Interested Article - Интерстеллар

«Интерсте́ллар» ( англ. Interstellar — «Межзвёздный» ) — научно-фантастический фильм , снятый Кристофером Ноланом по сценарию, написанному в соавторстве с Джонатаном Ноланом . Фильм повествует о путешествиях группы исследователей, которые используют недавно обнаруженный пространственно-временной тоннель , чтобы обойти ограничения полёта человека в космосе и покорить огромные расстояния на межзвёздном корабле. Сценаристом проекта выступил брат Кристофера — Джонатан Нолан, который работал над сценариями к двум фильмам трилогии «Бэтмен» , а также картинам « Помни » и « Престиж ». Сценарий основан на научных работах Кипа Торна .

Премьера фильма состоялась в 2014 году: 26 октября в « Китайском театре » ( Лос-Анджелес ), 5 ноября в США и 7 ноября в Великобритании. Кинокартина стала коммерчески успешной и заслужила положительные отзывы кинокритиков и высокие оценки зрителей, в том числе некоторых учёных. «Интерстеллар» получил много премий и номинаций на премии , в том числе премию « Оскар » в категории « Лучшие спецэффекты », а в декабре 2019 года Киноакадемия США и журнал Time признали его лучшим фильмом десятилетия (2010—2019).

Сюжет

В 2067 году неурожай и пыльные бури угрожают выживанию человечества . Кукуруза — последняя жизнеспособная сельхозкультура. Мир также превратился в общество постправды , где молодым поколениям преподают идеи, что высадка «Аполлона» на Луну была сфальсифицирована . Овдовевший инженер и бывший пилот НАСА Джозеф Купер теперь занимается фермерством. С ним живёт его тесть Дональд, 15-летний сын Том и 10-летняя дочь Мёрфи (или Мёрф). Однажды после очередной пыльной бури странные пыльные узоры необъяснимым образом появляются на полу спальни Мёрф; она приписывает аномалию призраку. Купер в конечном итоге приходит к выводу, что узоры были вызваны изменениями силы тяжести и что они являются двоичным кодом географических координат. Купер следует по координатам, которые приводят его на секретный объект НАСА, возглавляемый профессором Джоном Брэндом, бывшим руководителем Купера. Профессор Брэнд говорит, что гравитационные аномалии происходят в разных местах. 48 лет назад неизвестные существа разместили кротовую нору возле Сатурна , открыв путь к далёкой галактике с двенадцатью потенциально обитаемыми мирами, расположенными рядом с чёрной дырой , которую люди называют « Гаргантюа ». 10 лет назад двенадцать добровольцев пролетели через червоточину, чтобы в одиночку исследовать планеты. Астронавты Миллер, Эдмундс и Манн сообщили о положительных результатах. Основываясь на их данных, профессор Брэнд разработал два плана для обеспечения выживания человечества. План A включает разработку теории гравитационного движения для продвижения колоний в космосе, а План Б — запуск космического корабля «Эндюрэнс» (анг. Endurance) с 5000 замороженных человеческих эмбрионов для колонизации пригодной для жизни планеты .

Купер становится пилотом на «Эндюрэнс». В состав команды входят учёные доктор Амелия Брэнд (дочь профессора Брэнда), доктор Ромилли, доктор Дойл и роботы TARS и CASE. Перед отлётом Купер оставляет расстроенной Мёрф свои наручные часы, чтобы сравнить время , когда он вернётся. Полёт до червоточины занимает два года. Пройдя через неё, экспедиция попадает в другую галактику, в систему чёрной дыры Гаргантюа. Ромилли остаётся на корабле изучать чёрную дыру, в то время как Купер, Дойл и Брэнд на челноке спускаются исследовать планету Миллер, сплошь покрытую океаном . Группа находит обломки корабля Миллер, а гигантская приливная волна убивает Дойла и заливает двигатели посадочного модуля. Спустя час к ним приближается очередная приливная волна, но команде удаётся просушить двигатели и взлететь. Из-за близости чёрной дыры время значительно замедляется : в результате, когда Купер и Брэнд возвращаются, для Ромилли на «Эндюрэнс» прошло уже 23 года. Топлива хватит для полёта только на одну из двух оставшихся планет. Эдмундс давно прекратил передачи, в то время как Манн всё продолжает передавать данные. После короткого обсуждения Купер принимает решение отправиться на планету Манна.

