PLATO (телескоп)
- 1 year ago
- 0
- 0
Programmed Logic for Automated Teaching Operations ( PLATO , рус. Программный алгоритм для автоматизированных операций преподавания ) — первая система электронного обучения (изначально работавшая на компьютере ILLIAC I ), к концу 1970-х годов состоявшая из нескольких тысяч терминалов по всему миру и более десятка мейнфреймов , соединённых общей компьютерной сетью . Система PLATO была разработана в Университете Иллинойса и использовалась в течение 40 лет. Она была первоначально создана для выполнения простых курсовых работ студентами университета Иллинойса, местными школьниками и студентами ряда других университетов. На данный момент существует несколько работающих систем, являющихся потомками PLATO.
Реализацией проекта системы PLATO занималась Control Data Corporation (CDC) — она производила компьютеры, на которых работала эта система. Президент корпорации планировал, что система PLATO станет важной силой в компьютерном мире, однако вывод системы на рынок оказался неуспешным. Последняя работающая система была отключена в 2006 году (всего через месяц после смерти Норриса), но за это время благодаря PLATO были введены такие базовые понятия как веб-форум , онлайн-тестирование, электронная почта , чат , мгновенное сообщение , удалённый рабочий стол , многопользовательская игра . Именно для компьютеров PLATO в 1973 году была создана первая игра с трёхмерной графикой Spasim , а также впервые адаптированы такие известные игры, как Маджонг и Солитер .
До принятия в 1944 году закона, который позволял ветеранам Второй мировой войны бесплатно учиться в колледже, высшее образование могли получать только немногие жители США . К началу 50-х годов начался значительный рост количества студентов и перед руководством институтов встала серьёзная проблема обучения всё возрастающего количества людей. Они решили, что если компьютерная автоматизация позволяет увеличивать объёмы производства на фабриках, её также можно использовать и в области обучения. В 1957 году СССР запускает Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли, — что побуждает правительство США вкладывать больше денег в развитие науки и инженерного обучения. В 1958 году отдел научных исследований ВВС США проводит конференцию, посвящённую компьютерному обучению в Пенсильванском университете ; ряд корпораций, в частности IBM , представили свои исследования.
В 1959 году Чалмерс Шервин, физик Университета штата Иллинойс , предложил создать компьютеризированные системы обучения декану инженерного колледжа — Уильяму Эверетту, который, в свою очередь, рекомендовал Даниэлю Альперту, другому физику, созвать совещание по этому вопросу, пригласив инженеров, системных администраторов, математиков и психологов. Через несколько недель после первой встречи совещание не сумело прийти к общему выводу, как должна быть устроена система и её дизайн. Альперт коснулся этого вопроса в разговоре с лаборантом Дональдом Битцером, который в результате решил разработать демоверсию системы.
Сегодня Битцер считается «отцом» системы PLATO и признаёт, что для того, чтобы обеспечить качественное компьютерное образование, хорошие графические возможности не требовались (в то время скорость печатания на телетайпах 10 символов в секунду было нормой). В 1960 году система PLATO впервые стала доступна на компьютере ILLIAC I ; для работы на нём прилагался телевизор в качестве дисплея и специальная клавиатура для навигации и работы с меню . В 1961 году была разработана PLATO II, которая была ориентированна на работу двух пользователей одновременно.
Участники проекта были убеждены в ценности этих систем, и PLATO дорабатывалась и совершенствовалась с 1963 по 1969 года . PLATO III позволял пользователям при создании новых модулей уроков использовать язык программирования , разработанный аспирантом биологии Паулем Тенцзаром в 1967 году . PLATO III мог одновременно запускать до 20 программ с уроками и использовался в Иллинойскиом университет в Урбана-Шампейн , где можно было входить в систему через пользовательские терминалы .
