Interested Article - Шванкмайер, Ян
- 2020-10-08
- 1
Ян Шванкмайер ( чеш. Jan Švankmajer ; род. 4 сентября 1934 , Прага ) — чешский кинорежиссёр, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор.
Представитель экспериментального кинематографа. Шванкмайер был членом объединения пражских сюрреалистов, автор сюрреалистических мультфильмов, скульптур, тактильных поэм, коллажей. Творческий путь начал в 1950 году в стенах Института прикладных искусств, а затем продолжил в Пражской академии искусств на отделении кукольного мастерства театрального факультета .
В 1964 году Шванкмайер снял свой первый короткометражный фильм «Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара». Режиссёр сосредоточился на короткометражных фильмах, объединяя в них элементы кукольного театра, анимации и художественного кино. Первый полнометражный фильм «Алиса» он снимает в 1987 году.
Фильм 2005 года « Безумие » продолжает размышления, начатые Эдгаром Алланом По в рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перро», об опасности, которую влечёт за собой «власть толпы» .
Каждый новый фильм режиссёра становится событием в мире анимационного кино .
Жизнь
Отец Яна Шванкмайера был сборщиком витрин, мать была швеёй. На его детство коренным образом повлиял домашний кукольный театр, который он получил восьмилетним мальчиком на Рождество и постепенно сам делал для него кукол и рисовал декорации. Шванкмайер признаёт, что с тех пор марионетки прочно вошли в основу его личности, и он прибегает к ним всегда в те моменты, когда чувствует угрозу, исходящую от реальности окружающего мира . Он также воспринимает их не только в контексте театра, но и как ритуальный символ, используемый в магии. В 1950–1954 годах окончил сценографию в Высшей Школе Прикладного Искусства (UMPRUM) в Праге, у профессора , где он разрабатывал и изготовлял куклы и декорации . Среди его одноклассников были Алеш Веселый и Ян Свобода. Затем он изучал режиссуру и сценографию на кукольном отделении театрального факультета Академии музыкальных искусств в Праге (1954–1958 гг.), куда Ландер затем перешёл в качестве преподавателя. Даже при самом суровом сталинском режиме в школе царила либеральная атмосфера, среди учеников распространялись запрещённые книги. Среди его одноклассников был и более поздний кинорежиссёр Юрай Герц . В конце обучения он принял участие в экскурсии в Польшу, где он впервые увидел репродукции произведений Пауля Клее .
Во время учёбы он поставил народную кукольную пьесу «Дон Жуан» в маленьком театре « » (1957–1958 гг.). В своем выпускном спектакле «Карло Гоцци „Король-олень“» использовал сочетание кукол с живыми актёрами в масках. Вскоре после окончания учёбы в 1958 году он участвовал в роли кукловода в короткометражном фильме «Доктор Иоганн Фауст», вдохновлённом народными кукольными представлениями. Во время съёмок Шванкмайер познакомился с композитором Зденеком Лишкой, оператором Святоплуком Малым и художником Властимилом Бенешком. Некоторое время он выступал в качестве режиссёра и художника в Либерецком государственном театре кукол (предшественники студии «Ypsilon») . С 1958 по 1960 год прошёл обязательную военную службу в Марианских Лазнях .
После возвращения со службы в 1960 году он основал труппу «Театр Масок», которая принадлежала театру « ». При подготовке первой постановки «Крахмальная голова» он познакомился с Евой Дворжаковой, на которой позже женился. Другими представлениями театра были «Иоганн, доктор Фауст», «Собиратель теней», «Cахарный цирк». В 1962 году Шванкмайер выставил свои рисунки в коридоре «Семафора», где вместе с пригласили его в группу « ». Он присутствовал на четвёртой выставке Май в Подебрадах (1961 г.), которая была запрещена через три дня, затем выставлялся вместе с членами группы до конца 60-х годов.