Тем временем повзрослевшая Мёрф, которая стала физиком-теоретиком, ученицей профессора Брэнда и теперь работает в его команде в НАСА, передаёт сообщение о том, что профессор умер. Она узнала, что План А, требующий недоступных данных из чёрной дыры, никогда не был рабочим. План Б всегда был единственным вариантом профессора Брэнда. Мёрф обвиняет Брэнд и Купера в том, что они знали, что оставшиеся на Земле были обречены.

На холодной заснеженной планете команда находит базу доктора Манна и выводит его из криогенного сна . Манн сообщает, что ближе к поверхности атмосфера пригодна для дыхания и жизни. Купер заявляет, что намерен вернуться на Землю, а Брэнд и Ромилли останутся осваивать планету. Купер и Манн отправляются устанавливать маяк для посадочного модуля. Внезапно Манн нападает на Купера. Купер с ужасом понимает, что на планете Манна нет твёрдой поверхности, она непригодна для жизни; Манн заявляет, что отчаявшись, послал ложные данные, чтобы его спасли. Манн разбивает стекло шлема Купера и угоняет челнок: он решил захватить «Эндюрэнс» и добраться до планеты Эдмундса, завершив миссию. Ромилли погибает, пытаясь скачать данные с заминированного робота Манна. Однако ТАРС отключает механизм автоматической стыковки, и Манн погибает при взрыве шлюза. Повреждённый взрывом «Эндюрэнс» начинает падать на планету Манна. Куперу удаётся пристыковать посадочный модуль к «Эндюрэнс» и поднять его на орбиту.

Из-за недостатка топлива для полёта к планете Эдмундса команда использует гравитационный манёвр , облетев Гаргантюа и потеряв из-за замедления времени ещё 51 год. В процессе манёвра Купер и ТАРС отстыковываются, чтобы уменьшить вес и гарантировать, что «Эндюрэнс» доберётся до планеты Эдмундса. После пересечения горизонта событий Гаргантюа они катапультируются и оказываются внутри массивного тессеракта , построенного «неизвестными существами» в пятимерном пространстве. Тессеракт устроен так, что при небольших перемещениях в пространстве Купер может наблюдать разные моменты времени в старой комнате Мёрф на Земле. Земное время для него стало пространственной координатой. Однако он не может попасть в пространство комнаты и передать туда какой-либо электромагнитный или акустический сигнал, так как находится под горизонтом событий Гаргантюа, из-под которого не может выйти ни одно трехмерное воздействие. Зато для гравитационных возмущений, которые описываются пространством больших размерностей, трехмерный горизонт событий не является преградой. Благодаря этому Купер может слабо воздействовать на гравитацию в комнате Мёрф, причем в разные моменты времени. Купер пытается передать самому себе в прошлое призыв «Стой», стуча азбукой Морзе, что на Земле в комнате вызывает падение книг. Тогда он внезапно вспоминает слова Амелии про «гравитацию как способ общения» и понимает, что никаких «неизвестных существ» нет. Все это время он и был «призраком» Мёрф. И кротовая нора, и гиперкуб, в котором они с ТАРСом находятся, построены людьми будущего с использованием той самой формулы гравитации, которую не сумел довести до ума профессор Бренд по причине отсутствия у него квантовых данных из чёрной дыры. Довести эту теорию до практического результата может только она — Мёрф! Купер для начала передает себе в прошлое координаты НАСА, чтобы прийти сюда, в чёрную дыру, а потом — переместившись на годы вперед, передает взрослой Мёрф квантовые данные, собранные ТАРСом, в виде колебаний секундной стрелки часов, используя азбуку Морзе . На основе этих данных Мёрф решает теорию гравитационного движения для выполнения Плана А.

