Императорская Академия художеств
- 1 year ago
- 0
- 0
Больша́я импера́торская коро́на Российской империи — главная династическая регалия и символ власти российских монархов , создана в 1762 году для коронации Екатерины II . Вплоть до 1917 года Большой императорской короной венчались на царство все российские монархи . С 1920-го вместе с остальными коронными драгоценностями дома Романовых передана в Гохран . Отреставрирована мастерами Экспериментальной лаборатории Гохрана в 1983—1985 годах . С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля .
Главными создателями короны являются знаменитые в XVIII веке придворные ювелиры Жереми Позье и Георг Фридрих Экарт . Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная шпинель весом в 398,72 карата . Лёгкий прорезной каркас выполнен из серебра , изнутри обит красным бархатом , наружная часть разделена на две полусферы и покрыта бриллиантами .
Корона является совместным творением большого числа мастеров, однако главными создателями выступили два ювелира — француз Жереми Позье и швейцарец Георг Фридрих Экарт. К началу правления Екатерины II оба иностранца долгое время проживали в России и были самыми влиятельными представителями своей профессии при императорском дворе. При этом положение в светском обществе у них было различно. Экарт официально являлся главным ювелиром двора и выполнял украшения только по приказу Императорского кабинета для Алмазной мастерской и лично для императорской семьи. Он был человеком замкнутым и сдержанным, не стремился заводить полезных знакомств среди вельмож . Впрочем, Елизавета Петровна в своё правление не позволяла мастеру брать другие заказы помимо собственных . Позье же отличался общительностью, он быстро стал вхож в самые влиятельные круги и выполнял большое количество не только официальных заказов, но и личных просьб придворных . В ювелирном деле Экарт предпочитал работу с золотом и серебром, в своих произведениях использовал уже подготовленные камни. Позье же в начале своей карьеры был учеником огранщика Бенедикта Граверо, поэтому специализировался на работе с алмазами — подборе, огранке, резке, вымостке, определению стоимости .
Позье стремился занять положение ведущего мастера своего дела, но к моменту государственного переворота 1762 года создал для Екатерины только одну вещь — бриллиантовую панагию . Экарт же получил от будущей императрицы заказ на исполнение погребальной короны для прощания с Елизаветой Петровной. Мастер не учёл, что голова усопшей увеличится в размере, поэтому сделанный им венец надеть не получилось. Этим воспользовался Позье, который заранее подготовил корону на винтах и подогнал её по размеру прямо на поминальном ложе Елизаветы .
Созданию непосредственно Большой императорской короны предшествовала аудиенция Ивана Бецкого , который в 1763 году станет президентом Императорской Академии искусств . На встрече с императрицей четыре дня спустя после государственного переворота присутствовала только княгиня Екатерина Дашкова , в её «Записках» указана сцена, когда Бецкой упал на колени перед Екатериной с вопросом: «Кому же Вы обязаны своим возвышением на престол?!». Императрица ответила: «Богу и своим верным подданным». На это Бецкой сорвал с себя орден Александра Невского и заявил, что более не может служить этой короне, ведь именно он, «несчастный человек, подкупил и подговорил гвардейцев». Екатерина же успокоила его словами: «Коль скоро я вам обязана короной, то кому, как не вам, поручить приготовление всего, что я надену во время коронации? Отдаю в ваше распоряжение всех ювелиров империи» .
Спустя несколько дней после восшествия на трон Её Высочество призвала меня и рассказала, что поручила своему секретарю месье Бецкому провести инспекцию императорских драгоценностей. Мне императрица поручила переплавить всё, что более не соответствовало современным вкусам, а полученные материалы использовать для новой короны. По любым вопросам мне велено было обращаться к Бецкому, что меня очень порадовало, поскольку освобождало от любой ответственности и трений с хранителями сокровищницы. Я решил полностью положиться на решения Бецкого (который в этом случае преследовал только интересы собственных амбиций) и помогать ему во всём, что требовало моего участия. Мемуары Позье
Коронация Екатерины II была назначена на 22 сентября 1762 года, поэтому на подготовку оставалось только два с половиной месяца . Экарту было поручено создание новых регалий — скипетра и державы . Согласно сохранившимся докладным Алмазной мастерской, именно ему выдали 3,96 фунта золота и 20 фунтов серебра на изготовление короны и державы. Тем не менее с просьбой нарисовать эскиз будущей короны Бецкой сначала обратился к Позье. Вариант француза сильно напоминал корону Анны Иоанновны и выглядел как «православный храм с его боковыми закомарами и приподнятой центральной частью, увенчанной луковичной главкой ». Диаметр нижнего обода и верхней части полушарий был практически одинаковым, что придавало короне громоздкую цилиндрическую форму. Соединяющая полушария дуга завершалась крестом, на котором широкой стороной вниз крепилась гигантская шпинель .
