Interested Article - Усеркаф
- 2021-07-20
- 1
Усеркаф — фараон Древнего Египта , правил приблизительно в 2494 — 2487 годах до н. э., основатель V династии .
Происхождение Усеркафа
Данные, почерпнутые из папируса Весткар
Царствование Усеркафа мало изучено, поскольку очень незначительное число памятников сохранилось с тех времён. Происхождение Усеркафа и отношение его к предыдущей IV династии теряется в глубине веков. Манефон утверждал, что местом происхождения V династии является Элефантина , лежащая на самом юге страны, однако на чём основано это утверждение не известно. Согласно сказке папируса Весткар родиной V династии является местечко Сахебу, по-видимому, находящееся в Дельте , недалеко от Гелиополя , в Летопольском номе (второй ном Нижнего Египта ).
В папирусе Весткар сохранилось древнее предание о происхождении V династии. Однажды к строителю Великой пирамиды фараону Хуфу пришёл старый провидец, или чародей, по имени Джеди. Показав ему несколько чудес, он произнёс пророчество. Джеди сказал, что в городе Солнца Оне (Гелиополе) живёт жрец солнечного бога Ра , которого зовут Усерра. Жена жреца Реджедет скоро должна разрешиться от бремени. Она родит троих сыновей, отцом которых является не кто иной как солнечный бог . Старший из трёх сыновей станет верховным жрецом солнца, а позже каждый из братьев в своё время станет фараоном.
Несмотря на то, что папирус Весткар датируется эпохой гиксосов (то есть отдалён от V династии огромным периодом времени приблизительно в 1000 лет) и по своей сути является не чем иным, как сборником сказок, но особое почитание бога Ра, главного бога Гелиополя, во времена фараонов V династии делает эту версию более предпочтительной. Вообще, согласно сказке, приход к власти первых трёх фараонов V династии — Усеркафа, Сахура и Какаи — ставится в тесную связь с культом бога Ра. Об этом совершенно определённо говорят следующие моменты сказки:
- Во-первых, дети (будущие фараоны) рождаются от Реджедет жены жреца бога Ра.
- Во-вторых, подлинным их отцом является сам бог Ра. В ответ на вопрос Хуфу , кто такая Реджедет, колдун Джеди отвечает, что она — «жена жреца Ра, владыки Сахебу, которая беременна тремя детьми от Ра, владыки Сахебу» .
- В-третьих, по предназначению самого Ра они должны стать царями — в том же ответе Джеди Хуфу о том, кто такая Реджедет, Джеди говорит, что Ра сообщил ей, что они будут править Египтом. Когда Ра посылает богинь и Хнума облегчить роды Реджедет, он также говорит о том, что эти дети — будущие цари.
- В-четвёртых, в том же ответе Джеди Хуфу сказано, что старший из этих трёх детей (то есть Усеркаф) будет верховным жрецом Ра в Гелиополе.
Сказка папируса Весткар противопоставляет царей, родившихся от Реджедет, Хуфу и его роду, то есть, выражаясь современными историческими терминами, противопоставляет V династию IV династии. Это видно из следующих моментов сказки:
- Когда Хуфу узнаёт от Джеди, что дети Реджедет будут царями, он очень огорчается, и колдун даже утешает его, говоря, что сын и внук Хуфу будут ещё царствовать.
- Угроза служанки донести Хуфу на Реджедет, что последняя родила трёх царей, совершенно определённо свидетельствует о том, что Хуфу относился враждебно к новорождённым.
Это противостояние как бы подтверждает и устное народное предание, записанное Геродотом и Диодором , утверждающее, что фараоны IV династии своими непомерными налогами и трудовыми повинностями окончательно довели народ, который восстал, положив конец этой династии.
На основании данных папируса Весткар можно сделать следующие выводы: V династия происходила из среды жрецов Ра или пришла к власти при их помощи. Три первых фараона этой династии, а именно Усеркаф, Сахура и Какаи , были братьями, сыновьями жреца Ра из Гелиополя, причём Усеркаф, до принятия титула фараона, сам был верховным жрецом храма Ра в Гелиополе. Утверждение сказки, что три брата были на самом деле сыновьями бога Ра, может говорить скорее об обратном. Цари V династии могли принадлежать к иной семье, и притом весьма скромного происхождения, раз жрецы захотели прикрыть их рождение чудесной историей. Будь они потомками фараонов IV династии, этого бы делать не пришлось.