Авангардный «Театр масок» программно не соответствовал профилю «Семафора». В 1962 году Иржи Сухи расформировал труппу, но помог ей целиком присоединиться к театру « » . В том же году Шванкмайер совершил свою первую поездку в Париж. В 1963 году у Шванкмайеров родилась дочь Вероника. После ухода из «Семафора» с 1964 года он работал режиссёром и руководителем ансамбля, работающего по принципам чёрного театра . В то же время вместе с Радоком были придуманы сценарии для будущих фильмов .
В 1964 году он снял свой первый короткометражный фильм « », основанный на принципах чёрного театра. Есть элементы, характерные для всех его последующих работ, такие как динамическое использование монтажа и взаимодействие живого актёра с анимированными объектами. Фильм имел успех за рубежом, и в последующие годы Шванкмайеру была предоставлена возможность снимать короткометражные фильмы, где он сочетал кукольный театр, анимацию и элементы художественного кино. В 1965 году он снял фильм « Игра с камнями » в Австрии с помощью Евы Шванкмайеровой и оператора Петра Пулужа. Он испробовал в ней различные анимационные приёмы, позже использованные, например, в фильме « ». Для конкурса в рамках выставки «Expo 67» в Монреале он снял короткометражный фильм «Человек и техника» .
В 1968 году подписал манифест « Две тысячи слов ». После советской оккупации в августе 1968 года вся семья по инициативе Евы Шванкмайеровой эмигрировала в Австрию. Здесь он снял свой второй фильм, в австрийской студии Петра Пулужа « Пикник с Вайсманном ». В 1968 году он получил премию Макса Эрнста за фильм «Historia naturæ (Suite)» на фестивале в Оберхаузене . В 1969 году семья решила вернуться в Чехословакию. В 1970 году он встретился с Вратиславом Эффенбергом и они вместе с Евой Шванкмайеровой стали членами «Чешской сюрреалистической коммуны».
В течение короткого периода времени до 1970-х годов Шванкмайер снимает «кафкианские» аллегорические художественные фильмы « », « » и « Спокойная неделя в доме », болезненную « Костницу », и имитацию кукольной постановки « », где марионеток изображают живые актёры, на головах которых крепятся нитки и ваги, символизирующие манипуляцию людьми и ограничения индивидуальной свободы . После наступления режима нормализации творчество Шванкмайера попало под цензуру, и его художественные фильмы «Сад» и «Квартира» оказались «на полке». В 1972–1979 годах ему запретили снимать фильмы, потому что он отказался идти на компромисс при монтаже своего фильма « ». В 1975 году родился сын Вацлав. В 70-х годах Ян Шванкмайер посвящает себя сценографии в « », в театре « » и особенно в « », куда его пригласил . Ева Шванкмайерова участвовала в спектаклях в качестве художника по костюмам. С 1976 года вместе со своей женой Евой он создаёт керамику под общим псевдонимом «Костелец».
Как художник он участвовал в фильмах Ольдржиха Липского (« Адела ещё не ужинала », 1977 г.) и Юрая Герца («Девятое сердце», 1978 г.; « Вампир Ферата », 1981 г.). После снятия запрета на съёмки он снял экранизации двух рассказов Эдгара По « Падение дома Ашеров» и « », где также использовал мотивы из творчества Огюста де Вилье . В 1981 году Ян и Ева Шванкмайерова купили полуразрушенный особняк в деревне Горний Станков, где хотели открыть керамическую мастерскую. С тех пор дом постепенно перестраивался и превращался в сюрреалистическую кунсткамеру, состоящую из собственных артефактов и различных коллекций произведений искусства и природных материалов. Коллекционирование для Шванкмайера стало своеобразной аутотерапией и, помимо найденных или купленных предметов, коллекция содержит искусство народов Африки и Полинезии.
