Interested Article - Нагваль
- 2021-08-18
- 1
Нагва́ль , или Нагуаль ( англ. Nagual от аст. nahualli — быть спрятанным, сокрытым ) — в мифологии индейцев Центральной Америки дух-хранитель человека, териоморфный двойник .
Этимология и использование термина
Термин «нагваль» происходит от аст. nahualli — быть спрятанным, сокрытым . Согласно ацтекским легендам, нагваль может быть не только у людей , но также у животных и даже богов . Часто изображался в виде животных ( ягуара , койота , орла , квезаль и др.), в этом смысле нагваль противоположен тоналю . Также нагвалем мог называться любой человек, практикующий магию ( колдун - шаман ) и способный перевоплощаться в тотемное животное .
Также термин широко используется в книгах Карлоса Кастанеды , где он обозначает скрытую, потаённую и неописуемую сторону человека.
Научные сведения
Нагуализм — явление, связанное с применением сил нагвалей в пользу или во вред, в зависимости от их личностных особенностей. Концепция нагуализма имеет общемезоамериканский характер. Нагуализм связан с шаманскими практиками, присущими доиспанскому периоду, через использование изображений ольмеков и тольтеков, которые интерпретируются как превращение людей в животных. Эта система также связана с мезоамериканской календарной системой, используемой для проведения ритуалов гадания .
Возможность стать нагвалем может быть определена по дате рождения человека. Мезоамериканская вера в тонализм, основанная на предположении о существовании животного-двойника, связанного с жизненной силой каждого человека, также укоренена в нагуализме .
Особенности нагваля приобретаются при рождении, вместе с другими характеристиками, связанными с днём рождения человека, животного или божества. Каждый день ассоциируется с определённым животным, которое имеет свои особенности и сильные и слабые стороны. К примеру, человек, рождённый в «День собаки», будет обладать как сильными, так и слабыми аспектами, характерными для этого животного. Слово «тоналли» языка науатль используется для обозначения как дня, так и связанного с ним животного.
Нагваль считается своего рода духом-компаньоном, причём термин « тональ » относится к духу дня, в то время как «нагваль» представляет собой знакомого духа дня. Можно предположить, что «тональ» представляет дневной аспект, а «нагваль» — ночной аспект тоналли, то есть «вещи дня». Практикующие могущественную магию часто рождаются в дни, связанные с животными, обладающими сильным или неблагоприятным аспектом. Они обладают определёнными нагвальностями, такими как ягуар или пума . В ацтекской мифологии бог Тескатлипока считался заступником нагуализма , поскольку его тональ представлял собой ягуара, и он руководил распределением богатства.
В современной сельской Мексике термин «нагваль» иногда используется как синоним слова «брухо» ( brujo, волшебник). Нагвалями называют тех, кто, предположительно, способен ночью превращаться в животных (обычно в собаку , сову , летучую мышь , волка или индейку ), пить кровь человеческих жертв, красть имущество, вызывать болезни и совершать подобные действия. В некоторых коренных сообществах нагвали включены в религиозную иерархию. Нагвалей часто нанимают для снятия проклятий , наложенных другими нагвалями. Однако в других сообществах обвинение в нагвальизме может привести к насильственным нападениям со стороны общины на обвиняемого .
Изучение нагуализма на западе было инициировано археологом, лингвистом и этнологом Дэниэлом Гаррисоном Бринтоном, который в 1894 году опубликовал книгу «нагуализм: исследование фольклора и истории коренных американцев» ( Nagualism: A Study in Native-American Folklore and History) . В этой книге были описаны исторические интерпретации термина и практик нагуализма в Мексике. Бринтон также определил различные верования, связанные с нагуализмом в современных мексиканских общинах, таких как миксе, науа, сапотеки и миштеки. В последующих исследованиях нагуализм описывался в различных мезоамериканских культурах, таких как зокес и жакальтеки, к’иче', к’екчи' и цельтальские майя. Среди жакальтеков нагвали укрепляют коренные сообщества и наказывают тех, кто сотрудничает с некоренными ладино.
