Interested Article - Окуневская культура
- 2020-06-21
- 1
Окуневская культура — южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века была распространена в Минусинской котловине , на среднем и верхнем Енисее . Сложилась в результате миграций преимущественно мужского позднеямного-раннекатакомбного населения из Северо-Западного Прикаспия на территорию Южной Сибири и его смешения с местным неолитическим женским субстратом . Памятники распространены на территории современной Хакасии , на территории Тывы и южной части Красноярского края .
Названа по местности улуса (аала) Окунев Усть-Абаканского района на юге Хакасии с левого берега реки Абакан , где в 1928 г. С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки . Значительное место занимала металлургия, животноводство, а также охота на диких животных и рыболовство . Плотно взаимодействовала с культурами андроновского круга .
Известные памятники окуневской культуры — менгир Тас Хыз , а также Улуг Хуртуях тас .
История изучения
Первоначально погребения из Окунева Улуса относились С. А. Теплоуховым к андроновской культуре . На основании находок сосудов, похожих на афанасьевские и андроновские, он считал население, оставившее этот могильник, переходным вариантом между этими культурами. Это давало основания говорить об их преемственности. Первые раскопки в начале 1920 проводила А. П. Ермолаева. В 1947 г. М. Н. Комаровой памятники были выделены в ранний окуневский этап андроновской культуры .
В ходе массовых раскопок окуневских могильников А. Н. Липским в 1955-57 гг. впервые были обнаружены окуневские каменные плиты с изображениями в составе каменных ящиков, в которых совершались захоронения. Липский, который был профессиональным этнографом , а не археологом, предполагал что окуневские памятники являются доафанасьевскими и относил их к эпохе палеолита , так как считал окуневцев предками американских палеоиндейцев, опираясь на параллели в искусстве и антропологии. Раскопки могильника Черновая VIII, погребения которого не были нарушены поздними вторжениями и не содержали афанасьевской керамики, проведённые Г. А. Максименковым в начале 1960-х гг., позволили ему выделить самостоятельную окуневскую культуру .
Различают 4 периода развития Окуневской культуры согласно Л. А. Соколовой.
Дифференцируют ранний Уйбатский этап, поздний Черновский этап, финальный Разливский этап в Окуневской культуре Типичные памятники Тас-Хааза, Бельтыры, Уйбат III, Уйбат V (в бассейне реки Уйбат ), Черновая VIII, Черновая X, Разлив, Стрелка.
Датировка
Радиоуглеродная AMS-датировка 50 Окуневских образцов относится к 2600 - 1700 до н. э. Согласно этим исследованиям, Уйбатский период датируется 2600 — 2300 до н. э. , Черновой — 2200 — 1900 до н. э.
Географическая протяженность
Поселения Окуневской культуры были расположены в Минусинской котловине , на среднем и верхнем Енисее .
Све гора-крепость Чебаки расположенное на правом берегу реки Чёрный Июс к северо-востоку от села Чебаки Ширинского района Республики Хакасия .
К западу от аала Анхаков и к северо-Западу от реки Абакан в Хакасии , где нашли Улуг Хуртуях тас.
Озеро Чёрное к северо-востоку от горы Хызыл хас и севернее улуса Патанков, Ширинского района , где нашли Хыс тас № 36.
В верховьях устья реки Есь Могильник Ар — Хая рядом с поселком Полтаков Аскизского района по дороге в село Таштып , где нашли Хыс тас № 96.
На реке Есь в 2 км к западу от современного села Усть-Есь , Аскизского района , где нашли Есинскую стелу Хыс тас.
В районе села Сарала Орджоникидзевского района Хакасии , где нашли Саралинское изваяние Хыс тас.
На территории Хакасии могильник Верхний Аскиз I, Аскизский район , курган в долине ключа Юр , Усть-Абаканский район .
В юго-западной части региона, в предгорьях Абаканского хребта в узких горных долинах Хызыл хая и , на берегах теперь уже пересохших ручьёв , на современной территории музея-заповедника «Казановка» Аскизского района , где находятся петроглифы Окуневского периода.
На правом берегу реки Тубы , правого притока Енисея , против села Тесинского к юго-востоку от деревни Ильинки между логами и реки Шушь к юго-западу от села Шалаболино Курагинского района Красноярского края находится Шалаболинская писаница , где так же представлены Окуневские памятники наскального искусства.
В двух километрах от затопленного при строительстве Красноярской ГЭС села Сыда в Сыдо-Ербинской котловине на одной из соседних гор рядом с Сыдинской писаницей Н. В. Леонтьевым было открыто изображение личины и быка.
В Идринском районе восточнее села Большой Телек .
В Краснотуранском районе на левом берегу реки Бирь под горой Козлихой, на берегу реки Сыды .