Показ фильмов Шванкмайера 60-х годов в рамках МФАФ в Анси 1983 года вызвал широкий международный резонанс. За фильм « » он получил гран-при и приз международных критиков, в том же году — премию « Золотой медведь » на Берлинале. Терри Гиллиам причисляет этот фильм к десяти лучшим анимационным фильмам всех времён . На родине же Шванкмайер стал снова попал в немилость после того, как «Варианты диалога» были показаны . После того, как ему запретили работать на студии KFP , Шванкмайер уехал в Братиславу, где в 1983 году снял фильм « Вниз в погребок » . В том же году самиздатом выпустил в пяти экземплярах свою книгу «Осязание и воображение», в которой обобщил результаты своих тактильных экспериментов с 1974 года. Шванкмайеру удалось получить деньги за границей на свой первый полнометражный проект « Сон Аленки », но киностудия « Баррандов » не была заинтересована в съёмках. В то время государство обладало монополией на всё кинопроизводство, поэтому он обратился к Яромиру Каллисте, которого знал ещё по «Лантерне Магике».
Первый полнометражный фильм Шванкмайера « Сон Аленки » или «Алиса», снятый в 1987 году почти исключительно на швейцарской студии (Condor film), вышел в прокат в 1988 году. Работа имела мировой успех и на МФАФ, где получила приз за лучший полнометражный анимационный фильм. Тогда же короткометражка «Варианты диалога» получила главный приз как лучший фильм 30-ти предыдущих лет . В 1990 году он снял политическую гротескную агитатку «Смерть сталинизма в Богемии», а в 1992 году короткометражный фильм « », в котором режиссёр исследует собственные навязчивые идеи на тему пищи.
В последующие годы Шванкмайер посвятил себя исключительно режиссуре художественных фильмов. Дом на улице Нерудова, 27, где находилась киностудия Шванкмайера, был приватизирован и режиссёр вынужден был покинуть его в разгар съемок фильма « Урок Фауста ». В 1991 году вместе с Яромиром Каллистой он купил бывший кинотеатр в деревне и основал собственную киностудию, в которой снимались остальные фильмы. На престижном фестивале анимационных фильмов в Кардиффе (1992 г.) он был удостоен первой премии IFA, а BBC представила двухдневный обзор его анимационных фильмов .
В 1994 году состоялась премьера второго художественного фильма Шванкмайера « Урок Фауста » с Петром Чепеком в главной роли Фауста. Фильм является попыткой фактического толкования фаустовского мифа и задает вопрос о том, насколько безопасными могут быть пределы человеческого познания . Съемки сопровождались рядом трагических смертей и необъяснимых обстоятельств, и сам Петр Чепек , удостоившийся Чешского льва , закончил сниматься будучи серьезно больным . Фильм был выбран для внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале. В 1994 году вышло собрание работ Шванкмайера на 26 кассетах . В Великобритании Ян Шванкмайер получил «Lifetime Award».
В 1996 году Шванкмайер снял « », чёрную комедию о людях, которые следуют принципу блаженства и совершают безобидные творческие перверсии и ритуалы. Она противопоставляет их личную свободу унизительной и репрессивной роли общества, образования или школы. Фильм представляет собой едкую сатиру на современный мир, полный сексуальных извращений и эротических фетишей. В ней Шванкмайер использовал свои многолетние художественные эксперименты на тему тактильности. Он завершает вступление словами: «Я считаю, что чёрный и объективный юмор, мистификация и циничные фантазии являются более адекватными средствами выражения декаданса, чем лицемерный, но любимый чешским кинематографом „дух человечности“».
Следующий фильм « Полено » (2000 г.) получил Чешского льва за лучший фильм и за лучшее художественное достижение (вместе с Евой Шванкмайер). В 2003 году Пражская академия искусств в Чехии присвоила Яну Шванкмайеру звание почётного доктора .
В 2004 году Ева и Ян Шванкмайер провели выставку «Память анимации — Анимация памяти» в Пльзене и выставку под названием «Пища» в манеже Пражского Града . Они имели большой успех у широкой публики, и критики признали их художественным событием года . В рамках Пльзенского кинофестиваля прошло авторское семидесятилетие. Именинник представил ретроспективу своих 30-ти фильмов .