Когда Экарт увидел эскиз, он «в гневе разорвал его». Швейцарец написал челобитную Екатерине с жалобой, что рисунок француза совершенно не согласовался с образом императорской короны и по форме слишком напоминал церковь . Экарт создал свою версию короны, более элегантную и гармоничную: полушария эллипсовидной формы сильно изогнуты у основания и разведены в стороны, благодаря чему корона выглядела компактнее. Утопленная между полушариями разделительная дуга несла крест и гигантскую шпинель, развёрнутую широкой стороной вверх. Благодаря тому, что Экарт сделал каркас ажурным прорезным, готовая корона получилась достаточно лёгкой .
Когда каркас был закончен и пришла пора инкрустировать камни, благодаря покровительству Бецкого эту работу поручили Позье . При подготовке к инкрустации Позье воспользовался своим оригинальным методом: сделал восковую модель прорезного каркаса Экарта и на ней опробовал разные варианты расположения камней. Такая проработка позволила поместить каждый бриллиант наиболее выигрышно, скрыть дефекты и подчеркнуть достоинства. В работе Позье помогали шесть ювелиров из Австрии и француз закрепщик Ороте . Также в создании короны участвовали «русские казённые мастера» Иван Естифеев, Иван Липман и подмастерье Иван Никифоров .
Корона была закончена в срок. Бецкой, который открыто недолюбливал Экарта и благоволил Позье, лично занимался раздачей жалованья «тем людям которые были при деле короны». Все мастера получили денежные премии сверх оклада, только Экарту было выплачено всего 700 рублей . Позье лично примерил корону императрице. Екатерина II осталась «очень ею довольна» и сказала, что «как-нибудь сможет удержать эту тяжесть» на голове в течение всех четырёх часов церемонии .
Новая корона стала главной императорской регалией и основным символом власти, её надевали по самым торжественным случаям, а изображение использовали на всех геральдических знаках. Следуя установившемуся церемониалу, Большую императорскую корону возлагали на голову всех последующих правителей России:
Для каждого из монархов корону подгоняли по личной мерке, эту работу доверяли только выдающимся мастерам ювелирного дела . Большая корона являлась неотъемлемым атрибутом императорской власти и использовалась при проведении торжественных церемоний — праздников, приёмов, даже траурных процессий . Последний раз в 1906 году её надевал Николай II на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы .
В 1914 году императорские регалии, в том числе и Большая корона, были эвакуированы из Петербурга в Оружейную палату московского Кремля. Из-за революции и последовавшей Гражданской войны о драгоценностях на время забыли. Только в 1920 году был создан Гохран — организация по контролю за дореволюционными ювелирными изделиями и коронными бриллиантами. В 1921 году было принято официальное решение использовать «ювелирный потенциал» на благо партии, хотя первые секретные сделки датируются 1919-м. В 1922 году специальная оценочная комиссия под руководством минералога академика Александра Ферсмана занималась экспертизой собрания бывшей Бриллиантовой комнаты, изделия поделили на три категории по степени художественной и исторической ценности. В период между 1922 и 1938 годами советское правительство выставило на международных аукционах большую часть из не признанных «ценными» ювелирных изделий .
