Interested Article - Бней Ноах

Бней Но́ах ( ивр. בְּנֵי נוֹחַ ‎ — « Потомки Ноя », Ноахи́ды ) — современное монотеистическое религиозное движение, пропагандирующее « иудаизм для неевреев ». Согласно воззрениям иудаизма, для исполнения Божьей воли неевреи не обязаны переходить в иудаизм, однако на них возлагается обязанность соблюдения « Семи законов потомков Ноя ».

Формально ивритский термин «Бней Ноах» относится ко всем неевреям, поскольку все люди, согласно Торе , являются потомками Ноя еврейскому народу применяется термин «Бней Исраэ́ль», ивр. בְּנֵי יִשְׂרָאֵל ‎). Однако в настоящее время он всё чаще используется в отношении тех неевреев, которые добровольно присоединились к еврейскому Завету и взяли на себя соблюдение «Семи заповедей потомков Ноя» согласно представлениям иудаизма.

Теологическое обоснование

Согласно Торе , все человечество является потомками Ноя ( ивр. Ноах ). Ной и три его сына Шем , Хам и Йефет , а также их жёны пережили Всемирный потоп в Ковчеге , после чего начали вновь заселять Землю. Когда семья Ноя покинула ковчег, Бог заключил с ними Завет. Согласно Талмуду , этот завет содержал в себе Семь законов потомков Ноя. Таким образом, на всех людей возложена обязанность их соблюдения, а на еврейский народ , кроме того, дополнительные обязанности, принятые после дарования Торы на горе Синай .

Концепция Бней Ноах — это не новая религия, а полностью ортодоксальный иудаизм, в его практиковании не-евреями.

С точки зрения иудаизма, соблюдение Семи законов является наиболее приемлемой линией поведения для нееврея. Согласно мнению, высказанному в Талмуде и поддержанному Рамбамом и многими другими авторитетами, представителям других народов, сознательно соблюдающим эти законы в силу их божественного происхождения, уготовано место в Грядущем мире ( ивр. עוֹלָם הַבָּא ‎, Ола́м а-ба́) наряду с евреями , соблюдающими 613 заповедей . В раввинистической литературе к таким неевреям применяется термин «праведники народов мира» ( ивр. חֲסִידֵי אֻמּוֹת הָעוֹלָם ‎, хасиде́й уммо́т а-ола́м; не следует путать с почётным званием , присуждаемым институтом Яд ва-Шем ).

С точки зрения еврейской традиции, в будущем всё человечество будет придерживаться монотеизма Танаха , и в этом они будут едины с евреями, как сказано в пророчестве Цфании «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» ( Соф. ). Таким образом Завет, заключённый Богом с евреями, должен постепенно распространиться на всё человечество. Праведники народов мира при этом будут «праведными неевреями», то есть для присоединения к Завету с Богом они вовсе не обязываются переходить в иудаизм, то есть совершить гиюр (однако те, кто захочет, может это сделать).

Виднейший мыслитель иудаизма, великий Маймонид собрал все современные ему талмудические и галахические решения, касающиеся этих заповедей, и изложил их со своими комментариями в разделе «Законы царей и войн» своего фундаментального труда Мишне Тора .

Семь законов потомков Ноя

Согласно представлению иудаизма, Бог дал человечеству через Ноя следующие заповеди:

  1. Запрет идолопоклонства единобожие , запрет служения ложным богам
  2. Запрет богохульства — почитание Бога
  3. Запрет предумышленного убийства — уважение к человеческой жизни
  4. Запрет на грабеж и похищение человека — уважение к имуществу ближнего
  5. Запрет прелюбодеяния (полового разврата) — запрет на инцест , супружескую измену (брать чужих жен), половую связь с женой отца (даже если она не мать и даже после смерти отца), запрет на гомосексуализм и скотоложество
  6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого — уважение к живым существам (включая людей)
  7. Обязанность создать справедливую судебную систему и понятные законы, а также обеспечить равенство всех перед этим законом.

В каждой из этих заповедей есть немало деталей и подробностей. Кроме того, существуют дополнительные законы, которые приведены в Талмуде как обязательные для народов мира на основе анализа текста Письменной Торы или предания. Они в своём большинстве являются предметом дискуссий еврейских мудрецов. Среди них — запреты скрещивания животных и деревьев, кастрирования людей и животных, колдовства , нанесения ударов человеку; обязанности благотворительности, рождения детей, уважения родителей.

Законы потомков Ноя не были достаточно детально разработаны на протяжении истории из-за их малой востребованности. Лишь последние годы многие вопросы, связанные с законами потомков Ноаха, стали темой интенсивных обсуждений.

Современное движение

Первым инициатором создания движения Бней Ноах в новое время был раввин Бенамозег Элияху в конце XIX века, но реально это движение началось в последней четверти XX века в связи с изменением представлений народов мира о евреях и иудаизме (и резко возросшим интересом к нему), которое произошло после воссоздания Государства Израиль и, особенно, после Шестидневной войны 1967 года, продвинувшей Израиль в направлении «Библейского государства».