Создание PLATO I, II и III финансировались малыми грантами фонда Военно-воздушныx сил и Военно-морского флота США . К тому времени PLATO III уже находился в активной эксплуатации. В 1967 году национальный научный фонд США предоставил команде разработчиков устойчивое финансирование, которое позволило Битцеру создать собственную научную лабораторию Компьютеризованного обучения (CERL) для дальнейшей разработки и совершенствования системы.
В 1972 году была разработана система PLATO IV, которая имела ряд инноваций — таких, как оранжевая плазменная панель , разработанная Битцером. Она включала в себя память и функции растровой графики . Плазменный дисплей поддерживал возможность быстрой отрисовки векторных линий. Он работал на скорости 1260 бод , отображая 60 строк или 180 символов в секунду. Дисплей имел формат 512x512 битов ; отрисовка векторной графики и символов осуществлялась логикой, зашитой в аппаратное обеспечение . Пользователи могли создать свои собственные символы, что позволяло использовать графику растрового изображения . Сжатый воздух приводил в движение селектор изображения, работавший по принципу микрофильмирования . Цветные изображения проецировались на экран под программным контролем. Дисплей PLATO IV также имел сетку инфракрасной сенсорной панели размером 16х16, что позволяло студентам отвечать на вопросы касанием пальца в любом месте экрана. Также можно было подключить терминал к периферийным устройствам. Одним из таких устройств был синтезатор Gooch Synthetic Woodwind , который мог обрабатывать и синтезировать 4 голоса и передавать информацию непосредственно в PLATO IV. Позже была разработана новая версия синтезатора, которая могла обрабатывать уже 16 голосов а также соединять и разделять голоса для получения более сложных звуков. Также был создан специальный синтезатор речи Votrax.
Целью данной системы являлось обучение и развитие музыкальных навыков. Так, например, программа оценивала скорость и тембр игры, в неё были включены интерактивные примеры, музыкальные диктанты . Для PLATO IV были разработаны два специальных музыкальных и текстовых редактора, а также компилятор для языка, системы регистрации для музыки исполняемых файлов, программы для воспроизведения музыки в режиме реального времени и прочие музыкальные программы. Так PLATO стала первой системой с расширенными мультимедийными возможностями.
С появлением микропроцессоров были разработаны новые, более дешёвые и обладающие большими возможностями терминалы. В университете Иллинойса они получили название PLATO V, хотя системы PLATO V никогда не существовало (она продолжала называться PLATO IV). Микропроцессоры Intel 8080 , встроенные в терминалы, позволяли системе выполнять программы локально, как в наше время выполняются Java-апплеты или элементы управления ActiveX , а также загружать небольшие модули программного обеспечения в терминал, чтобы разнообразить учебные курсы за счёт сложной анимации и других возможностей, недоступных в обычных терминалах.
В 1972 году в университете штата Иллинойс исследователям компании Xerox PARC была продемонстрирована система PLATO. Были показаны отдельные модули системы — такие, как программа генератора изображений для PLATO и программа для «отрисовки» новых символов. Многие из этих инноваций стали дальнейшем фундаментом для разработки других компьютерных систем. Некоторые из этих технологий в усовершенствованном виде появились в системе Xerox Alto , которая, в свою очередь, стала прототипом для разработок компании Apple .
К 1975 году система PLATO, выполнявшаяся на суперкомпьютере , обслуживала почти 150 мест, включая не только пользователей системы PLATO III, но и гимназии, лицеи, колледжи, университеты и военные объекты. В PLATO IV в составе учебных курсов предлагались текст, графикa и анимация. Кроме того, имелся механизм разделяемой памяти («общие» переменные), что позволяло с помощью языка программирования передавать данные между различными пользователями в реальном времени. Так стали впервые создаваться программы для чата, а также первый многопользовательский авиасимулятор .
С появлением PLATO IV Битцер заявил об её общем успехе, утверждая, что его главная цель достигнута: универсальное компьютерное обучение теперь доступно всем. Однако терминалы PLATO были слишком дороги (около 12 000 долларов ), поэтому для того, чтобы считаться общедоступной, стоимость системы PLATO должна была быть сокращена.
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)