В пятимерном пространстве начинается коллапс тессеракта, возможно, связанный с тем, что люди научились управлять гравитацией и строят кротовую нору. Купера и ТАРСа выбрасывает из кротовой норы на орбиту Сатурна. Купер просыпается на Базе Купер — в одном из космических поселений на орбите Сатурна, куда переселилось человечество. Он польщен, что база названа в его честь, но доктор ему поясняет, что это сделано в честь его дочери, которая, находясь в преклонном возрасте, решила впасть в криогенный сон, чтобы дождаться его. Через несколько дней он встречает Мёрф, находящуюся на пороге смерти, в окружении её семьи. Она прощается с отцом и призывает его отправиться к Амелии. Купер и ТАРС угоняют космический корабль и отправляются к Амелии и КЕЙС, основавшим базу на пустынной, но пригодной к жизни планете Эдмундса.

В ролях

Производство

Разработка и финансирование

Фильм был задуман продюсером Линдой Обст и физиком-теоретиком Кипом Торном после сотрудничества Кипа при производстве фильма « Контакт » 1997 года. Обст и Торн были хорошо знакомы с тех пор, как астроном Карл Саган уговорил их на свидание вслепую . На основе работы Торна был задуман сценарий о том, что «самые экзотические события во Вселенной стали доступными для человечества», который привлёк интерес режиссёра Стивена Спилберга . Работа над фильмом началась в июне 2006 года, когда Paramount Pictures и Стивен Спилберг анонсировали планы по созданию научно-фантастического фильма, основанного на исследованиях Кипа Торна. Линда Обст стала продюсером фильма . В марте 2007 года Джонатан Нолан был нанят в качестве сценариста .

После того, как в 2009 году кинокомпания DreamWorks Pictures , основателем которой является Спилберг, заключила сделку с The Walt Disney Company по дистрибуции своих фильмов, студии Paramount Pictures пришлось искать нового режиссёра. После этого фильм оставался в разработке в течение нескольких лет. Впоследствии Джонатан Нолан рекомендовал киностудии взять на пост режиссёра своего брата Кристофера Нолана , который присоединился к проекту в 2012 году . Кристофер обсудил с Кипом Торном, который стал исполнительным продюсером картины, использование в истории пространственно-временного континуума . В январе 2013 года студии Paramount и Warner Bros. официально объявили о назначении на пост режиссёра Кристофера Нолана . Сам режиссёр сказал, что хочет показать совершенно новый пилотируемый космический полёт . Он задумал написать сценарий на основе своей собственной идеи, а также наработок сценария своего брата . В марте к производству картины приступила компания Syncopy , принадлежащая Нолану, и Lynda Obst Productions . По данным журнала The Hollywood Reporter , Кристофер Нолан получит 20 млн долларов, или 20 % от проката картины . Для работы над фильмом Кристофер посетил НАСА , а также частную космическую компанию SpaceX .

Традиционно компании Paramount Pictures и Warner Bros. являлись соперниками. Warner Bros., которая выпускала последние фильмы Нолана, добилась участия в проекте в обмен на право дистрибуции фильма студией Paramount в Северной Америке , а также права на софинансирование продолжений фильмов « Пятница, 13-е » и « Южный парк: Большой, длинный, необрезанный » . В августе 2013 года студия Legendary Pictures подписала соглашение с Warner Bros. на финансирование приблизительно 25 % затрат фильма. Это не помогло возобновить восьмилетнее партнёрство студий, даже наоборот — Legendary Pictures пришлось отказаться от продюсирования фильма « Бэтмен против Супермена: На заре справедливости » .

Сценарий

Джонатан Нолан был нанят ещё при Стивене Спилберге для работы над сценарием фильма. Разработка продолжалась в течение четырёх лет. В первоначальном сценарии планета Миллер находилась у двух чёрных дыр, названных в честь великанов из романа Франсуа Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль » , а также присутствовали внезапно появляющиеся нейтронная звезда (пульсар) и третья чёрная дыра . А на самой планете существовала органическая форма жизни и была обнаружена база, построенная китайскими роботами .

