Упуаут (бог)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гор (устар. Горус ) , Хор ( егип. ḥr — «высота», «небо» ; или егип. ḥr.w [ħaːruw] — «недостижимый», «тот, кто высоко» ) — бог неба и солнца в облике сокола; человека с головой сокола или крылатого солнца.
Изображался в виде сокола или человеком с головой сокола в обычном одеянии и головном уборе фараона .
Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса . Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис , по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила .
Разные ипостаси Хора считались по происхождению от разных богов и богинь: Гор был сыном Ра , Хор Хекенский — Нефертума и Баст .
Супруга Гора — Хатхор . В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет выступает как жена бога Гора.
У Гора есть четыре сына , которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица .
Гелиопольский миф об Осирисе включает историю зачатия и рождения Гора.
С помощью Анубиса или Тота Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его , сотворив первую мумию . Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса . Превратившись в самку коршуна — птицу Хат , Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела . От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество) .
Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис ( егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта») , где родила Гора. Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто , хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение . Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила . Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал) . Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» .
Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником Осириса. Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око уаджет ( wɟt) . Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти , предоставляя Гору править царством живых.
Гор считался покровителем царского дома и фараона. Имя Гора входило в царскую титулатуру. Живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.
Гора почитали в Летополисе, недалёко от Мемфиса , и в Эдфу . Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта ).
Образ Гора имел несколько ипостасей :
Хармахис и Хорахти отождествлялись с Хепри , а к концу Древнего царства считались ипостасями Ра. К концу Среднего царства с культом Хора сливается культ Херишефа .
Гор упоминается рядом греческих авторов как сын Осириса, египетское божество. Геродот отождествлял его с Аполлоном . Созвездие Гора греки называли Орионом .
Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти . Это сопоставление было достаточно распространено.
В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом и тем самым с Марсом .
Мифологическая история мщения сына за отца прослеживается в древнеегипетском литературном произведении « Правда и Кривда » (ок. 1292—1191 годы до н. э.) .