В 1955 году Густаво Корреа предположил, что нагуализм не являлся доколумбовым, а был полностью импортирован из Европы, где сравнил его со средневековым верованием в оборотней. Однако фольклор о существовании оборотней не ограничивается ни Европой, ни Средневековьем. Например, в старейших литературных произведениях, таких как эпос о Гильгамеше из древневосточной Семитии, также содержатся образы оборотней. Оборотни ( ликантропы ) не являются ни единственной, ни самой ранней формой фольклорного териантропизма (превращение человека в животное или наоборот).
Каплан приходит к выводу, что в Оахаке вера в злобных нагвалей, способных менять свою форму, распространена как среди коренного населения, так и среди метисов. По словам Каплана, вера в духовных компаньонов-животных является особенностью исключительно коренных народов. В верованиях же других народностей, таких как миксы (Mixes), чинантеки (Chinantecos), трики (Triquis) или такуаты (Tacuates), те, кто способен контролировать своего нагваля или альтер эго , выступают в роли защитников людей, природных ресурсов и культуры своего сообщества. Они пользуются высоким уважением, но также вызывают определённый страх.
Нагваль стал широко известным благодаря книгам о шаманизме писателя Карлоса Кастанеды .
В искусстве
- Образ нагваля-ворона активно используется в фильме « Ворон ».
- В песне «Бритва Оккама» группы « Ковчег » упомянута «Собака Нагваль».
- В песне «Не учи отца» группы «Качели» также упомянут нагваль.
- В песне «Мануна» группы « The ВЙО » упоминаются тональ и нагваль.
- В песне «Тональ и Нагваль» Михаила Елизарова .
- В песне «Речь побледневших копий» исполнителя «Вандальский».
- В мультсериале «Без зла» многие персонажи используют нагваль.
- В романе Виктора Пелевина « Священная книга оборотня ».
- В песне «Возвращение Кукулькана» группы «ШЛЕМ».
- В песне «Кукольник» группы «Нет Неба».
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 26 октября 2013. 22 июля 2013 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2013. 29 октября 2013 года.
- * Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2014. — 377 с. — ISBN 978-617-7085 -11.
- . Дата обращения: 26 октября 2013. Архивировано из 29 октября 2013 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2013. 29 октября 2013 года.
- . dictionary.sensagent.com . Дата обращения: 17 июля 2023. 17 июля 2023 года.
- Lucille N. Kaplan. // The Journal of American Folklore. — 1956. — Т. 69 , вып. 274 . — С. 363–368 . — ISSN . — doi : . 13 августа 2023 года.
- . Воины и военная техника вики . Дата обращения: 17 июля 2023. 17 июля 2023 года.
- . onlinebooks.library.upenn.edu . Дата обращения: 17 июля 2023. 28 мая 2023 года.
- . Читать онлайн . Дата обращения: 17 июля 2023. 11 мая 2021 года.
- Pedro Carrasco. // American Anthropologist. — 1956-12. — Т. 58 , вып. 6 . — С. 1149–1150 . — ISSN . — doi : .
- Rubén E. Reina. (исп.) // Revista de Ciencias Sociales. — 1958-07-01. — Fasc. 2 . — P. 266–267 . — ISSN . 17 июля 2023 года.
- Михаил Серяков. Фотозаписки неизвестного блохера (3 сентября 2012). Дата обращения: 17 июля 2023. 17 июля 2023 года.
Литература
- Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2014. — 377 с. — ISBN 978-617-7085-11-8 .
- Correa, Gustavo, 1955, «El espiritu del mal en Guatemala» in Nativism and Syncretism , Middle American Research Institute Publications 19:37-104, Tulane University.
- Hoag Mulryan, Lenore, 1996, Nagual in the Garden: Fantastic Animals in Mexican Ceramics . Los Angeles, , ISBN 978-0930741495 .
- Kaplan, Lucille, 1956, Tonal and Nagual in Coastal Oaxaca, Journal of American Folklore 69 :363-368
- Nutini, Hugo G. & John M. Roberts. (1993) Bloodsucking Witchcraft: An Epistemological Study of Anthropomorphic Supernaturalism in Rural Tlaxcala . . Tucson. ISBN 0-8165-1197-7 .
- Stratmeyer, Dennis & Jean (1977) «The Jacaltec Nawal and the Soul Bearer in Concepcion Huista», in Cognitive Studies of Southern Mesoamerica , Helen L. Neuenschander and Dean E. Arnold eds., Summer Institute of Linguistics, Museum of Anthropology Publication 3
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2021-08-18
- 1