Кастинг

В апреле 2013 года на главные роли были утверждены Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй . Кристофер Нолан выбрал на роль Купера Мэттью Макконахи после того, как увидел его игру в фильме « Мад » (2012) . Он назвал персонажа Макконахи «обыкновенным парнем», с которым «зритель мог испытать удивительную историю» . Для участия в фильме Джессики Честейн Кристофер Нолан послал в Северную Ирландию , где Честейн снималась в фильме « Фрёкен Юлия » (2014), помощника, который передал ей сценарий. Джессике не разрешили его оставить после того, как она его прочитала . Другие известные актёры в конце концов присоединились к проекту, и он стал «звёздным» .

Ирфану Хану была предложена роль в фильме, но он отказался из-за несогласованности расписаний съёмок, в это время он снимался в индийских фильмах « Ланчбокс » и « (англ.) » . В августе 2013 года Мэтт Дэймон был приглашён в Исландию для съёмок в небольшой роли . Мэтт мог сыграть у режиссёра ещё в фильме « Тёмный рыцарь » роль Харви Дента, но тогда он отказался. Майкл Кейн снимается во всех фильмах режиссёра, начиная с фильма « Бэтмен: Начало » и, по словам Кристофера, независимо от фильма, для его друга Кейна всегда найдётся роль [ источник не указан 3397 дней ] .

Съёмки

В качестве оператора был нанят Хойте ван Хойтема , поскольку Уолли Пфистер был занят работой над своим режиссёрским дебютом « Превосходство » .

В январе 2013 года Кристофер Нолан начал переговоры с Paramount и Warner Bros., чтобы принять участие в проекте в качестве режиссёра . В марте его участие было утверждено . Съёмки проходили в последнем квартале 2013 года в провинции Альберта , Канада , в южной части Исландии , на леднике Снайфедльсйёкюдль и в деревне Киркьюбайярклёйстюр , а также в Лос-Анджелесе .

В процессе работы над спецэффектами для фильма научный консультант Кип Торн получил достаточно данных о гравитационном линзировании и аккреционных дисках чёрных дыр для публикации трёх научных статей .

14 декабря 2013 года был выпущен первый тизер к фильму .

17 мая 2014 года вышел официальный трейлер к фильму .

30 июля 2014 года вышел второй официальный трейлер к фильму. Эксклюзивный просмотр был доступен исключительно на официальном сайте фильма после ввода секретной комбинации цифр, которую нужно было разгадать из созвездия в звёздном небе. Спустя сутки ролик стал доступен на YouTube.

Саундтрек

Interstellar: Original Motion Picture Soundtrack
Обложка альбома Ханса Циммера «Interstellar: Original Motion Picture Soundtrack» (2014)
Саундтрек Ханса Циммера
Дата выпуска 18 ноября 2014
Жанры Электронная , классика
Длительность 71:38 (без бонусов)
Продюсеры
Лейбл
Хронология Ханса Циммера
The Amazing Spider-Man 2 — The Original Motion Picture Soundtrack
(2014)
Interstellar: Original Motion Picture Soundtrack
(2014)
Kung Fu Panda 3 — The Original Motion Picture Soundtrack
(2015)

Композитор фильма — Ханс Циммер , работавший вместе с Кристофером Ноланом над « Бэтмен: Начало », « Тёмный рыцарь », « Начало », и « Тёмный рыцарь: Возрождение легенды ». вышел 18 ноября 2014 года.

Вся музыка написана Хансом Циммером, кроме « » (автор Дилан Томас ).

Interstellar (Original Motion Picture Soundtrack) [Standard edition]
Название Длительность
1. «Dreaming of the Crash» 3:55
2. «Cornfield Chase» 2:06
3. «Dust» 5:41
4. «Day One» 3:19
5. «Stay» 6:52
6. «Message from Home» 1:40
7. «The Wormhole» 1:30
8. «Mountains» 3:39
9. «Afraid of Time» 2:32
10. «A Place among the Stars» 3:27
11. «Running Out» 1:57
12. «I'm Going Home» 5:48
13. «Coward» 8:26
14. «Detach» 6:42
15. «S.T.A.Y.» 6:23
16. «Where We're Going» 7:41
71:46
Interstellar (Original Motion Picture Soundtrack) [Deluxe edition]
Название Длительность
17. «First Step» 1:47
18. «Flying Drone» 1:53
19. «Atmospheric Entry» 1:40
20. «No Need to Come Back» 4:32
21. «Imperfect Lock» 6:54
22. «No Time for Caution» 4:06
23. «What Happens Now?» 2:26
24. « » 1:39
96:47
MovieTickets.com bonus track
Название Длительность
1. «Day One Dark» 6:58