Оценочная стоимость короны в 1920 году составляла 52 млн долларов . Существует версия, что восемь крупных драгоценных камней из Большой императорской короны были переданы в залог кредита в 20 тысяч долларов . В апреле 1920 года посол советского правительства в США Людвиг Мартенс , находясь в Нью-Йорке , заключил сделку с представителем ирландского правительства . В 1922 году Боланд предлагал камни лидеру гражданской войны Майклу Коллинзу , однако тот отказался со словами: «Я не буду возиться с ними. Царь и его семья убиты. На этих бриллиантах кровь. Уберите их от меня, спрячьте подальше». Тогда Боланд отвёз камни в Ирландию и передал на хранение своей матери Кейтлин Боланд. Согласно воспоминаниями её племянника, будущего сенатора , она первое время прятала драгоценности на собственном теле и сумела скрыть их во время обысков их дома солдатами во время Гражданской войны. Когда военные действия утихли, Кейтлин спрятала камни в подвале своего дома номер 15 на улице Марино Крещент. Примечательно, что именно в этом же доме в северной части Дублина жил писатель Брэм Стокер .
Гарри Боланд был тяжело ранен в ходе войны и умер 2 августа 1922 года. Перед самой смертью он попросил, чтобы драгоценные камни российской короны были переданы Имону де Валера . Эту просьбу выполнили спустя 10 лет — камни были переданы Министерству иностранных дел Ирландии. По свидетельству секретаря Министерства финансов Джеймса МакЭллиота, драгоценности 17 лет пролежали незапертыми в ящике его стола. В 1948 году газета опубликовала открытое письмо Патрика МакКартана с вопросом «куда исчезли российские драгоценности?». Де Валера заявил, что заём до сих пор не был возвращён. По инициативе МакЭллиота в марте 1949 года драгоценности выставили на торги аукциона Кристис и попытались продать, не раскрывая истории их происхождения, но уведомив советское правительство. Торговый дом предложил начальную ставку в 1600 фунтов за весь комплект камней. Попытка продажи дала толчок новым переговорам, в результате которых 9 августа того же года правительство СССР выплатило сумму оригинального кредита в 20 тысяч долларов и драгоценности были тайно перевезены обратно в Москву .
Существует вероятность, что фигурировавшие в этой истории камни на самом деле не были вынуты из Большой императорской короны. В силу разницы между русским и английским языками мог быть применён буквальный перевод «crown jewels» — бриллианты из короны, хотя вероятнее это были какие-то из утраченных драгоценностей дома Романовых. Однако достоверно подтверждены тайные попытки продажи Большой императорской короны, когда под руководством чекиста Якова Юровского династические регалии и главные сокровища Романовых были вывезены в Читу . Случайная огласка будущей сделки вызвала резонанс в международной прессе и послужила толчком к остановке распродажи коронных драгоценностей. Примерно с 1934 года по личному указу Сталина «царские безделушки» перестали вывозить за границу, чтобы не наносить вреда репутации партии .
С 1983 по 1985 год сотрудники Экспериментальной лаборатории Гохрана провели реставрацию короны, для её восстановления потребовалось два года и 454 часа непосредственной работы. Время, многочисленные «подгонки» и изъятие камней привели к обветшанию короны: гигантская шпинель стала оседать и деформировать каркас. Ювелиры Борис Иванов и Виктор Николаев сделали из серебра специальный мостик-опору, который изнутри поддерживает тяжёлый камень. Над восстановлением короны также работали главный художник Владимир Ситников и ювелиры Виктор Николаев и Геннадий Алексахин .
В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации. Согласно статье № 7 Федерального закона № 41-Ф3 от 26 марта 1998 года, она является частью неделимой коллекции уникальных драгоценностей в федеральной собственности и не подлежит отчуждению в любой форме. Ответственность за сохранность фонда несёт Минфин России , исключение из фонда возможно только по личному указу президента . Все экспонаты могут использоваться только для выставочной и научной деятельности исключительно на территории Московского Кремля . Стоимость короны не поддаётся оценке .
Изображение Большой императорской короны появилось на юбилейной серии монет достоинством три и 25 рублей, выпущенной к 50-летию Алмазного фонда .
Образ короны вдохновлён византийской символикой, каждый элемент украшения имеет определённое значение. Две полусферы олицетворяют соединение Востока и Запада. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди как образ незыблемости монархии .
Большая императорская корона отражает смену стилевых эпох: она оформлена в духе раннего классицизма , но и несёт следы предшествовавшего ему барокко . В царствование Елизаветы Петровны в моде были барочные массивные украшения с крупными драгоценными камнями ярких цветов. Для придания бриллиантам определённого оттенка под ними делали тонкую прослойку из цветной фольги . С 1760-х годов при Екатерине II придворная ювелирная мода начала меняться — стала выше цениться натуральная красота камня, украшения делались в более лаконичных и сдержанных формах .
