Венский конгресс
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́нский Диоскори́д ( лат. Codex Vindobonensis или лат. Codex Aniciae Julianae ) — иллюминированная рукопись сочинения Диоскорида « О лекарственных веществах » ( др.-греч. Περὶ ὕλης ἰατρικῆς , лат. De materia medica ), созданная в начале VI века в Константинополе . Хранится в Вене в Австрийской национальной библиотеке (каталожное обозначение Codex medicus Graecus 1 ). В 1997 году ЮНЕСКО внесло Венский Диоскорид в международный реестр « Память мира » .
Рукопись была создана по заказу Аникии Юлианы не позднее 512 года . По другой версии, рукопись преподнесли ей как подарок в благодарность за основание церкви . Эта версия находит своё подтверждение в надписи, сопровождающей одну из миниатюр , в которой содержится похвала Аникии Юлиане за постройку ею в 512—513 годах церкви в районе Константинополя Гонората . В 1560-х годах Диоскорид был обнаружен в Стамбуле и приобретён послом Священной Римской империи де Бусбеком для императорской библиотеки .
Рукопись написана на пергаменте , и в нынешнем виде включает 491 лист форматом 37 × 30 см. Её украшают 435 тщательно выполненных рисунков растений (383 миниатюры на полном листе) и животных, а также пять фигурных миниатюр в эллинистическом духе, заключённых в орнаментальные рамки. На четырёх представлены четырнадцать знаменитых римских и греческих врачей, включая автора рукописи врача Диоскорида (он изображён открывающим магические свойства корня мандрагоры , который ему протягивает женская фигура, олицетворяющая открытие). На пятой миниатюре помещён портрет Аникии Юлианы в окружении аллегорических фигур Великодушия и Мудрости. Относительно последней миниатюры академик В. Н. Лазарев замечает, что она отражает утончённые вкусы византийской аристократии :
Краски, образующие тончайшую колористическую гамму из нежных розовых, лиловых, синих, зелёных, фиолетовых и золотых тонов, наложены с импрессионистической лёгкостью, достигающей особой воздушности в фигурках эскизно выполненных путти .
По его мнению, миниатюра является оригинальной, хотя возможно и созданной по образцу позднеантичной книжной миниатюры III—V веков.
Напротив, искусствовед Галина Колпакова пишет, что Венский Диоскорид — это «„расхожая“ античность, ориентированная на обычный средний уровень художественного восприятия» . Относительно миниатюры с изображением Аникии Юлианы она предполагает, что её образцом послужило какое-то произведение декоративно-прикладного искусства (например, чаша или блюдо). При этом в изображении нарушена изокефалия (центральная фигура выше боковых) и фронтальность (боковые фигуры повёрнуты к центральной как створки дверок), хотя «лица написаны очень живо и материально, сочность и живое ощущение плоти подчёркнуты нежной переливчатостью колорита» :220 .