Легенда создана для легитимности перехода власти в руки иной династии. Не сделай жрецы этого, престиж власти фараона мог бы сильно пострадать в глазах народа. Наконец, сам переход власти от одной династии к другой сопровождался какими то беспорядками и волнениями в стране, запечатлевшимися в памяти народа, на которые намекает весь ход событий сказки и воспоминания о которых позднее были переданы в рассказах Геродота и Диодора .
Археологические данные
Однако в памятниках никакого противостояния между династиями не обнаруживается. Культ царей IV династии поддерживался во времена V династии. Вельможи, жившие при IV династии, нисколько не утратили расположение фараонов V династии. Вельможа был женат на дочери Шепсескафа — Маатха (Кхамаат). Чати (визирь) Усеркафа Сехемкара был сыном Хефрена . Тем не менее эти вельможи, теснейшим образом связанные узами родства с IV династией, процветали и при царях V династии.
В одной из надписей найденных в Гизе некая царица Хенткаус (Hnt-K3 w-s) названа «Матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта, дочерью бога (то есть фараона), которая говорит о всяких хороших вещах, которые для неё выполняются (обычное обозначение египетских цариц)» . Таким образом, Хенткаус была дочерью царя, царицей и матерью двух царей. Эта же царица известна из отрывков иератических папирусов , найденных в Абусире. Папирусы же эти происходят из заупокойного храма третьего царя V династии Нефериркара Какаи . После смерти Нефериркара Какаи в его заупокойном храме отправлялся культ этой самой царицы Хенткаус и во фрагментах одной надписи о ней говорится следующим образом: «постоянная любимая царём Нефериркара Хенткаус, подруга Хора (то есть царя), царица, мать царя» . Таким образом, Хенткаус была матерью Нефериркара Какаи. Но кроме того, она была матерью ещё одного царя V династии. Им мог быть только один из первых царей этой династии — Усеркаф или Сахура , так как цари после Нефериркара слишком удалены во времени; ведь сама Хенткаус принадлежала к IV династии, она была дочерью Менкаура . Вероятнее всего предположить, что Хенткаус была женой Усеркафа и матерью его сыновей Сахура и Нефериркара Какаи.
Таким образом, Усеркаф получил престол через свою жену Хенткаус, дочь законного фараона Менкаура, из чего следует, что линия родства между IV и V династиями не прерывалась, и, по сути дела, V династия является непосредственным продолжением IV династии.
Неясны также родственные отношения Усеркафа к царице по имени Неферхетеп (Neferhetepes), вероятно, являющуюся идентичной с одноимённой дочерью Джедефра , которая была погребена в пирамиде, находящейся в ареале пирамиды Усеркафа. Возможно, она была матерью Усеркафа .
Таким образом, из археологических данных следует, что V династия была связана с IV династией по материнской линии. Усеркаф, по-видимому, был сыном царицы Неферхетеп, и, следовательно, внуком фараона Джедефра . Он был женат на дочери Менкаура Хенткаус и являлся отцом следующих за ним фараонов Сахура и Неферикара Какаи . Никаких данных о насильственном свержении IV династии фараоном Усеркафом не наблюдается, а если какие-то волнения в конце IV династии и были, то Усеркаф и его потомки вряд ли были к ним причастны.
В гробнице в Техне была найдена надпись, содержащая последнюю волю вельможи Никакнха, жившего во времена правления Усеркафа. Он сообщает, что некогда был управителем дворца и начальником «новых городов», а также что Усеркаф назначил его на весьма доходную должность жреца богини Хатхор в Техне, которую обеспечивали некие земельные пожертвования, сделанные царём Менкаура . И вот названный Никакнх завещал эти владения своим детям, каждый из которых в свою очередь исполнял его обязанности в этом месте в течение нескольких недель в году. Своё личное владение он завещал старшему сыну. Он написал: «Когда я отправлюсь к прекрасному западу, эти дети мои будут действовать как жрецы Хатхор, подобно [тому, как] делал я сам». Эта надпись важна, поскольку доказывает, что к пожалованиям фараона Менкаура при новой династии всё ещё относились с уважением .