Я отобрал самые подходящие материалы, и поскольку императрица хотела после церемонии корону более не изменять, я предпочёл самые крупные камни, которые уже не были в моде, и так я создал одну из самых дорогих драгоценностей, существовавших когда-либо в Европе. Несмотря на трудную задачу сделать корону как только возможно лёгкой, используя только самые необходимые материалы для закрепления камней, всё равно вес её вышел в пять фунтов. Жереми Позье
В книге «Коронование их императорских величеств Александра Александровича и Марии Феодоровны в 1883 г.» приведено следующее описание:
Большая императорская корона представляет верх совершенства, по необычайному количеству драгоценностей и их художественному сочетанию. Кроме большого рубина на дуге короны, она украшена бриллиантами и жемчугом. На рубине прикреплён крест, состоящий из пяти великолепных бриллиантов. Спереди и сзади короны видны две лавровые ветки, соединённые внизу лентою. Внутренние стороны половинок усеяны каждые 27-ю матовыми жемчужинами роскошной величины и цвета. Дуга, отделяющая половинки короны, представляет дубовые листья с желудями. Над дугой спереди находится большой восьмиугольный бриллиант и три бриллианта в форме миндалин. Нижняя часть украшена 27-ю большими бриллиантами, окружёнными множеством малых .
Классический стиль угадывается в композиционном решении: ветви пальмы и оливы, вымостка алмазов отталкиваются от осей зеркальной симметрии, которые формируют крупные камни-солитеры. Также к классицизму относится сдержанность цветовой гаммы, тон задают бриллианты чистой воды, только ярко-красный доминирующий акцент шпинели подчёркивается ободком из мелких алмазов розового и жёлтого нацвета .
Для украшения короны было использовано 5012 камней: 75 жемчужин массой 763 карата и 4936 алмазов и бриллиантов, их совокупный вес составляет 2858 карат. Высота короны с крестом составила 27,5 см, длина нижней окружности — 64 см. Внутренняя часть короны подбита красным бархатом. Общий вес украшения — 1993,80 грамма . Помимо материалов от переплавленных украшений из императорской сокровищницы, для работы потребовалось дополнительно закупить фунт золота и двадцать фунтов серебра на общую сумму в 86 тыс. рублей . Стоимость готовой короны на момент изготовления оценивалась в 2 миллиона рублей .
Главным украшением короны и центральным акцентом оформления стала гигантская благородная шпинель . В 1762-м году по приказу Бецкого этот камень поместили в Большую императорскую корону. До начала XIX века шпинель не отличали от некоторых других красных камней, таких, как рубеллиты , а в старинных российских описях все эти камни назывались «лалами» . В 1922 году комиссия академика Александра Ферсмана изучала коронные драгоценности Гохрана и установила, что Большую императорскую корону венчает именно шпинель .
