Interested Article - Обречённый принц

Обречённый принц (также Повесть о зачарованном царевиче ) древнеегипетская сказка, написанная на новоегипетском языке , является самым полным памятником нерелигиозной древнеегипетской литературы , дошедшим до наших дней .

Источники и даты

Относится к периоду правления Сети I или Рамсеса II ( XIX династия ), либо несколько позже (XIII век до н. э.) . По мнению немецкого египтолога Вольфганга Хелька история зародилась в период XVIII династии , когда на египетское вооружение поступили упоминаемые в истории боевые колесницы .

Написана иератикой (4,5 страницы ) справа-налево на обратной стороне папируса Харриса 500 и соседствует с историей « Взятие Юпы ». Найденная неповреждённой рукопись опалилась вследствие вспыхнувшего пожара в одном александрийском доме. Исчезли конечная строка на первой, второй и третьей страницах, а также начальная строка на второй, третьей и четвёртой страницах. Считается, что английский коллекционер Энтони Харрис успел сделать копию истории до несчастного случая, но её нахождение неизвестно .

Ныне концовка истории утрачена, однако существует предположение о счастливом финале истории обречённого принца . Рубинштейн Р. И. видел концовку предрешённой пророчеством: «Царевич избежал гибели от змеи и крокодила, значит, он неизбежно должен погибнуть от собаки — предсказание должно исполниться» .

Найдена и впервые переведена английским египтологом Чарльзом Гудвином в 1874 году (« Trasactions of the Society of Biblical Archaeology », « Records of the Past ») . На русский язык сказку переводили Лившиц И. Г. , Кацнельсон И. С. , Коростовцев М. А. , Чегодаев М. А.

Сюжет

Один не названный по имени фараон молит богов о долгожданном сыне. Когда он рождается, являются 7 Хатхор и предрекают судьбу младенца: ему суждено погибнуть от собаки, крокодила или змеи. Тогда фараон приказывает выстроить для сына каменный дом в пустыне. Однажды увидел принц собаку и попросил подарить ему такую же. Фараон сжалился и приказал подарить сыну щенка. Когда принц возмужал (совершеннолетие по египетским представлениям наступало в 20 лет) , то попросил отца выпустить его из заточения, поскольку ему всё равно не миновать предначертанного. Снарядили принца оружием, колесницей, дали в услужение слугу и переправили на восточный берег.

Прибыл принц в Нахарин ( Митанни ) , где местный правитель обещал руку единственной дочери тому принцу земли Хару (египетское название Сирии ) , кто допрыгнет до окна принцессы в высокой башне в 70 локтей (ок. 35 м) . Выдал себя египетский принц за сына воина земли египетской, который сбежал от грозной мачехи. Он встретился взглядом с принцессой в башне и допрыгнул до высокого окна (древний автор намекает на любовь с первого взгляда ) . Но отказался правитель Нахарина отдавать за простолюдина свою дочь. Тогда та поклялась :

« Как вечен бог Ра-Хорахти , так, если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру тотчас же ».

Отдал в жёны победителю свою дочь правитель Нахарина, дал « поле и дом, а также скот и всякое иное добро » .

Когда узнала жена принца о его несчастной доле, попросила убить собаку, но отказался принц убить четвероногого друга. Тогда решила жена следить за своим мужем, чтобы воспрепятствовать несчастью. Однажды ночью подползла к принцу змея, но напилась вина, оставленного женой принца, и заснула. Заметила змею жена и зарубила её.

Отправился принц на прогулку к озеру с собакой, которая вдруг заговорила человечьим голосом (или укусила его). В страхе ринулся принц к озеру, откуда бросился на него крокодил. Промахнулся крокодил и погубил водяного духа (демона), который мучил его 3 месяца. Поблагодарил крокодил и отпустил принца .

«И вот, когда озарилась земля, и наступил второй день…» .

На этом месте история обрывается.

Анализ

Расстановка красных точек в «Повести о зачарованном царевиче» свидетельствует о существовании каких-то закономерностей в членении текста и предложений . Сказка впервые в мировой литературе поднимает вопрос свободы воли и предопределения . Адольф Эрман отмечал, что если из сказки вычеркнуть местный колорит, то она могла бы сойти за сказку любой страны и периода .

См. также

Примечания

  1. Петровский Н. С. // Ассириология и египтология : статья. — Л. , 1964. — С. 116—127 . 12 октября 2019 года.
  2. Барбара Мерц. Красная земля, Черная земля. — Москва: Центрполиграф , 2008. — С. 78—80. — 464 с. — ISBN 978-5-9524-3621-3 .
  3. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Мн. : Вышэйшая школа, 2017. — 680 с. — ISBN 5040110650 .
  4. Maspero, Gaston. Popular Stories of Ancient Egypt / El-Shamy, Hasan M.. — Oxford University Press , 2004. — 275 с. — ISBN 019517335X .
  5. Lichtheim, Miriam. Ancient Egyptian Literature. — Berkeley: University of California Press , 1976. — Т. 2. — С. 200—203.
  6. / Лившиц И. Г., Ольдерогге Д. А., Рубинштейн Р. И.. — Сказки и повести древнего Египта. — Л. : Наука , 1979. — С. 167.
  7. Поэзия и проза Древнего Востока / И. С. Брагинский. — М. : Художественная литература , 1973. — С. 67. — 780 с.
  8. Повесть Петеисе III: древнеегипетская проза. / Коростовцев М. А.. — Художественная литература, 1978. — 303 с.
Источник —

Same as Обречённый принц