За исключением упоминания о прибытии 70-ти чужеземных женщин в Египет и некоторой его культовой деятельности, проявляющей особый интерес к Дельте, ничего более не известно о политической деятельности Усеркафа. Имя Усеркафа найдено на скалах у первых порогов, что, возможно, говорит о его военных действиях с нубийскими племенами.
Имена фараона
Усеркаф выбрал в качестве хорового имени имя Иримаат, которое означало «Истина свершилась» и, возможно, имело отношение к пророчеству. Также он принял имя и титул «Добрый бог, Небхаи», то есть «Владыка Восхождения». Манефон называет его Усерхере(с), что является поздней интерпретацией имени Усеркара, «Могуч дух Ра». Однако в источниках того времени такой вариант имени не встречается. В качестве Тронного имени или, иными словами, царя Верхнего и Нижнего Египта его звали Усеркаф, «Могуч его Дух» .
Тип имени | Иероглифическое написание | Транслитерация — Русскоязычная огласовка — Перевод | |||||||||||||||||
«
Хорово имя
»
(как Хор ) |
|
|
jrj-Mȝˁt
— ири-Маат —
«Исполнитель правосудия» / «Истина свершилась» |
||||||||||||||||
«
Небти имя
»
(как Господин двойного венца) |
|
|
jrj-Mȝˁt-Nbtj
— ири-Маат-Небти —
«Исполнитель правосудия Двух Владычиц (то есть богинь Нехбет и Уаджит )» |
||||||||||||||||
«
Золотое имя
»
(как Золотой Хор) |
|
|
nṯr-nbw nfr
— бику-небу нефер —
«Божественный и прекрасный Золотой Сокол» |
||||||||||||||||
«
Тронное имя
»
(как царь Верхнего и Нижнего Египта) |
|
|
wsr-kȝ.f
— усер-каф —
«Сильный своей Душой » / «Могуч его Дух» |
||||||||||||||||
|
идентично предыдущему | ||||||||||||||||||
|
[wsr]-kȝ-[Rˁ]
— [усер]-ка-[Ра] —
«Сильный Душой Ра» |
Почитание Ра
Дарения храмам согласно надписям Палермского камня
Палермский камень , отрывок летописи Древнего царства говорит о том, что цари V династии культу Ра действительно оказывали большое внимание. До Усеркафа данные этой летописи ничего не упоминают о культе бога Ра . Зато начиная со времён Усеркафа там обнаруживается ряд сведений о таких мероприятиях царей V династии, которые свидетельствуют об их приверженности богу Ра и другим богам Гелиополя .
Палермский камень повествует об установлении Усеркафом (видимо, на пятом-шестом году своего правления) жертвенных даров богам Гелиополя хлебом, пивом, скотом и птицей. Для бога Ра он даровал пахотные земли в номах Нижнего Египта . Однако Усеркаф проявлял такое благочестие не только в отношении божеств Гелиополя и бога Ра; из того же Палермского камня следует, что его заботы простирались и на других богов, хотя и в несколько меньших размерах. Богатые пожалования земли или продуктов были сделаны дочери Ра богине Хатхор , богам из Дома Хора (для них в Буто была построена часовня), редко упоминаемому богу Сепа (в честь него был возведён храм), покровительнице Южного Египта богине-коршуну Нехбет , покровительнице Северного Египта богине-кобре Уаджет , богам в Святилище Юга (возможно, имеется в виду Иераконполь или даже Элефантина — родной город предков царской семьи) . Благодаря этим действиям Усеркаф вполне заслужил титул «Любимый богами», обнаруженный на его цилиндрической печати , которая в настоящее время хранится в Британском музее .
Из всего вышеперечисленного не следует, что культ Ра возник именно с воцарением Усеркафа, он существовал и ранее. Так титулом «сын Ра» пользовался ещё Хафра , а сам Усеркаф этим титулом не пользовался. Таким образом, со вступлением на престол этого фараона, Ра стал пользоваться не исключительным, а преимущественным положением.