17 ноября 2005 года вышел фильм « Безумие », задуманный как философский фильм ужасов, вдохновленный личностью маркиза де Сада и рассказами Эдгара Аллана По. Ева Шванкмайерова, умершая незадолго до премьеры, получила памятного Чешского льва за визуальную концепцию. Над фильмом также работала их дочь Вероника Груба. На кинофестивале в Карловых Варах в 2009 году Ян Шванкмайер получил Хрустальный глобус за выдающийся вклад в мировое кино.
Последний на сегодняшний день полнометражный фильм «Насекомые», снятый по рассказу Шванкмайера 1971 года (по пьесе братьев Чапек, отсылающей к « Превращению » Кафки), был показан на кинофестивалях в 2018 году. Роттердамский фестиваль показал в разделе « Signatures », посвящённой в великим авторам и творцам . Ян Шванкмайер занял исключительное положение в истории кинематографии и ценится как один из немногих современных чешских кинематографистов за рубежом . К 2018 году за свои фильмы по всему миру он получил 36 наград и 17 номинаций, в том числе кинематографическую медаль Реймона Русселя , присуждаемую «Обществом Реймона Русселя» в Барселоне .
С 1970 года Ян Шванкмайер участвует в деятельности чешской сюрреалистической коммуны и является председателем редколлегии обзорного журнала Analogon (85 номеров до 2018 года), в который он также вносит свой вклад. В 1990 году он участвовал в коллективной выставке сюрреалистической группы «Třetí archa» в Пражском Манеже. Он сам анимирует свои фильмы («Падение дома Ашеров») или в сотрудничестве с лучшими аниматорами, такими как Власта Поспишилова и Бедржих Гласер. В художественных фильмах он сотрудничал со своими друзьями по драматическому кружку (Иржи Халек, Петр Чепек) и другими актерами (Ян Краус, Иржи Лабус , Павел Новый, Ян Тшиска , Мартин Губа, Павел Лишка , Вацлав Гельшус, Анна Гейслерова , Вероника Жилкова, Клара Иссова и др.)
Ева Шванкмайерова участвовала в некоторых фильмах в качестве художника-оформителя. Их сын Вацлав Шванкмайер также является успешным автором анимационных фильмов, в том числе короткометражного фильма « » . Он участвовал в художественном оформлении фильма «Насекомые». Дочь Шванкмайера Вероника Груба работала художницей по костюмам в фильмах «Безумие» (премия «Чешский лев»), «Пережить самого себя», «Насекомые» .
Авторский стиль
Трудно поддающийся классификации художественный стиль Шванкмайера сформировался в 1960-е годы и развивался параллельно с работой в театре и с созданием анимационных фильмов. Ранние рисунки Яна Шванкмайера вдохновлены Паулем Клее . В начале шестидесятых он недолго занимался , но вскоре вернулся к вещественности и с конца 60-х годов исповедует сюрреализм. Однако интерес к чешскому информелю сопровождает его на протяжении всего творчества, поскольку макродетали треснувших стен и испорченных возрастом предметов или внезапное превращение вещей в бесформенную материю составляют важную часть визуальной формы его анимационных фильмов .
Он присоединился к группе сюрреалистов, сформировавшейся вокруг , в то время, когда группа переживала кризис. После оккупации Чехословакии в августе 1968 года вновь стал действовать запрет на издательскую деятельность, многие ушли в эмиграцию, а другие смирились с положением дел. В то же время также затухает сюрреалистическое движение во Франции. Ян и Ева Шванкмайеры оказали значительное влияние на возрождение деятельности сюрреалистической группы. Групповой интерес ко всякого рода образным экспериментам послужил основой для появления коллективных сборников, посвященных темам интерпретации, аналогии, эротики и тактильности. Шванкмайер рассматривает воображение как дар, который сделал человека человеком .
