Interested Article - Атон

Ато́н — солнечный диск, божество, зримая форма Ра или Ра-Хорахте . Фараон XVIII династии Эхнатон в своё правление провозгласил культ Атона .

Мифология

Отрывок Берлинского папируса 10499, в котором записано начало рассказа « Сказание Синухе ».

Первые упоминания о боге Атоне восходят к временам XII династии в древнеегипетском рассказе « Сказание Синухе » . В этом рассказе умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском, и его божественное тело сливается с его создателем . Аналогичным образом термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны . Солнечному богу Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III , когда его изображали в виде человека с головой сокола, так же как и Ра. В годы царствования Аменхотепа IV (преемника Аменхотепа III) Атон стал главным богом государственной религии египтян. После этого Аменхотеп IV сменил своё имя на Эхнатон, чтобы показать свою тесную связь с новым верховным божеством .

Изображение

Изображение Атона над царственной четой Тутанхамона и Анхесенамон . Кресло из гробницы KV62 , экспонат Каирского музея

В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным (человекообразным) . Его изображали в виде солнечного диска с простирающимися от него лучами, которые заканчивались кистями рук , иногда протягивающими символ жизни анх .

Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона .

Культ

Центром почитания Атона были Фивы и позже Ахетатон .

Атонизм

Эхнатон в образе сфинкса поклоняется Атону. Слева картуши с именами Атона и Эхнатона.

Культ Атона был введён Аменхотепом IV на пятом году его правления (1348—1346 годы до н. э.), и статус Атона возвысился до уровня высшего божества; однако после этого всё ещё продолжалось поклонение традиционным богам . Внимание другим божествам уделялось значительно меньше, что изменило экономическое положение в стране, особенно в культовом центре Амона — Фивах. Здесь имя Амона сбивалось с фресок, что вводило в гнев некогда могущественных жрецов Амона .

На 5 год правления фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Полезный для Атона») и начал строительство новой столицы — Ахетатона («Горизонт Атона»), ставшей также культовым центром Атона. Здесь Атону были посвящены храмы, называемые археологами (Пер-Атон «Дом Атона») и Малый храм Атона (Хут-Атон «Дворец Атона») для личного пользования фараона . Отличительной особенностью амарнской архитектуры был Gem-Pa-Aten («Найденный Атон») — отказ от крыши, поддерживаемой многочисленными колоннами, чтобы сделать общение с солнечным божеством более открытым и прямым. При этом Большой храм Атона с святилищами так и не был окончательно достроен .

Атон сочетает в себе черты мужского и женского божества одновременно. Всё созданное, как считалось, произошло от бога и в то же время существует внутри него. Его имя записывали внутри картуша , подобно тому, как записывали имя фараона, чего не наблюдалось в случае с другими богами. В « Гимне Атону » Ра-Хорахте , Шу и Атон объединены в единого бога-творца .

После смерти Эхнатона на введённый им культ был наложен запрет, и верховным божеством поклонения вновь стал Амон. Однако вероятно, что культ Атона не исчез сразу — идеи Эхнатона поддерживались рядом людей ещё на протяжении одного поколения .

Вопрос монотеизма

В среде исследователей существует мнение о тождественности религиозной реформы Эхнатона появлению первого монотеизма .

Зигмунд Фрейд в работе « Моисей и монотеизм » высказал мнение, что культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей , проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа ( Адонай ) .

Другие считают, что Эхнатон практиковал единый культ ( генотеизм или монолатрия ) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона . Реформа Эхнатона была не только религиозной, но также культурной, всеохватывающей, созданной инициативой самого Эхнатона .

Царские титулы

Фараон Эхнатон и Нефертити совершают подношения Атону. Каирский музей

В период Амарны имя Атон являлось царским титулом (так как он считался царём всех) и записывалось в картуше. Существовали две формы этого титула: в первой были имена других богов, а во второй форме было больше «особенностей», присущих самому Атону. Ранней формой было имя Ра-Хорахти, то есть «тот, кто радуется горизонту»; имя Шу также имело отношение к Атону. Поздней формой было имя Ра , который управлял двумя горизонтами, и тот, кто радовался горизонту; свет в его имени был Атоном.

Варианты перевода

  • Высокий и низкий рельефы, на которых изображён Атон, показывали его с изогнутой поверхностью, поэтому позже учёный Хью Нибли выдвинул предположение, что правильным переводом может быть не диск, а шар или сфера, то есть «солнечный шар» вместо солнечного диска.
  • Возможно, что трёхмерная сферическая форма Атона изображала глаз Гора или Ра. В другой монотеистической религии, зороастризме , солнце называли глазом Ахура Мазды .

Эти две теории совместимы друг с другом, так как глаз имеет шарообразную форму.