Солнечный храм
Со времени Усеркафа началось строительство «солнечных храмов», получивших такое название потому, что в название каждого из них входит составной частью имя бога Солнца Ра. Почти каждый царь V династии считал своим долгом построить такой храм. Первый храм, получивший название Нехен-Ра («Двор жертвоприношений Ра»), был выстроен Усеркафом. Место для строительства он выбрал на краю пустынного плоскогорья, к западу от Нильской долины, в области Мемфиса , в местечке Абу-Гураб , близ Абусира. Вслед за ним там размещали свои храмы и остальные фараоны V династии. Там же они строили и свои пирамиды, хотя пирамида самого Усеркафа находилась в некрополе III династии в Саккара .
Руины храма были откопаны в 1954 году. Храм имел основание 44 × 83 м. Важнейшей частью этого храма было обширное, ничем не крытое пространство, в центре которого на пьедестале возвышался огромный каменный обелиск , перед которым на особом алтаре совершались жертвоприношения и богослужение. Обелиск в этих храмах играл решающую роль и даже в написании храмов служил детерминативом . Согласно записи на Палермском камне Усеркаф наделил свой солнечный храм наделом пахотной земли в 24 аруры (более 6,5 га) и в пользу храма ежедневно приносил «два быка и два гуся» .
Согласно устоявшемуся в науке взгляду, эти храмы были храмами солнечного бога Ра , причём символом божества считается обелиск. Однако есть и другая версия. Поскольку сохранившиеся рельефы этих храмов изображают главным образом юбилейные церемонии , то возможно, что это были храмы юбилейного характера. Что касается обелиска, бывшего центральным сооружением в этих храмах, то он нисколько не противоречит этому предположению, так как в более поздние времена в юбилейных целях часто воздвигались обелиски. Алтарь, расположенный перед обелиском, не был специфическим элементом для этих храмов — он был обычным явлением во всех египетских храмах. Как бы то ни было — были ли храмы выстроены для юбилейных целей, или нет, — отрицать огромную роль культа Ра в этих храмах не приходится.
Чаша из белого камня с названием солнечного храма Усеркафа была обнаружена на острове Китира , что доказывает существование торговли с этим островом.
Продолжительность правления фараона
Точный срок правления Усеркафа неизвестен. Туринский папирус , имя Усеркафа в котором сохранилось не полностью, указывает 7 лет. Манефон (в версии Африкана), называет этого фараона Усерхересом ( др.-греч. Ούσερχέρης ) и отводит ему 28 лет .
Наиболее ранняя достоверная дата — упомянутый в Палермском камне «3-й раз счисления скота», под чем понимали подсчёт по всей стране скота с целью взимания налогов. Однако проблема заключается в том, что эти подсчёты, проводившиеся обычно раз в два года, иногда проводились и каждый год. Также в солнечном храме Усеркафа были найдены указания на «5-й подсчёт», а также «год после 5-го подсчёта», но там не сохранилось имени фараона к которому бы относились эти указания; остаётся неясным до сегодняшнего дня, нужно ли их относить к Усеркафу или они размещены при мероприятиях реконструкции более поздним фараоном, например, Сахура или Нефериркара . Египтологи склонны видеть в этом вопросе более короткий срок правления Усеркафа и принимают его приблизительно в 7 лет.
Для длительного срока указанного Манефоном нет соответствующих хронологических рамок. Так известно, что сын фараона Хафра , Сехемкара, жил при ряде царей и пользовался их благорасположением, а именно: сначала своего отца Хафра , затем Менкаура , Шепсескафа , Усеркафа и, наконец, Сахура . Таким образом, смена этих царей произошла на протяжении одной человеческой жизни. Из знаменитой надписи Птахшепсеса узнаём, что этот вельможа родился в царствование царя IV династии Менкаура , и был ещё современником Ниусерра , шестого царя V династии.
Надпись в гробнице вельможи Нехерпунесу повествует о том, что он жил и пользовался благорасположением следующих царей: Джедефра , Хафра , Менкаура , Шепсескафа , Усеркафа и Сахура .