Из художников на Шванкмайера повлияли сюрреалисты Макс Эрнст , Рене Магритт , Джорджо де Кирико , из классиков — Иероним Босх и особенно маньерист Джузеппе Арчимбольдо . Фильмы Шванкмайера «Игра с камнями», «Historia naturae» и «Возможности диалога» имеют прямую связь с принципами маньеристской живописи Арчимбольдо. Сильным и продолжительным вдохновением для него являются коллекции курьезов (кунсткамера Рудольфа II ), народное кукольное искусство, наивное народное искусство, африканские и полинезийские маски и фетиши, искусство ар-брют .
Его интересует подлинность народного кукольного искусства и магия, связанная с куклами, а не куклы как простое художественное средство или реквизит анимационного фильма. Марионетка и нить или проводник, как аналогия судьбы человека и его связи с чем-то, что находится над ним и что определяет его судьбу, известны в различных религиях и мифах. Это пространство для реализации «невозможного», несовместимого с хорошим воспитанием, для осуществления даже, казалось бы, несбыточных мечтаний. Таким образом, ребенок-кукловод на самом деле является шаманом, Богом и творцом .
В качестве значимых литературных источников Шванкмайер приводит французских « проклятых поэтов », немецкий романтизм ( Новалис , Гофман ), сюрреалисты ( А. Бретон , К. Тейге , Б. Пере , В. Эффенбергер). Литературным вдохновением для фильмов Шванкмайера послужили произведения Льюиса Кэрролла , Э. А. По, Огюст де Вилье де Лиль-Адан , маркиз де Сад . Его интерпретация литературных произведений других авторов в конечном счете является субъективным утверждением, которое сохраняет лишь ужасы, мечты и инфантилизм мира, который он разделяет с ними .
В его киноработах ощущение конкретной иррациональности сюжета соответствует некоторым типам агрессивной киноцивилизации, которая применялась в работах режиссеров чехословацкой « новой волны » ( Милош Форман , Павел Юрачек ). Из прочих творцов его вдохновляли театралы русского авангарда В. Мейерхольд , А. Таиров и художник « Баухауса » О. Шлеммер , из кинематографистов — С. Эйзенштейн и Дзига Вертов . Фильмы « Андалузский пёс », « Золотой век » ( Бунюэль , Дали ), « Амаркорд », « Рим » ( Ф. Феллини ), а также фильмы Мельеса и Бауэрса из произведений, близких к мультипликации, стали его определяющими кинопроизведениями. Из нынешних режиссеров он близок к Дэвиду Линчу или Братьям Куэй ; последние также признавались, что испытали сильное влияние от работ режиссёра, и посвятили ему фильм « Кабинет Яна Шванкмайера » (1984). Шванкмайер снимает фильмы только тогда, когда они закончены в его воображении, но во время съемок он не придерживается сценария, ищет новые источники вдохновения и пытается достичь приемлемого компромисса с первоначальным намерением.
Сам он утверждает, что киносъемка — это своего рода аутотерапия, и в своих работах он неоднократно проживает собственные идиосинкразии, тревоги и навязчивые идеи, которые берут своё начало в детстве . Любовь к «низким жанрам», таким, как куклы и наборы народных кукольников, выставочные механические мишени или чёрные романы, является корнем его антиэстетического отношения к творчеству. На инфантильном взгляде на мир, имевшим форму кукольной сцены с симметрично вырезанными задниками и фигурами, висящими на нитках, основаны не только его фильмы, но и коллажи, графика, керамика и трехмерные объекты . Так же Шванкмайер, несомненно, вдохновляется алхимической и каббалистической историей Праги, которые в его творчестве связаны с сюрреализмом, основанным на этих источниках. И сюрреализм, и маньеризм, укорененные в двойственности противоположностей — рационального с иррациональным, сенсуализма со спиритуализмом, традиции с новаторством, условности с бунтом, — создают необходимое напряжение для творческой деятельности . По его мнению, сюрреализм представляет собой современную форму романтизма, которая возвращает искусству его магическое достоинство.