Прокат

Картина вышла ограниченным прокатом в Северной Америке ( США и Канада ) 5 ноября, а в широкий прокат — 7 ноября. «Интерстеллар» вышел в Бельгии , Франции , Швейцарии и в Казахстане 5 ноября, в последующие дни картина появилась в России и Украине 6 ноября, в Великобритании 7 ноября . Для ограниченного проката в Северной Америке фильм был выпущен в 70-мм и 35-мм формате в 249 кинотеатрах, из которых 41 использует 70-мм плёночный формат IMAX . Paramount Pictures является дистрибьютором фильма в Северной Америке, а компания Warner Bros. — в остальном мире.

Отзывы и оценки

Фильм получил преимущественно положительные отзывы в прессе. По данным ресурса Rotten Tomatoes , 72 % критиков из 364 высказались о фильме положительно , по данным Metacritic, фильм от критиков получил среднюю оценку 74 из 100 (на основе 46 рецензий) . Rotten Tomatoes суммирует мнения критиков так: «„Интерстеллар“ даёт ещё больше того захватывающего, заставляющего задуматься и визуально прекрасного кино, какого зрители привыкли ожидать от сценариста и режиссёра Кристофера Нолана, пускай порой он и замахивается на большую интеллектуальность, чем ему по силам». Кроме того, «Интерстеллар» получил лучшие за 2014 год оценки простых пользователей на сайтах IMDB и Кинопоиск .

О фильме положительно отзывались многие учёные, отмечая его достоверность. Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон похвалил фильм, заметив, что теория относительности ещё никогда так хорошо не была представлена на экране, и подверг критике только идею искать новый дом возле чёрной дыры . Футуролог Митио Каку назвал его «золотым стандартом для научно-фантастических фильмов» . С этой точкой зрения спорит астрофизик и писатель-фантаст Павел Амнуэль , который отмечает, что многие допущения фильма очень спорны .

По итогам года многие издания включили «Интерстеллар» в число лучших фильмов 2014 года, в частности, Empire , IndieWire , Forbes , GQ , The Guardian (итоги опроса читателей) , « Афиша » , Associated Press , WhatCulture . Журнал « Мир фантастики » назвал «Интерстеллар» лучшим фантастическим фильмом года и лучшим фильмом года .

«Интерстеллар» находится в числе самых высоко оценённых 700 кинокартин XXI века в компиляционном издании They Shoot Pictures, Don’t They? . Многие издания включили его в списки лучших фантастических фильмов 2010-х годов или XXI века , в том числе некоторые на первом месте.

Награды и номинации

Фильм «Интерстеллар» получил множество наград и номинаций в различных категориях, включая « Оскар », « Выбор критиков » премию Американского общества композиторов, авторов и издателей , премию Британской Академии в области кино , премию Общества специалистов по визуальным эффектам и другие.

Примечания

  1. . British Board of Film Classification (20 октября 2014). Дата обращения: 23 декабря 2022. 20 октября 2014 года.
  2. Галловей, Стефан (англ.) . The Hollywood Reporter (22 октября 2014). Дата обращения: 15 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
  3. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 24 ноября 2014. 29 мая 2016 года.
  4. . Lumiere . Дата обращения: 23 декабря 2022. 23 июня 2018 года.
  5. . Новая газета - Novayagazeta.ru . Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  6. Торн К. Интерстеллар: Наука за кадром. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 336 с. — ISBN 978-5-00-057536-9

    Непереведенное (а, может, непереводимиое) название фильма буквально означает «Межзвездный»