Имена, производные от Атона

См. также

Примечания

  1. see Collier, Mark and Manley, Bill. от 30 января 2013 на Wayback Machine : 2nd Edition . Berkeley: University of California Press , 1998, p. 29
  2. Margaret Bunson. Encyclopedia of Ancient Egypt. — Infobase Publishing, 2014. — С. 59. — 481 с. — ISBN 9781438109978 .
  3. Robert Hari. . — BRILL, 1985. — С. 3. — 90 с. — ISBN 9004070311 . 8 ноября 2018 года.
  4. Wilkinson, Richard H. . — Thames & Hudson, 2003. — С. —240.
  5. M. Lichtheim . Ancient Egyptian Literature. — 1980. — Т. 2. — С. 96, 223.
  6. Fleming, Fergus, and Alan Lothian (1997). The Way to Eternity: Egyptian Myth. Duncan Baird Publishers. p. 52
  7. Kathryn A. Bard. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2015. — С. 232, 240, 247. — 508 с. — ISBN 9781118896112 .
  8. Lyla Pinch Brock. Egyptology at the Dawn of the Twenty-first Century: Proceedings of the Eighth International Congress of Egyptologists, Cairo, 2000. — American Univ in Cairo Press, 2003. — С. 516. — 654 с. — ISBN 9789774247149 .
  9. Richard H. Wilkinson. . — Thames & Hudson Publication, 2000. — С. 83. — 256 с. 8 ноября 2018 года.
  10. Rosalie David. . — Facts on File Inc., 1998. — С. .
  11. Н. Петровский, В. Матвеев. Египет - сын тысячелетий. — М. : Рипол Классик, 2013. — С. 76. — 291 с. — ISBN 9785458391450 .
  12. Eric P. Uphill. / Kathryn A. Bard. — Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. — London: Routledge, 1999. — С. . — ISBN 0-415-18589-0 .
  13. Jessica Joyce Christie, Jelena Bogdanovic, Eulogio Guzmán. . — University Press of Colorado, 2016. — С. 39—40, 49-53. — 425 с. — ISBN 9781607324690 . 8 ноября 2018 года.
  14. David P. Silverman, Josef W. Wegner, Jennifer Houser Wegner. . — UPenn Museum of Archaeology, 2006. — С. 43, 48-50. — 226 с. — ISBN 9781931707909 . 8 ноября 2018 года.
  15. Jan Assmann. . — Stanford University Press, 2005. — С. .
  16. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм .
  17. Dominic Montserrat. . — Routledge, 2000. — С. 36, 40. — ISBN 0-415-18549-1 .

Литература

На немецком языке

  • Dieter Arnold: Die Tempel Ägyptens. Götterwohnungen, Baudenkmäler, Kultstätten . Bechtermütz, Zürich 1992, ISBN 3-86047-215-1 .
  • Jan Assmann : Ägypten. Theologie und Frömmigkeit einer frühen Hochkultur . 2. Auflage, Kohlhammer, Stuttgart/ Berlin/ Köln 1991, 3-17-011768-8.
  • Jan Assmann: Theologie und Weisheit im alten Ägypten . Fink, München 2005, ISBN 3-7705-4069-7 .
  • Hans Bonnet: Lexikon der Ägyptischen Religionsgeschichte . 3. unveränderte Auflage, Nikol, Hamburg 2000, ISBN 3-937872-08-6 .
  • Emma Brunner-Traut: Die Stifter großer Weltreligionen . Herder, Freiburg i.B. 2007, ISBN 3-451-05937-1 .
  • Sir Alan Gardiner : Geschichte des Alten Ägypten. Eine Einführung . Weltbild, Augsburg 1994, ISBN 3-89350-723-X .
  • Wolfgang Helck: Politische Gegensätze im alten Ägypten. Ein Versuch. In: Hildesheimer ägyptologische Beiträge . (HÄB) Bd. 23, Gerstenberg, Hildesheim 1986.
  • Erik Hornung: Monotheismus im pharaonischen Ägypten . In: O. Keel (Hrsg.): Monotheismus im Alten Israel und seiner Umwelt (= Biblische Beiträge. Bd. 14). Fribourg (Schweiz) 1980.
  • Erik Hornung: Echnaton. Die Religion des Lichts . 2. Auflage, Artemis & Winkler, Düsseldorf/ Zürich 2001, ISBN 3-7608-1223-6 .
  • Manfred Lurker: Lexikon der Götter und Symbole der alten Ägypter . Scherz, Frankfurt a.M., ISBN 3-502-19420-3 .
  • Dominic Montserrat: Akhenaten. History, Fantasy and ancient Egypt . Routledge, London 2000, ISBN 0-415-18549-1 .
  • Nicholas Reeves : Echnaton. Ägyptens falscher Prophet ( Kulturgeschichte der antiken Welt. Bd. 91 ). von Zabern, Mainz 2002, ISBN 3-8053-2828-1 .
  • Hermann A. Schlögl: Echnaton . Beck, Frankfurt a.M. 2008, ISBN 3-406-56241-8 .
Источник —

Same as Атон