Шванкмайер стремится сделать так, чтобы его фильмы, даже в самые фантастические моменты, выглядели как запись реальности. Как кинорежиссер, он был особенно известен своей способностью оживлять любой материал. Он воспринимает кинематографическую анимацию не как технику, а как магическое средство, способное оживить неживую материю и тем самым реализовать изначальное инфантильное желание . По его понятию, одушевление есть превращение или трансмутация материи — от предмета к его частям или сущности и наоборот, и близко к алхимии . Будучи герметиком, он считает, что предметы, к которым прикасаются люди в моменты повышенной чувствительности, имеют свою внутреннюю жизнь и каким-то образом сохраняют содержание подсознания. В фильме «Падение дома Ашеров» люди заменяются предметами, которые становятся носителями как сюжетной линии, так и эмоций действующих персонажей и атмосферы сюжета.
По мнению Эффенбергера, секрет образного юмора Шванкмайера заключается в том, что когда он противопоставляет лирический пафос и грубую реальность друг другу, то грубость испаряется вместе с пафосом, и лирическая реальность становится тем, чем она является в глазах ребенка или поэта. В чередовании жанров в его фильмах связующей нитью является логика сновидения, где кажущаяся случайность принимает форму неизбежной фатальности и плавно ведет зрителя по сюжету — сновидению. Между сном и реальностью нет логических переходов, только физический акт открывания и закрывания век .
Фильмы Шванкмайера не пренебрегают никакими табу, условностями и правилами разума. Это бунт против потребительского мира, радикальная революция, освобождение от жесткой реальности и возвращение в мир свободной игры . Он рассматривает разрушение как творческий способ нападения на рациональность, но его концепция сюрреализма исключительна и автономна . Согласно Шванкмайеру, сюрреализм — это реализм, который ищет реальность под поверхностью вещей и явлений. Там, где реальность заканчивается, встречаются герметизм и психоанализ . Автор сохраняет абсолютную свободу и не потакает вкусам зрителя — он сам говорит, что ему всё равно, придут ли на фильм пять или пять миллионов зрителей . Его работы также оказали влияние на некоторых иностранных кинематографистов, таких как Тим Бертон , Терри Гиллиам , Братья Куэй и Генри Селик .
Взгляды
Ян Шванкмайер записывает свои сны, а затем перерабатывает некоторые из них в киносценарии или театральные постановки . В своих художественных текстах он не скрывает скептического взгляда на современную форму человеческой цивилизации, которая своим прагматизмом, утилитаризмом и рационализмом разрушает духовную сущность человека. Жанр, который, по его мнению, наиболее близко соответствует его нынешнему состоянию, — это черный гротеск. Государство — это инструмент подавления, а простой человек — жертва манипуляций, как в фильме «Урок Фауста». Свобода и личная целостность могут быть удержаны только личным бунтом. Искусство сменилось рекламой и развлекательными шоу, потребительство стало новой идеологией . Человечество, возможно от нетерпения, пытается ввести все благородные и гуманистические идеи сперва быстрым и кровавым путем, и только после крушения этого жестокого варианта оно встанет на долгий путь мирной эволюции . Апокалиптические видения Шванкмайера предвидят постцивилизационный распад национальных государств в сочетании с возвращением нового феодализма в виде своего рода княжества, контролируемого наднациональными корпорациями, где простые люди снова становятся крепостными .
Семья
- Жена — Ева Шванкмайерова ( чеш. Eva Švankmajerová , 25 сентября 1940 — 20 октября 2005) — чешская художница-сюрреалистка. Принимала непосредственное участие в создании некоторых фильмов своего мужа, являясь как дизайнером, так и помощником режиссёра. Во времена коммунистического режима они вдвоём тайно состояли в чехословацкой подпольной группе сюрреалистов. Устраивали совместные выставки. В 2001 году об их многолетнем творческом симбиозе снят документальный фильм «Химеры четы Шванкмайер» ( фр. Les Chimeres des Svankmajer ). Имеют двоих детей.