В Курагинском районе в селе Новопокровка .
В Минусинском районе на берегу реки Тубы недалеко от села Кавказского , возле заимки Майдаши, вблизи села .
На берегу озера возле одноименной деревни Малый Кызыкуль при раскопках в окуневском слое археологи в 1973 обнаружили остатки обгоревшего бревенчатого сооружения и фрагменты керамической посуды .
На 1 км к югу от Минусинска на северной окраине соснового бора были раскопаны пять погребений в ящиках из плит .
Поселения
Окуневские поселения были не очень долговременными, с небольшим культурным слоем и их находят редко . Окуневскую культуру обнаружили на небольших каменных укреплениях, расположенных на горах, хакасы называют их Све , что означает Гора-Крепость. На территории Хакасии обнаружено около 45 Све с фортификационными сооружениями, которые рассматриваются в основном как культовые комплексы. Крепость Чебаки одно из первых археологически изученных Све.
На территории Тувы известны селища .
Погребения
Окуневская культура представлена в основном погребальными курганными сооружениями под западной частью небольшой земляной или каменной насыпи с небольшими прямоугольными поверхностными оградами из каменных плит, вертикально вкопанных в землю высотой до 50 см, часто квадратные от 2,5 × 3 м, иногда встречаются погребальные комплексы размером 40 × 40 м. Внутри этих ограждений находились могилы, также облицованные каменными плитами, дно выложено мелкими плитками, перекрытие — из плит, реже — из брёвен и сверху плит, в неглубоких грунтовых ямах на раннем и позднем этапах. Ограда на могильнике близ аала Малый Спирин в Ширинском районе Хакасии, окружена по кругу диаметром около 84 м менгирами . В настоящее время изучено 62 окуневских кургана , состоящих из более 500 погребений и 60 одиночных погребений .
Могильники окуневской культуры располагаются, как правило, неподалёку от афанасьевских и насчитывают от 2 до 10 курганов, как исключение 14 курганов на могильнике Черновая VIII. Количество могил внутри ограды бывает различным — от 1 до 10 и даже 20, редко более 20 погребений. Помимо одиночных погребений встречаются парные, обычно «валетом», и реже коллективные. Практически в каждом могильнике находятся погребения мужчины с двумя женщинами. Положения на спине, чаще головой на запад, с сильно согнутыми в коленях ногами и вытянутыми вдоль туловища руками . Есть захоронения людей в скорченном на боку положении или ничком, сидя; черепов со следами трепанации. На лицо умерших наносили охрой поперечные полосы, под голову клали камень или плитку с выемкой. Ямы с черепами и костями животных считают следами поминальных обрядов.
На плитах погребальных курганов склепов встречаются выбитые, гравированные и крашеные рисунки антропоморфных личин в головных уборах, существ в ритуальных костюмах, фантастических существ, реалистически выполненные изображения животных быков, лосей и других животных. Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов .
Хозяйство
Каменные наконечники стрел, топоры, булавы, тёсла, бусы.
Костяные гарпуны, игольники и иглы, подвески из зубов животных.
Окуневцы обладали развитой металлургией на рудах Саяно-Алтайской горно-металлургической области. Использовалась «чистая» медь , и оловянная (редко мышьяковая) бронза . Наряду с ковкой применялось и литьё , что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Обнаружены бронзовые височные кольца, черешковые ножи-кинжалы, вкладышевые ножи, ножи-бритвы, шилья, наконечник копья, топор.
Основой хозяйственной деятельности было пастушеское скотоводство , рыболовство и охота на диких животных — лось , олень , косуля , марал , кабарга , медведь . В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот , лошади , быки ( волы ) для транспорта. Повозки были двух- и четырехколесные. Это обеспечивало подвижность населения, необходимую для сезонной смены пастбищ.
О земледелии свидетельствуют находки каменных мотыг, плит-зернотерок и пестов, жатвенных серпов (лезвие из меди, рукоять роговая) .
К находкам Окуневской культуры относятся богато украшенные баночные сосуды, кувшинообразной и конической формы, встречаются также курильницы с внутренней перегородкой. Окуневская керамика типично плоскодонная, на раннем этапе — круглодонная. Окуневская керамика отличается сплошной орнаментацией тулова, часто орнаментируется дно, края венчика и его внутренняя сторона. Орнамент сплошной или зональный, отпечатки гребенчатого и гладкого штампа, ямки, жемчужины, зигзаги. Керамические стили окуневской керамики более сопоставимы с более поздней резной грубой посудой, формально и неоднозначно с андроновской керамикой. Как отмечают исследователи, неповторимость каждого из них является важной особенностью Окуневской культуры .
Каменные и костяные жезлы, подвески в виде фигурок медведя, голов лося, птиц, антропоморфные скульптуры, миниатюрные пластинки с изображением женского лица считают атрибутами шаманов, жрецов или личными амулетами.