Погребальный комплекс Усеркафа
Пирамида
Пирамида Усеркафа , названная Уаб-сут («Место очищения» или «Чистое место») находится в Саккаре , к востоку от северо-восточного угла погребального ансамбля Джосера . Она имела небольшие размеры, особенно в сравнении с монументами предшественников фараона из IV династии . Пирамида построена из грубо обработанных каменных блоков и так небрежно, что после утраты наружной облицовки она частично осела и сейчас уже мало чем напоминает пирамиду, а скорее похожа на груду камней. По-видимому, уже в Саисскую эпоху пирамида была в таком состоянии, что от её реставрации отказались. В качестве стройматериала для внутренней кладки использовался известняк местного происхождения, более тонкие блоки для внешней облицовки добывались в каменоломнях Тура. Площадь её основания первоначально составляла 70,37×70,37 метра, а высота — 44,53 метра: она была меньше любой из построенных до неё царских пирамид. В Новое время первое её обследование провёл в 1839 году Перринг . Наиболее хорошо сохранившаяся её сторона имела тогда длину 63,8 метра, высшая точка находилась на высоте 32,8 метра; ныне пирамида Усеркафа стала ещё на несколько метров ниже.
Покрытый гранитом вход в подземные покои пирамиды, находится с северной стороны, но уже не на некоторой высоте как в пирамидах IV династии, а был расположен на уровне земли. Он был обнаружен Перрингом и Визом. Оттуда ведёт вниз сначала нисходящий ход, который переходит в горизонтальную штольню. За блокирующим устройством имеется ответвление на восток к T-образной камере для погребальной утвари. Главный проход ведёт дальше на юг к помещению, к которому с запада примыкала погребальная камера, находящаяся примерно на 10 метров ниже основания пирамиды. Камера имеет размеры (7,8 × 3,1 метра) и на её полу были найдены остатки базальтового саркофага , разбитого грабителями, которые проникли в пирамиду по специально прорубленной для этой цели шахте .
Заупокойный храм
С восточной стороны к пирамиде примыкал небольшой заупокойный храм, но главное святилище было выстроено с южной стороны, где находился очень крутой склон. Храм был построен из известняка и облицован гранитом, полы в нём были вымощены базальтовыми плитами. Заупокойный храм в честь умершего владыки имеет сравнительно большие размеры по отношению к пирамиде, чем аналогичные храмы при более ранних пирамидах. Этот сильный акцент в увеличении размеров заупокойного храма принимается и наследниками Усеркафа из V и VI династий; однако, его расположение с южной стороны пирамиды в последующем больше не повторялось и оставалось как и ранее при IV династии на восточной стороне. Храм давно уже развалился, и в Саисскую эпоху на его месте построили несколько гробниц. Однако можно реконструировать три его основные части: восточная входная часть, с входом на южном участке его восточной стороны; средняя часть, которая охватывала открытый двор с трёх сторон окружённый колоннами и святилище с пятью нишами для статуй царя; а также западная часть, в которой находилась маленькая пирамида (примерно 22×22 метра), которая, видимо, выполняла ритуальную функцию. Во дворе колонного зала были найдены многочисленные фрагменты рельефов и голова монументальной скульптуры. Пирамида и заупокойный храм были обнесены каменной стеной.
Нижний храм долины и восходящая дорога, которая связывала бы его с заупокойным храмом, до сих пор не найдены. К югу от заупокойного храма Усеркафа находится пирамида (примерно 25×25 метров) царицы Неферхетеп, которая составляла отдельный поминальный комплекс, не связанный с памятником Усеркафа.
Позднее исследования здесь проводились Фирсом, а совсем недавно [ когда? ] этот комплекс начала изучать египетская Служба древностей . Находки в окрестностях пирамиды Усеркафа оказались гораздо важнее всего, что было найдено в ней самой. В развалинах заупокойного храма, под остатками саисских построек, Фирс выкопал обломки каменных плит; когда он очистил их от налипшей земли и соединил, получились великолепные рельефы, изображавшие охоту Усеркафа в зарослях Нильской дельты. У ограды Фирс нашёл огромную голову из розового гранита, оставшуюся от статуи сидящего царя. Голова эта без короны, но и так достигает почти трёх четвертей метра в высоту .
Хотя культ Усеркафа пользовался большим уважением на протяжении довольно долгого времени, фараон XII династии Аменемхет I использовал каменные блоки с руин построек Усеркафа для строительства своей пирамиды в Лиште .