- Сын — Вацлав Шванкмайер (чеш. Václav Švankmajer , 17 октября 1975) — чешский аниматор, художник.
- Дочь — Вероника Груба (чеш. Veronika Hrubá, 19 мая 1963) — чешская режиссёр, художница по костюмам.
Студия
Студия кинопроизводства Athanor была основана в 1983 году Яном Шванкмайером в содействии с его соратником и продюсером Яромиром Каллистой ( чеш. Jaromír Kallista ) для создания независимых и некоммерческих фильмов. Находится в 25 километрах от Праги в местечке под названием Кновиз ( чеш. Knoviz ) недалеко от небольшого города Сланый ( чеш. Slaný ).
Фильмография
Полнометражные фильмы
- 1987 — Алиса / Něco z Alenky (Alice)
- 1994 — Урок Фауста / Lekce Faust
- 1996 — /
- 2000 — Полено / Otesánek
- 2005 — Лунатизм (Безумие) / Šílení
- 2010 — /
- 2018 — /
Короткометражные фильмы
- 1964 — Последний фокус господина Шварцвальда и господина Эдгара /
- 1965 — Игра с камнями / Spiel mit Steinen (Hra s kameny)
- 1965 — И. С. Бах. Фантазия соль минор / Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll
- 1966 — Панч и Джуди / Rakvičkárna
- 1966 — И так далее / Et Cetera
- 1967 — Естественная история / Historia Naturæ (Suite)
- 1968 — Сад / Zahrada ( )
- 1968 — Пикник с Вайсманном / Picknick mit Weissmann
- 1968 — Квартира / Byt ( )
- 1969 — Спокойная неделя в доме / Tichý týden v domě
- 1969 — Дон Жуан / Don Šajn ( )
- 1970 — Костница / Kostnice
- 1971 — Бармаглот / Žvahlav aneb šatičky slaměného Huberta ( )
- 1972 — Дневник Леонардо / Leonardův deník ( )
- 1977 — Замок Отранто / Otrantský zámek ( )
- 1980 — Падение дома Ашеров / Zánik domu Usherů
- 1982 — Варианты диалога /
- 1983 — Маятник, колодец и надежда /
- 1983 — Вниз в погребок / Do pivnice
- 1988 — Мясная любовь /
- 1988 — Мужские игры / Mužné hry
- 1989 — Флора / Flora
- 1989 — Тьма-свет-тьма /
- 1989 — Анимированные автопортреты / Autoportrét (Animated Self-portraits)
- 1990 — Смерть сталинизма в Богемии / (The Death of Stalinism in Bohemia)
- 1992 — Еда / (Food)
Сотрудничество в области кино
- 1958 — Иоганн, доктор Фауст / Johannes doktor Faust — (режиссёр Эмиль Радок), кукольник
- 1965 — Цифры / Číslice — (режиссёр Павел Прохазка), художник
Реквизит и анимационный дизайн
- 1977 — Адела ещё не ужинала / Adéla ještě nevečeřela, художник и аниматор
- 1978 — Девятое сердце / , художественное сопровождение и титры
- 1981 — Вампир от Ферата / Upír z Feratu, дизайн автомобиля
- 1981 — Тайна Карпатского замка / Tajemství hradu v Karpatech, художник
- 1983 — Гости / Návštěvníci, художник
- 1983 — Три ветерана / Tri veteráni, художник
Последователи
- Кристиан Седжавски
- Иржи Барта — близкий друг и ученик Шванкмайера.
Примечания
- . Дата обращения: 16 января 2017. 18 января 2017 года.
- . Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано из 8 января 2014 года.