Колесный транспорт
В наскальном искусстве Минусинской котловины распространены изображения ранних (вторая половина III тысячелетия до н. э.) двухколёсных повозок с составным дышлом из двух сходящихся под углом жердей, которые одновременно образуют каркас кузова. Конструкция повозок и профильная манера изображения указывают на связь не с Восточной Европой, а с западными районами Центральной Азии и, опосредованно, с Передней Азией .
Контакты с другими культурами
Окуневская культура имеет некоторые общие элементы материальной культуры, включая гончарное дело, с местным неолитический субстрат, усть-бельский керамический комплекс, с рядом местных культур из соседних областей, таких как Самусская, Елунинская, Каракольская и Кротовская культуры Западной Сибири и Алтая, погребения Канайского типа в Восточном Казахстане и Окуневская культура Тывы . Западные традиции Афанасьевской культуры, сыгравший решающую роль в формировании Окуневской культуры. Восточные неолитические культуры Дальнего Востока бойсмановская культура, связанные с традициями культур, распространённых на территории Северной Кореи, юга российского Дальнего Востока, примыкающим к ним частям Китая.
Контакты с афанасьевской культурой
Типологический горизонт между развитием афанасьевской и окуневской степных культур Минусинской котловины и развитием более позднего андроновского типа очень тонок .
Связи афанасьевской и окуневской культур прослеживаются довольно сложно. Период их взаимодействия длился всего около ста лет , на некоторых территориях отмечается сосуществование . Археологами было выявлено много комплексов, содержащих признаки как окуневского, так и афанасьевского происхождения. Однако генетических следов афанасьевцев в окуневском генотипе практически не выявлено . Это говорит о вытеснении афанасьевского населения пришлым окуневским .
Традиции Окуневской культуры не получили прямого развития, но проявились в культурах позднего бронзового века Минусинской котловины.
Антропологический тип
Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного европеоидно — монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Как отмечает А. В. Громов, бросается в глаза их морфологическая разнородность — встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, не обнаруживающие никаких следов монголоидной примеси. По его мнению, облик окуневцев сложился в результате смешения местного неолитического населения с афанасьевцами — выходцами из территории Средней Азии и Казахстана .
По мнению А. Г. Козинцева, облик окуневцев варьирует в зависимости от региона. Окуневцы Минусинской котловины были потомками местного неолитического населения, отличавшегося значительным своеобразием на фоне рас первого порядка. У окуневцев Тувы сильно выражены связи с Ямниками и ранними катакомбниками Украины .
По мнению А. В. Полякова, культура сложилась в результате миграции в Минусинскую котловину из Прикаспия группы мужчин-скотоводов брахикранного европеоидного типа, отличного от долихокранных афанасьевцев . Вытеснив афанасьевцев, они брали в жёны местных монголоидных женщин, в результате чего произошла метисация .
В то время как некоторые авторы предполагают, что окуневцы, возможно, произошли от более северных племен, которые заменили афанасьевские культуры в этом регионе, другие считают, что окуневская культура была результатом контактов между местными неолитическими охотниками-собирателями и западными скотоводами .
Палеогенетика
У представителей окуневской культуры преобладает Y-хромосомная гаплогруппа Q1a (субклады Q1a1b1, Q1a2a1c, Q1a2b) .
У одного представителя окуневской культуры определили субклад R1b1a2-M269 Y-хромосомной гаплогруппы R1b .
У образца RISE664 (4409—4156 л. н., Okunevo_EMBA) определили Y-хромосомную гаплогруппу Q1b1a3a1~-Y18330*.
У образца RISE674 (4300—3850 л. н., Okunevo_EMBA) определили Y-хромосомную гаплогруппу Q1b2b1~-Y2679* и митохондриальную гаплогруппу A -a1b3* .
У представителей окуневской культуры из могильника Сыда V ( Минусинская котловина ) определили разнообразие вариантов митохондриальной ДНК . Окуневцы принадлежали к западноевразийским ( U , H , J и T ) и восточноевразийским ( A , C и D ) к субветвям гаплогрупп .
Результаты анализа происхождения древних степных популяций кочевников Евразийской степи (от Урала до Алтая), включая представителей окуневской культуры бронзового века из Саяно-Алтая показал, что образцы содержали компоненты, максимально выраженные у европейских охотников-собирателей, кавказских охотников-собирателей из Грузии и также происходят от компонента, который максимально выражен у нганасан ( самодийцы ) и широко распространен среди различных современных людей из Сибири и Центральной Азии . Среди более ранних степных жителей, наследственный компонент, который максимально выражен в популяциях Восточной Азии, встречается в следовых количествах .