  7. Флеминг, Майк (англ.) . Deadline.com (28 марта 2013). Дата обращения: 20 января 2014. 7 февраля 2014 года.
  8. О'Хара, Хелен (2014-09-16). . Empire . из оригинала 17 сентября 2014 . Дата обращения: 16 сентября 2014 .
  9. Jr, Mike Fleming (2013-08-13). . Deadline (англ.) . из оригинала 12 января 2021 . Дата обращения: 5 июля 2018 .
  10. Jagernauth, Keith (2013-08-28). . The Playlist (англ.) . Indiewire Network . из оригинала 14 ноября 2013 . Дата обращения: 18 ноября 2013 .
  11. (англ.) . Interstellar-movie (11 ноября 2013). Дата обращения: 11 февраля 2014. Архивировано из 19 февраля 2014 года.
  12. Снайдер, Джефф (англ.) . The Wrap . The Wrap News, Inc. (2 августа 2013). Дата обращения: 7 февраля 2014. 18 февраля 2014 года.
  13. (англ.) . Nerdgeist (19 сентября 2013). Дата обращения: 11 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  14. Стафф (2014-08-12). . warnerbros.fr (фр.) . Warner Bros. Pictures . Архивировано из 28 октября 2014 . Дата обращения: 17 сентября 2014 .
  15. Джолин, Дан. The Ultimate Trip (англ.) // Empire : journal. — 2014. — November.
  16. Rogers, Adam (22 октября 2014). Дата обращения: 7 июля 2020. 25 октября 2014 года.
  17. Фернандез, Джей А. (англ.) . Los Angeles Times (17 марта 2007). Дата обращения: 15 ноября 2014. 14 ноября 2017 года.
  18. Флеминг, Михаель (англ.) . Variety (14 июня 2006). Дата обращения: 15 ноября 2014. 30 октября 2014 года.
  19. (англ.) . Дата обращения: 15 ноября 2014. 26 октября 2015 года.
  20. (англ.) (24 марта 2007). Дата обращения: 15 ноября 2014. 5 марта 2016 года.
  21. Jensen, Jeff . Entertainment Weekly (16 октября 2014). Дата обращения: 16 октября 2014. 17 октября 2014 года.
  22. Sneider, Jonathan (англ.) . Variety (9 января 2013). Дата обращения: 15 ноября 2014. Архивировано из 7 октября 2014 года.
  23. Фритз, Бен (англ.) . Wall Street Journal (24 июля 2014). Дата обращения: 15 ноября 2014. 26 июля 2014 года.
  24. Флеминг, Майк (англ.) . Deadline.com (10 января 2013). Дата обращения: 15 ноября 2014. 1 сентября 2013 года.
  25. Хайден, Эрик (англ.) . The Hollywood Reporter (8 марта 2013). Дата обращения: 15 ноября 2014. 14 сентября 2017 года.
  26. Стафф. (англ.) . The Hollywood Reporter (2 октября 2014). Дата обращения: 15 ноября 2014. 26 октября 2014 года.
  27. Кит, Борис; Мастерс, Ким (англ.) . The Hollywood Reporter (5 июня 2013). Дата обращения: 15 ноября 2014. 12 июня 2018 года.
  28. Снигель, Татьяна; Галловей, Stephen (англ.) . The Hollywood Reporter (14 августа 2013). Дата обращения: 15 ноября 2014. 7 ноября 2017 года.
  29. Fleming, Mike (2013-04-09). (англ.) . Deadline.com . из оригинала 18 августа 2013 . Дата обращения: 14 августа 2013 .
  30. McClintock, Pamela. (англ.) // The Hollywood Reporter : magazine. — 2014. — 26 March. 27 марта 2014 года.
  31. McClintock, Pamela. (англ.) // The Hollywood Reporter : magazine. — 2014. — 26 March. 27 марта 2014 года.
  32. « от 5 декабря 2014 на Wayback Machine » Интервью с актёрами фильма
  33. Итзкофф, Дейв (англ.) . The New York Times (22 октября 2014). Дата обращения: 13 ноября 2014. 24 октября 2014 года.
  34. Sullivan, Kevin P. (2013-08-13). . MTV Movies Blog (англ.) . MTV . из оригинала 15 августа 2013 . Дата обращения: 14 августа 2013 .
  35. Vyavahare, Renuka (2013-08-22). . The Times of India (англ.) . из оригинала 2 августа 2014 . Дата обращения: 21 сентября 2014 .
