вплоть до переноса названия праздника на день рождения .
Празднование обычно включает угощение для друзей и близких, приём гостей, дарение подарков виновнику торжества и поздравление его. В большинстве случаев день рождения празднуется как домашний (семейный) праздник, однако существует и традиция поздравлять с днём рождения коллег и отмечать праздник в кругу сослуживцев; распространяется также празднование дня рождения в развлекательных учреждениях (клубах, кафе и т. д.) .
Распространены традиции многократного (по числу лет) тягания за уши или других физических воздействий (например, поднимание за руки и за ноги, раскачивание, щипки), исполнения служащей приветственным поздравлением песни (например, в англоязычных странах, и не только, — Happy Birthday to You , самая популярная в мире песня, согласно Книге рекордов Гиннесса). Принято украшать праздничный пирог или торт зажжёнными свечами, число свечей при этом равно исполнившемуся возрасту или больше на одну; именинник должен задуть все свечи и загадать при этом желание .
Антрополог ( англ. ) полагает, что традиция пожеланий имениннику на день рождения имеет магические корни и связана с идеей о том, что в день своего рождения человек ближе (или более открыт) для мира духов; коренятся в языческих магических ритуалах и дарение подарков, и специальный пирог со свечами, задуваемыми при загадывании желания.
В некоторых культурах дни рождения по достижении определённого возраста выделяются особо и могут иметь специальные названия и ритуалы. Например, праздник 15-летия у девочек в Латинской Америке ( кинсеаньера ), праздник религиозного совершеннолетия у евреев ( бат-мицва в 12 у девочек и бар-мицва в 13 у мальчиков), 16-летие у девушек в США ( sweet sixteen ).
Обыкновение праздновать день рождения постепенно укоренялось в советское время, ещё в 1970-е годы празднование дня рождения для всех членов семьи описывался как в основном городской обычай . В современной России и СНГ праздновать день рождения, в той или иной мере, принято практически всеми.
В день рождения приняты общераспространённые обычаи приёма гостей с угощением, пирогом или тортом со свечами, подарками имениннику, нередко рукодельными; женщинам часто дарят цветы, а детям — игрушки.
В качестве песни-поздравления, особенно для детей, традиционно используется хороводная песня «Каравай», начинающаяся словами: «Как на (
имя
) именины испекли мы каравай…»
. В последнее время нередко исполняют известную английскую песню-поздравление
«Happy Birthday to You»
, часто и в русском переводе — «С днём рождения тебя!…».
Существует традиция приходить в гости без приглашения, с тем, чтобы поздравить новорождённого
.
Среди дней рождения выделяют так называемые юбилеи . Особо торжественно празднуют 50-летие и достижение пенсионного возраста .
В Китае дни рождения, как правило, торжественно празднуются только для младенцев и пожилых людей; отмечать день рождения каждый год не принято. Когда день рождения празднуется, это может быть сделано и по традиционному лунному календарю и по западному григорианскому календарю , при этом система подсчёта возраста включает в себя время беременности. С днём рождения и подарками на этот день связаны множество суеверий.
В Японии обычай празднования дня рождения широко прижился в XX веке, с введением в 1902 году современной системы отсчёта возраста человека от даты его рождения . Принято поздравлять своих родителей с годовщиной их дня рождения. Существуют праздники в честь детей, которым в текущем году исполняется 3, 5 и 7 лет, а также праздник для тех, кто достиг 20 лет, но они празднуются в одну для всех дату. Национальным праздником является День рождения императора .
Празднование дня рождения в Украине объединяет друзей и близких в яркой и радостной атмосфере. Это время, когда люди собираются вместе, чтобы создать незабываемые воспоминания и дорожить обществом друг друга. Праздничные пикники и посиделки на природе, захватывающие приключения в городе - каждый найдет себе занятие по душе. Празднование часто сопровождается зажигательными танцами, душевным пением и искренними тостами в честь почетного гостя. Конечно, ни одно украинское празднование дня рождения не будет полным без угощения вкусными кусочками торта, украшенными разноцветной глазурью и мерцающими свечами, символизирующими надежду, радость и прохождение еще одного года. Это проверенная временем традиция, которая сближает людей и создает связи, сохраняющиеся на всю жизнь.