Морские течения по алфавиту
- 1 year ago
- 0
- 0
Исламское течение — одно из основных направлений в исламе .
Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов , когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.
Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе ( суннизмом и шиизмом ) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий . Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
Около 85% мусульман мира составляют сунниты , 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских течений ( ахмадиты , алавиты , друзы , ибадиты , исмаилиты и др.).
Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. أهل السنة ‘ахлю ас-сунна ) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра , Умара , Усмана и Али — а также признают Коран и многочисленные предания ( сунну ) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании , и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.
Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые « мазхабами »: маликитский , шафиитский , ханафитский и ханбалитский . Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили своё существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определённого мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.
Суфи (от араб. صوفية ) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха . Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев , молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге .
При всём этом существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены ( тарикаты ) и традиции могут заметно отличаться друг от друга.
Салафи́я ( араб. سلف — «предки, предшественники») — суннитское направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون ), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом .
К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа , « ваххабиты », идеологии ассоциации « ал-Ихван ал-муслимун » . В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».
В XVIII веке на территории современной Саудовской Аравии сформировалось религиозно-политическое движение — ваххабизм . Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами . Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда ( « Ас-Саляф ас-Салих » ), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне бида .
C точки зрения некоторых этнографов , ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей . Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции . Движение было принято принцем Абдул-Азиз ибн Саудом , впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953).
Шииты (от араб. شيعة шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы , дочери Мухаммеда, и Али , его двоюродного брата) . По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением . Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке .
Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба .
В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов , и карматов , считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.
После смерти в 1094 году фатимидского халифа аль-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына аль-Мустансира — Низара , и на мусталитов , признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали . Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины .
К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов .
Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена ; также одна из ветвей — , распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам.
Гулат ( араб. غلاة ‘преувеличение’, мн. ч. араб. غلو гулув ) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада по линии Али — шиитские имамы — обладают качествами божественности.
Хариджизм (от араб. خوارج х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин . Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии , и начали против них активные диверсионные и военные действия.
В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты , суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.
С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов:
Исторически так сложилось, что большинство ашаритов являются последователями шафиитского ( Индонезия , часть Египта, Сирии, Ирака, респ. Дагестан , Чечня ) и маликитского (Северная Африка) мазхабов , а большинство матурдитов (взгляды которых близки к ашаритским ) — ханафитского (респ. Татарстан , Башкортостан , Средняя Азия , Турция , Южная Азия ).
Большинство российских мусульман — сунниты , придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов . К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Ханафитами являются большинство татар , башкир , казахов , ногайцев , кабардинцев , балкарцев , карачаевцев , черкесов , адыгейцев , абазин , шапсугов (при этом следует отметить, что современная молодежь адыгов и абазин придерживаются ханбалитского мазхаба , так как требующие знания из числа этих народов, получают знания из стран распространения мазхаба), а также исповедующих ислам осетин . К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии . Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все мусульманские народы Дагестана , кроме ногайцев.
Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин (с. Мискинджа ).
В данном разделе дана краткая характеристика различий между основными течениями, направлениями и школами ислама. Сунниты и шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут — Коран . Сунниты отрицают посредничество между человеком и Господом.
Сунниты | Шииты | ||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых четырёх праведных халифов — Абу Бакра , Умара , Усмана и Али . | Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы. Шииты-имамиты не признают законность правления первых трёх праведных халифов. Зейдиты признают законность правления двух первых халифов. | ||||
|
|||||
Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехи. | Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере; двенадцать шиитских имамов превосходят в степени всех исламских пророков кроме пророка Мухаммеда. | ||||
|
|||||
Последний преемник пророка Мухаммада , своего рода мессия ( масих ), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). | Шииты-двунадесятники связывают появление махди с восстановлением справедливости на земле перед концом света. Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан для шиитов является «скрытым» имамом. | ||||
|
|||||
Для суннитов такия имела, по существу, лишь теоретическое значение. Ханафиты считали, что мусульманин в случае смертельной опасности может прибегать к такии, сделав при этом мысленную оговорку. Средневековый исламский богослов Ибн Хазм допускал внешнее проявление неверия «ради предосторожности». | Принцип такии получил особое место и практическое применение в шиизме. Шиитская такия может применяться как для обеспечения личной безопасности, так и во имя интересов общины. В отличие от суннитов, допускавших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали её как долг и обязанность общественного значения. В современном мире принцип такии остается в силе в тех странах, где шииты составляют меньшинство. | ||||
|
|||||
Сунниты придерживаются четырёх общепризнанных мазхабов: ханафитский , шафиитский , маликитский , ханбалитский . Существовали также исчезнувшие правовые школы: аузаитский , джариритский , захиритский , лайситский и сауритский мазхаб | У шиитов-двунадесятников в основном распространён джафаритский мазхаб . Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств. Есть также зейдитская , исмаилитская и др. малочисленные правовые школы. | ||||
|
|||||
Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов ( Кутуб ас-ситта ), к которым относятся: Сахих аль-Бухари (ум. в 870 г.); Сахих Муслима (ум. в 875 г.); Сунан Ибн Маджа (ум. в 887 г.); Сунан Абу Давуда (ум. в 888 г.); Джами ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); Сунан ан-Насаи (ум. в 915 г.). | У шиитов-двунадесятников общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: «аль-Кафи» Мухаммада аль-Кулайни (ум. в 941 г.); « Ман ля яхдурух аль-факих » Ибн Бабавайха ас-Садука (ум. в 991 г.); « Тахзиб аль-ахкам » и «аль-Истибсар» Абу Джафар ат-Туси (ум. в 1068 г.). Между тем, шииты признают как достоверные большинство хадисов, приведенных в шести суннитских сборниках. | ||||
|
|||||
Запрещён. Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят, на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака, большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма (махр) | Разрешён у имамитов . Запрещён у зейдитов и исмаилитов. Шииты-двунадесятники утверждают, что временный брак был разрешён в аяте «… А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чём вы согласитесь между собой после установления.» ( Коран, 4 :24) и не был отменён никаким другим аятом, поэтому практикуют его и по сей день. Количество временных браков у шиитов-двунадесятников не ограничено. | ||||
|
|||||
Сунниты, как и шииты, отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам . В день Ашура сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона . | День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью Хусейна ибн Али . Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения. | ||||
|
|||||
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы . | Шииты, помимо трёх мечетей (Запретная мечеть, Мечеть Пророка и Аль-Акса), совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна для совершения обряда поминовения имама Хусейна . | ||||