- Антон Долин, . Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано из 4 марта 2016 года. , Вести , 04.11.2010
- Jan Švankmajer, in: F. Dryje, ed., Síla imaginace, 2001, s. 35
- Jan Švankmajer, Cesty spasení, 2018, s. 194
- Bertrand Schmitt, in: František Dryje, Bertrand Schmitt (eds.), 2012, s. 66
- Švankmajer J, 2001, s. 118-120
- Bertrand Schmitt, in: František Dryje, Bertrand Schmitt (eds.), 2012, s. 82
- Stanislav Ulver, in: F. Dryje, ed., Síla imaginace, 2001, s. 36
- (англ.) . the Guardian (27 апреля 2001). Дата обращения: 23 февраля 2021. 25 февраля 2021 года.
- Jan Švankmajer, Síla imaginace, 2001, s. 123
- Marie Benešová, La contamination des sens, Tvar 8, 12.9.1991
- Britské pocty Janu Švankmajerovi, Lidové noviny 1.4.1992
- Ivo Purš, in: Anima, animus, animace, 1997, s. 96
- Jan Švankmajer, in: Anima, animus, animace, 1997, s. 115-119
- Tereza Brdečková: Zakázané území - souborné dílo Jana Švankmajera, Respekt 1994, č. 18, s. 15
- Jan Kerbr, Divadelní noviny 12, 2003, s. 10
- Michal Bregant: Jan Švankmajer, Doctor honoris causa, Akademie múzických umění, Praha 2003
- . www.novinky.cz . Дата обращения: 23 февраля 2021. 24 июля 2021 года.
- Jindřich Rosendorf, Výtvarnou událostí roku je výstava Jana a Evy Švankmajerových v Galerii města Plzně, Lidové noviny 24.2.2004
- Jan Švankmajer, Síla imaginace, 2001, s. 213-231
- Tomáš Stejskal: Švankmajerův Hmyz je jako další kabinet kuriozit. Film o úpadku civilizace má premiéru v Rotterdamu, 2018
- Radka Polenská: Švankmajer překračuje společenská tabu, iDNES 14.3.2007, B6
- . IMDb . Дата обращения: 23 февраля 2021. 17 июня 2020 года.
- . IMDb . Дата обращения: 23 февраля 2021. 10 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 23 февраля 2021. 9 января 2019 года.
- Rozhovor s Janem Švankmajerem, Karolína Bartošová, Loutkář 1, 2016, s. 3-8
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 17
- Jan Švankmajer, Apoteóza loutkového divadla, in: Cesty spasení 2018, s. 191-193
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 39-41
- Posedlost Jana Švankmajera, Lidové noviny 16.10.1993
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 84-87
- ↑ Georgia Chryssouli, Surreálně lidské: svět sebeničivých loutek Jana Švankmajera, Loutkář 1, 2016, s. 9-11
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 80
- Jan Švankmajer, in: S. Ulver, Mediumní kresby, fetiše a film, Film a doba 2008, s. 158-160
- Dryje F, in: Eva Švankmajerová, Jan Švankmajer, Anima, animus, animace, 1997, s. 10-12
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 25, 28
- Petr Fischer, Revoluce imaginace, Lidové noviny 9.3.2002
- Stanislav Ulver, rozhovor s Janem Švankmajerem, Film a doba 1, 2015, s. 8-13
- Jan Švankmajer: Civilizace jednou zkolabuje, DNES 28.6.2008
- Darina Křivánková: Jan Švankmajer, Reflex 27, 2009, s. 59
- Jan Švankmajer, Jedenáct aktovek, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 266-293
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 112-115
- Jan Švankmajer, in: Solařík B (ed.), 2018, s. 149
- Švankmajer, Jan, 1934- author. . — ISBN 978-80-7438-180-5 , 80-7438-180-3.
Ссылки
- . Дата обращения: 9 марта 2009. Архивировано из 16 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 25 октября 2005. Архивировано из 24 октября 2005 года.
- . Дата обращения: 1 августа 2009. Архивировано из 19 августа 2009 года.
- .
- 2020-10-08
- 1