  36. Jagernauth, Kevin (2013-04-23). . IndieWire (англ.) . из оригинала 5 июля 2018 . Дата обращения: 5 июля 2018 .
  37. . Variety (9 января 2013). Дата обращения: 6 июля 2020. Архивировано из 7 октября 2014 года.
  38. (8 марта 2013). Дата обращения: 31 августа 2013. 14 сентября 2017 года.
  39. . Дата обращения: 11 апреля 2014. 5 октября 2017 года.
  40. . 4 декабря 2013 года.
  41. James, Oliver; von Tunzelmann, Eugénie; Franklin, Paul; Thorne, Kip S (February 13, 2015). . Classical and Quantum Gravity . IOP Publishing. 32 (6): 47. arXiv : . Bibcode : . doi : . из оригинала 7 мая 2017 . Дата обращения: 15 сентября 2016 .
  42. James, Oliver; von Tunzelmann, Eugénie; Franklin, Paul; Thorne, Kip S (Июнь 2015). . American Journal of Physics . AIP Publishing. 83 (6): 486. arXiv : . Bibcode : . doi : . из оригинала 16 сентября 2016 .
  43. James, Oliver; Dieckmann, Sylvan; Pabst, Simon; Roberts, Paul-George H.; Thorne, Kip S. (July 31, 2015). . . Association for Computing Machinery. doi : . из оригинала 19 ноября 2018 . Дата обращения: 26 мая 2016 .
  44. на YouTube
  45. на YouTube
  46. (швед.) Svenska Filminstitutet .
  47. . Soundtrack.net . Дата обращения: 7 ноября 2014. 29 октября 2014 года.
  48. от 7 ноября 2014 на Wayback Machine Retrieved. 7 November 2014
  49. . MovieTickets.com . Дата обращения: 8 ноября 2014. Архивировано из 8 ноября 2014 года.
  50. . Internet Movie Database . Дата обращения: 6 ноября 2014. 28 сентября 2014 года.
  51. . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 17 ноября 2014. 19 ноября 2014 года.
  52. . metacritic.com . Metacritic . Дата обращения: 17 ноября 2014. 4 августа 2017 года.
  53. . /Film (16 декабря 2014). Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  54. . КиноПоиск . Дата обращения: 7 июля 2020. 3 февраля 2020 года.
  55. . www.infoniac.ru . Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  56. от 30 сентября 2020 на Wayback Machine : Explorations in Science :: Official Website of Dr. Michio Kaku
  57. . «Элементы» . Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  58. . Empire (1 декабря 2014). Дата обращения: 7 июля 2020. 29 июня 2019 года.
  59. Staff, The Playlist; Staff, The Playlist (9 декабря 2014). Дата обращения: 7 июля 2020. 18 августа 2020 года.
  60. Hughes, Mark . Forbes . Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  61. от 23 декабря 2017 на Wayback Machine | GQ
  62. Mokoena, Tshepo . The Guardian (16 декабря 2014). Дата обращения: 7 июля 2020. 25 июля 2020 года.
  63. . Афиша . Дата обращения: 7 июля 2020. 30 июня 2020 года.
  64. от 15 марта 2018 на Wayback Machine — Новости на Фильм Про
  65. Hill, Sam . WhatCulture.com (27 ноября 2014). Дата обращения: 7 июля 2020. 8 июля 2020 года.
  66. (20 января 2015). Дата обращения: 7 июля 2020. 25 июня 2020 года.
  67. . TSPDT . Дата обращения: 7 июля 2020. 15 октября 2021 года.
  68. от 18 мая 2021 на Wayback Machine << Rotten Tomatoes — Movie and TV News
  69. от 10 мая 2021 на Wayback Machine | Screen Rant
  70. . Дата обращения: 9 мая 2021. 9 мая 2021 года.
  71. от 10 мая 2021 на Wayback Machine — Taste of Cinema — Movie Reviews and Classic Movie Lists
  72. Александр Гагинский. Главные фантастические фильмы 2010-х // Мир фантастики. Спецвыпуск №3: «Фантастические 2010-е» : журнал. — 2020. — С. 81 . — ISSN .
  73. от 10 мая 2021 на Wayback Machine | Den of Geek

Литература

Источник —

Same as Интерстеллар