В результате распространения идей иудаизма, особенно в США , образовалось общественное движение, объединяющее людей, желающих соблюдать приведённые выше законы в строгом соответствии с учением иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм запрещает пропаганду перехода в иудаизм, однако считается, что еврейский народ обязан помогать в распространении Законов потомков Ноя среди народов мира.

В настоящее время в мире существуют общины «потомков Ноя» (общей численностью в несколько десятков тысяч человек), часто связанные с местными еврейскими общинами. Был создан ряд организаций, координирующих действия этих общин и укрепляющих связь между ними и еврейским сообществом. Основными являются United Noahide Academies , , а также United Noahide Council .

В Израиле под руководством раввина Ури Шерки создан , придерживающийся расширительного подхода к возможностям полноценного подключения Бней Ноах к иудаизму во всех аспектах.

Работает организация United Noahide Academies , близкая к High Council of B’nei Noah , а также United Noahide Council .

В американском обществе, и англоязычном обществе вообще, это движение распространено намного шире.

В последние годы под руководством ортодоксальных раввинов был разработан молитвенник для неевреев , а также был издан ряд публикаций, посвящённых подробностям соблюдения заповедей.

Две концепции «Бней Ноах» в современном иудаизме

В иудаизме сегодня существуют две разные концепции «Бней Ноах»:

  1. «Движение „Бней Ноах“ состоит в соблюдении только семи заповедей, остальные заповеди иудаизма не относятся к ним» — такова точка зрения части последователей Хабада (раввин Мойше Вайнер) и некоторых других направлений. Это означает, что «Бней Ноах» не могут соблюдать субботу, изучать Тору (кроме семи заповедей) и т. д. Раввин Мойше Вайнер является специалистом по законам Торы, обращённым к народам мира . Он автор многих книг посвящённых различным областям еврейского законодательства, и среди них — «Семь врат праведности», «90 Законов» и трёхтомная антология «Семь заповедей Всевышнего», обобщившая весь сохранённый традицией корпус знаний в этой сфере. «Семь заповедей Всевышнего» («Шева Мицвот ха-Шем») была представлена на рассмотрение всемирно известным раввинским авторитетом, гаоном раввином Залманом Нехемией Гольдбергом, который был членом Верховного раввинского суда Израиля. Он подробно изучил полный текст, добавил комментарии во многие сноски и дал своё одобрение . Книга также получила одобрение от раввина Шломо Моше Амара (президент Высшего раввинского совета Израиля и бывшего главного сефардского раввина Израиля , раввина Якова Элиэзрова (глава раввинского суда Большого Иерусалима) , раввина Гедалии Дова Шварца (глава раввинских судов Совета раввинов Америки и Чикагского раввинского совета) .
  2. «Движение „Бней Ноах“ состоит в полном присоединении к иудаизму как к религии, без того чтобы стать частью еврейского народа (и поэтому без совершения гиюра), но с тем, чтобы учиться у евреев и вместе продвигать мир». После того, как «Бней Ноах» принимают на себя обязательные 7 заповедей, они могут по желанию осуществлять остальные еврейские заповеди, в том числе изучение Торы, соблюдение субботы, празднование еврейских праздников и т. д. Такой точки зрения придерживаются, например, раввины Йоэль Шварц и Ури Шерки . Согласно первому из приведённых подходов ответ на вопрос «Может ли нееврей соблюдать субботу и изучать Тору?» отрицателен, а согласно второму — положителен. Маймонид в своих книгах в одном месте пишет «гой не должен соблюдать Субботу и изучать Тору», а в другом — «если Бен Ноах хочет соблюдать другие заповеди, помимо 7 базовых заповедей „Бней Ноах“, то он получает за них награду с Неба, и мы (евреи) должны поддерживать его в этом». Многие цитируют первую фразу из Маймонида, не зная о второй. Раввин Ури Шерки (и раввинский совет организации ) объясняют это противоречие у Маймонида тем, что «гой» и «Бен Ноах» — это разные галахические понятия. «Гой» — это нееврей, который ещё не принял на себя заповеди «Бней Ноах», но если он уже принял эти заповеди, — то он перестал быть «гой» и стал «Бен Ноах», и может соблюдать дальнейшие заповеди, в том числе соблюдать субботу и учить Тору.

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 сентября 2016. 24 октября 2017 года.
  2. . Дата обращения: 22 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
  3. . Дата обращения: 22 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
  4. . Дата обращения: 22 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
  5. от 22 февраля 2022 на Wayback Machine и раввина Джейкоба Иммануила Шохета из Торонто, Канада от 22 февраля 2022 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 22 сентября 2016. 21 ноября 2017 года.

Ссылки

  • Ури Шерки .
  • Ури Шерки .
  • Раввин Мойше Вайнер
  • Раввин Шимон Довид Коуэн
  • Сидур
  • Pinchas Polonsky , Golda Akhiezer. (англ.) (анализ истории, общих принципов и практики ноахидского движения)

Общины ноахидов в англоязычном мире

Источник —

Same as Бней Ноах