Статуи Усеркафа
По сегодняшний день статуи Усеркаф были найдены в двух местах — в долине его солнечного храма в Абусире и в его заупокойном храме при пирамиде в Саккара. Ни одна из его статуй не сохранилась полностью; наиболее выдающиеся экземпляры — это две хорошо сохранившиеся головы его статуй. Одна из них отрыта в 1957 году при раскопках вблизи солнечного храма Усеркафа в Абу-Гурабе и находится сейчас в Египетском музее Каира (инв. № JE 90220). Она изваяна из песчаника ( граувакки ) и имеет размеры 45×26×25 см. Выбрав в качестве материала аспидный сланец , скульптор подчеркнул игру света и тени на полированных поверхностях. Скульптуру считают особенно важной, поскольку она среди очень немногих скульптур периода Древнего царства представляет фараона в красной короне Нижнего Египта ( дешрет ) и без традиционной бороды. Корона Нижнего Египта, простых, строгих форм, как будто вырастает из мягких очертаний головы юного царя. Сохранились остатки нарисованных чёрным цветом усов.
Там же были найдены ещё в 1907 году Людвигом Борхардтом маленькие фрагменты статуй из известняка, гранита и красного песчаника. Кусок алебастра, изображающий рот и подбородок фараона, первоначально принадлежащий статуи почти в натуральную величину, находится сегодня в Египетском музее в Берлине (инв. № 19774).
Следующая, очень хорошо сохранившаяся голова статуи была найдена в 1928 году Сесилем Фиртом в заупокойном храме пирамиды Усеркафа в Саккара и находится сегодня также в собственности Египетского музея в Каире (инв. № JE 52501). Голова выполнена из розового гранита и имеет высоту 75 см. Таким образом, она первоначально принадлежала монументальной скульптуре высотой примерно 4 м (предполагается, что это была сидящая статуя) и являющейся таким образом самой большой известной статуей V династии. Фараон предстаёт здесь также без бороды и в головном платке немес с урием на лбу. Также в поминальном храме пирамиды были найдены другие фрагменты статуй из гранита и диорита, на которых выбито личное и хорово имена Усеркафа.
V династия | ||
Предшественник: Шепсескаф |
фараон Египта
ок. — (правил приблизительно 7 лет) |
Преемник: Сахура |
Примечания
- Однако в конце XX века при работах по благоустройству окрестностей пирамиды Сахура были найдены облицовочные плиты царской дороги к пирамиде, на которых, в числе прочих, сохранился рельеф с семьёй Сахура, который с достаточной точностью позволяет считать Неферхетеп женой Усеркафа и матерью Сахура
- Вейгалл А. История фараонов. — С. 219.
- Вейгалл А. История фараонов. — С. 218.
- Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen (нем.) . — S. 56—57.
- Впрочем, данные о временах, предшествующих V династии, весьма фрагментарны, и поэтому нет полной уверенности в том, что они не содержали никаких сведений о мероприятиях царей в честь бога Ра.
- ↑ Палермский камень. Оборотная сторона. Ряд II
- Вейгалл А. История фараонов. — С. 218—219.
- . Дата обращения: 31 мая 2015. 30 мая 2015 года.
- Замаровский В. Их величества пирамиды . — С. 310—311.
- . Дата обращения: 22 октября 2020. 10 мая 2021 года.
- Замаровский В. Их величества пирамиды . — С. 311—312.
Ссылки
- (перевод Черезова Е. В.)
Литература
- Вейгалл А. История фараонов. Правящие династии раннего, Древнего и Среднего царства Египта. 3000—1800 до н.э. / Пер. с англ. И. Б. Куликовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2018. — 351 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9524-5259-9 .
- Замаровский В. Их величества пирамиды / Пер. со словацкого О. И. Малевича. — М. : Главная редакции восточной литературы издательства «Наука», 1981. — 447 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 15 000 экз.
- Коростовцев М. А. Из истории V династии в Древнем Египте. // ВДИ 1941. № 1.
- История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства « Наука », 1988. — 623 с. — 25 000 экз.
- . // / Автор-составитель В. В. Эрлихман . — Т. 1.
- Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen (нем.) . — Münch. : Deutscher Kunstverlag, 1984. — 314 p. — (Münchner ägyptologische Studien). — ISBN 3422008322 .
- 2021-07-20
- 1