Согласно инвентаризации коронных бриллиантов 1865 года, стоимость Большой императорской короны на тот момент составляла 823 976 рублей. Сохранилась подробная опись всех инкрустированных в неё драгоценных камней :
Описание | Вес, карат | Цена, руб. | Описание | Вес, карат | Цена, руб. | Описание | Вес, карат | Цена, руб. | Описание | Вес, карат | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В большой средней перевязи, в двух сторонних поперечинах и в двух полосах наружных по бокам короны | Шесть пальм в коих | Четыре квадратных части в коих | Розетка под крестом | ||||||||
Алмаз высокий восьмиугольный ступенеобразный | 55 20/32 | 150 000 | Один алмаз грушею индейской грани | 7 1/4 | 2100 | 214 бриллиантов | 286 11/16 | 25 680 | 15 бриллиантов | 38 7/8 | 6750 |
Бриллиант неправильной формы | 41 5/16 | 85 000 | Один алмаз грушею индейской грани | 5 5/8 | 1260 | 112 бриллиантов | 113 11/32 | 11 200 | 9 бриллиантов | 4 29/32 | 314 |
Бриллиант розовый | 21 1/8 | 24 000 | Один бриллиант грушею | 5 15/32 | 1500 | 440 бриллиантов | 331 1/4 | 25 175 | 192 бриллианта | 15 1/16 | 926 |
Бриллиант тупочетырёхугольный | 18 3/8 | 13 500 | Один бриллиант продолговатый | 4 5/16 | 1000 | 140 бриллиантов | 27 25/32 | 1666 | 75 жемчужин | 763 | 45000 |
Бриллиант тупочетырёхугольный | 17 13/16 | 15 500 | Один бриллиант овальный | 3 1/2 | 800 | Нижний круг короны в коем | 1 рубин-шпинель неправильной формы | 389 | 100 000 | ||
Алмаз треугольный высокий | 17 3/16 | 11 500 | Один бриллиант круглый | 2 11/32 | 350 | Один бриллиант продолговатый индийской грушею | 12 5/8 | 6000 | |||
Бриллиант овальный высокий | 17 1/8 | 15 000 | Один бриллиант грушею | 2 5/8 | 400 | Два бриллианта продолговатых индийской грушею | 10 5/16 | 3200 | |||
Бриллиант косочетырёхугольный | 16 1/2 | 13 600 | Один бриллиант круглый | 2 11/32 | 550 | Шесть бриллиантов продолговатых индийской грушею | 40 1/16 | 16 200 | |||
Бриллианты-подвески, крупные, 4 шт. | 51 25/32 | 30 400 | Бриллианты, средние, 18 | 31 1/32 | 4050 | 10 бриллиантов | 53 7/8 | 17 000 | |||
Бриллианты подвесками | 22 | 15 200 | Бриллианты, мелкие, 121 | 108 11/16 | 8695 | 9 бриллиантов | 35 11/16 | 9000 | |||
Бриллианты-подвески, средние, 25 | 89 19/42 | 31 855 | Бриллианты, мелкие, 456 | 236 1/16 | 15 108 | 48 бриллиантов | 124 1/3 | 24 000 | |||
Бриллианты мелкие, 95 | 13 | 720 | 102 бриллианта | 170 1/2 | 22 440 | ||||||
Бриллианты мелкие, 104 | 1/8 | 14 000 | 131 бриллиант | 55 | 3300 | ||||||
Бриллианты мелкие, 261 | 2 | 10024 | 305 бриллиантов | 38 1/16 | 2284 | ||||||
Итого: 823 976 |
К 250-летнему юбилею Большой императорской короны и 400-летию дома Романовых смоленские мастера создали её реплику. В оформлении использовались австралийские жемчужины, белое золото вместо серебра, рубеллит вместо гигантской шпинели. Для украшения были использованы свыше 11 тысяч якутских алмазов. Новая корона была представлена в Москве 8 ноября 2012 года, её страховая стоимость составила 100 млн долларов. Поскольку оригинал не может покидать Алмазный фонд и имеет ограниченные возможности экспонирования, копия смоленских мастеров выступает как наглядный образец для ознакомления с российской историей и расцветом «бриллиантового века» .
Миниатюрная копия Большой императорской короны заключена в пасхальном яйце Фаберже , которое в 1885 году заказал Александр III в подарок Марии Фёдоровне . После успешного выполнения этой работы Карл Фаберже был назначен главным поставщиком Кабинета . Император дал личное разрешение отвезти копию яйца на Всемирную выставку 1900 года в Париже . Там же экспонировались другие работы Фаберже, в их числе — миниатюры коронных регалий .
После революции образ короны как воплощение « царизма » стал запретным и долгое время не использовался в искусстве и литературе. Только с наступлением « Хрущёвской оттепели » смягчение режима позволило снова публично использовать её символ . С тех пор Большая императорская корона фигурирует в большом количестве исторических и игровых кинофильмов. Одной из самых известных является третья серия цикла про « Неуловимых мстителей » под названием « Корона Российской империи, или Снова неуловимые ». Существует версия, что сюжет этого фильма был придуман для восстановления репутации большевиков после череды скандалов с распродажей коронных драгоценностей Романовых. Для съёмок была заказана точная копия, вместо бриллиантов её украсили стразами. Работу выполнили ювелиры из Чехословакии , эта корона-дублёр впоследствии использовалась при создании множества российских фильмов .