Поучения Птаххотепа
- 1 year ago
- 0
- 0
Птах , или Пта ( егип. Ptḥ — «Скульптор»; возможно, произносилось в древности как «питах» ) — древнеегипетский бог, творец мира и бог мёртвых , бог правды и порядка, особенно почитался в Мемфисе , где его храм находился у южной стены; по его имени и сам город назывался Ha-ka-ptah («храм духа Птаха»), откуда греческое слово « Αίγυπτος » ( Египет ). Его культ сделался общеегипетским, сохраняя обе функции (творца и бога мёртвых) и в сочетании с именами « Татенен », « Сокар » и « Осирис » .
В форме «Птах-Татенен» — это «отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания». Как «Птах-Сокар-Осирис» он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды .
Женским дополнением Птаха была богиня Сехмет (Сехет), их сыном был Нефертум ; вместе они составляли в Мемфисе божественную триаду. У греков Птах назывался Гефестом , — скорее по своему образу, чем по значению, как демиурга и создателя форм .
Птах изображался в виде обёрнутой белым льном мужской мумии, держащей в руках посох «уас» , с зелёной или жёлтой кожей и синим головным убором. Как отметила Сэндман-Холмберг , Птах — единственный из египетских богов с прямой фараонской, а не с загнутой божьей бородой .
Согласно богословскому произведению мемфисских жрецов « Памятник мемфисской теологии », фиксирующему, по видимости, более древнее предание, Птах — это демиург, бог-творец, создавший первых восемь богов (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары:
От Птаха произошли Свет и Правда, также Он — создатель царства (царственности как принципа организации жизни).
В 647 речении « Текстов Саркофагов » содержится речение от имени Птаха }:
« Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель ( неба и земли — прим. ) [ источник не указан 804 дня ] , творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь ».
К имени Птах часто прилагался эпитет « Тот, Кто за южной стеной » (юг в египетской символике — образ вечности), иными словами, Птах — это бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения.
Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра или Амон Ра (Незримое солнце). Зато от имени Птах производится множество личных имён людей (например, имя известного древнеегипетского мудреца Птаххотепа ).
Центром почитания Птаха был город Мемфис . Само название « Египет » восходит к одному из названий Мемфиса — «Храм души Птаха» (вавилонское hikuptah, др.-греч. Αἴγυπτος , а́йгюптос) . Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение мемфисского храма Птаха — вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространён также в Нубии , Палестине , на Синае .