Interested Article - Маракас (музыкальный инструмент)
- 2020-07-29
- 2
Мара́кас , маракасы , мара́ка́ ( кариб. maraca , мн. ч. maracas ) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино , разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас» ( мужской род , единственное число) или «маракасы» (мужской род, множественное число). Это связано с механическим перенесением в русскую речь испанского названия инструмента во множественном числе ( исп. maracas ), дополняемого сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Более правильной формой названия является «марака» ( женский род , единственное число; множественное число — «мараки»).
Традиционные маракасы
Первоначально для изготовления маракас использовались высушенные плоды горлянкового дерева ( лат. Crescentia cujete ), известного на Кубе под названием «гуи́ра» ( исп. güira ), а в Пуэрто-Рико — «игуэ́ро» ( исп. higüero ) . Горлянковое, или калебасовое, дерево — это небольшое вечнозелёное растение из семейства Бигнониевых ( лат. Bignoniaceae ), широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме . Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов.
Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленных в корпусе отверстия и сушки плода, внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.
Родственные инструменты Африки
Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба . Они изготавливались из тыкв-горлянок ; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе ( исп. agbe ) . Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками , привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.
Современные маракасы
Мараки получили широчайшее распространение не только по всей Латинской Америке, но и в странах Старого Света . Современные латиноамериканские ансамбли могут использовать разные инструменты, но представить себе такой оркестр без исполнителя (как правило — певца ), играющего на паре марак, просто невозможно. Помимо плодов игуэро и тыквы, мараки изготавливались также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых орехов и даже из кожи. Современные мараки изготавливаются как традиционным способом — из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из более современных материалов, в первую очередь — из пластмассы.
В современный симфонический оркестр мараки ввел Прокофьев в балете Ромео и Джульетта и кантате Александр Невский .
Региональные названия
Считается, что слово «марака» заимствовано из языка индейцев тупи-гуарани , обитавших на территории современной Бразилии . В разных областях Латинской Америки, помимо основного варианта названия, используются и другие обозначения мараки:
- альфандо́ке ( исп. alfandoque ), каранга́но ( исп. carangano ) и хера́са ( исп. geraza ) — в Колумбии ;
- ассо́н ( фр. asson ) или ча-ча́ ( фр. tcha-tcha ) — в Республике Гаити ;
- ба́по ( порт. bapo ) или карка́ша ( порт. carcaxa ) — в Бразилии;
- дадо́о ( исп. dadoo ) — в Венесуэле ;
- мару́га ( исп. maruga ) — на Кубе (название относится в основном к металлическим маракам);
- наси́си ( исп. nasisi ) — в Панаме;
- сонья́ха ( исп. soñaja ) — в Мексике;
- уа́да ( исп. huada ) — в Чили ;
- чинчи́н ( исп. chinchín ) — в Гватемале ;
- ша́к-шак ( англ. shac-shac ) — на острове Тринидад ( Тринидад и Тобаго ) .
Примечания
- ↑ .
- .
- .
- .
- Следует отметить, что оба этих названия восходит к языку индейцев таино .
- Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Справочник, мировые ресурсы полезных растений. — Л., Наука, 1969, стр. 390.
- Mauleón, Rebeca. Salsa guidebook for piano and ensemble. — Petaluma, California: Sher Music Co., 1993, p. 251. Существует большое количество версий транскрипции названия группы этих музыкальных инструментов: agbe, agwe, agüe. Здесь мы употребляем наиболее распространённый вариант.
- К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах. — Москва: Московская Типография №6, 1981. — 206 с. — ISBN 5-7140-0918-5 .
- Mendes, John. Cote ce Cote la: Trinidad & Tobago dictionary. — Arima, Trinidad, 1986, p. 135.
Литература
- // Большая российская энциклопедия. Том 19. — М. , 2011. — С. 74.
- // Музыкальная энциклопедия. Том 3. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Стб. 437.
- Рогаль-Левицкий Д.Р. Маракасы // Современный оркестр. Том 3. — М. : МузГИз, 1956. — С. 195—200.
- Дмитриев Г.П. Маракасы, чокало (тубо), камесо // Ударные инструменты. — М. : Советский композитор, 1991. — С. 29—31. — 145 с.
- 2020-07-29
- 2