По последним исследованиям, к представителям окуневской культуры генетически близки современные коренные американские индейцы , что подтверждает предыдущие краниометрические исследования. Их общие предки, вероятно, происходят от населения позднего палеолита из кластера охотников-собирателей Мальта́ (Mal’ta Cluster) (стоянки Мальта́ в Прибайкалье и Афонтова гора в Красноярске ) .
Искусство
Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. Характерные писаницы и каменные изваяния получили известность со времени путешествия Д. Г. Мессершмидта в 1722—1723 и последующих Академических экспедиций. Наскальные изображения памятники изучаются и открываются новые, которые были не изучены предыдущими исследователями .
Каменные менгиры распространены на территории современной Хакасии и южной части Красноярского края . Коллекция Окуневских каменных стел представлена в Хакасском национальном краеведческом музее в Абакане , в Минусинском региональном краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова , Историко-архитектурном музее под открытым небом Новосибирска и коллекция керамики в Эрмитаже в Санкт-Петербурге .
Антропоморфные изображения
Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. На территории Минусинской котловины их исследовано более 300. На правом берегу Енисея известно только 10 памятников. Изваяние обычно представляет собой высокий камень доходящие до 6 метров в высоту ( песчаник или гранит ) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С неё на зрителя смотрит фантастическая личина : три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда — быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала , символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг , так и на государственный герб Хакасии .
Обсуждалось, что вертикальные стелы могут быть использованы древними как инструмент ориентирования в пространстве — времени — мильные камни и гномоны — солнечные часы, календари солнечных часов. Графический рисунок вертикальных солнечных часов виден в расходящихся лучах на обращенной к солнцу стеле, где зубец является ориентиром для точного определения полудня.
Миниатюрные костяные пластинки с изображением женщины из погребений, считают атрибутами шаманов или жрецов или личными амулетами.
Художественные черты изображений
Выделяют следующие художественные черты:
- свободный разброс фигур в изобразительном поле;
- присутствие антропоморфных масок;
- удлиненные пропорции стилизованных фигур;
- разнообразные фантастические животные;
- антропоморфные существа с птичьими и звериными головами;
- священная (мировая) гора в виде треугольника, разделенного на части;
- триадные композиции, в которых изображение женского божества или её символа фланкировано двумя фигурами человека или животного;
- изображения божеств в островерхих шапках и с бычьими рогами;
- изображения янусовидных антропоморфных божеств;
- изображения антропоморфных фигур с двумя орлиными головами;
- изображения птиц и орнитоморфных фигур со спиральным «хохолком» на голове;
- фигуры человека с ногами и головой, развернутыми в профиль, а туловищем — в фас ;
- изображения персонажей под аркой «небосвода»;
- «солярный» знак.
См. также
Литература
- Людмила Соколова, 3 марта 2018 года. Археология, этнография и антропология Евразии 2(30) 2007
- Е. В. Трусова (2013), . 2 марта 2018 года. (DOC файл) kemsu.ru
- Максименков Г. А. Окуневская культура. Новосибирск, 1975.
- Леонтьев Н. В. , Капелько В. Ф. , Есин Ю. Н. Изваяния и стелы Окуневской культуры. — Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2006.
- Хлобыстина М. Д. Происхождение и развитие культуры ранней бронзы Южной Сибири // Советская археология. — 1973. — № 1. — С. 24-39.
Примечания
- ↑ Лазаретов И. П. (рус.) // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — Т. 2 , № 4 . — С. 15—50 . 9 октября 2021 года.
- ↑ / С. В. Кузьминых // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 69. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3 .
- Ковтун И. В., Андроновский орнамент (морфология и мифология). − Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. − 547 с.
- Теплоухов С. А. (рус.) // Материалы по этнографии. — 1929. — Т. 2 , № 2 . 9 октября 2021 года.
- Комарова М. Н. Погребения Окунева улуса (рус.) // Советская археология. — 1947. — № 9 . — С. 47—60 .
- Максименков Г. А. Окуневская культура: Автореф. дис. … докт. ист. наук. Новосибирск, 1975. 40 с.
- ↑ Alan K. Outram, Andrey Polyakov, Andrei Gromov, Vyacheslav Moiseyev, Andrzej W. Weber, Vladimir I. Bazaliiskii, O. I. Goriunova. . — 2018-05-09. — doi : . 15 декабря 2022 года.
- ↑ . my.krskstate.ru . Дата обращения: 16 декабря 2022. 29 января 2023 года.
- ↑ . Дата обращения: 19 декабря 2022. 19 декабря 2022 года.
- Andrey Poliakov. . 14 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2018. 28 мая 2023 года.
- Поляков А. В., Святко С. В. (рус.) // Древности Восточной Европы, Центральной Азии и Южной Сибири в контексте связей и взаимодействий в евразийском культурном пространстве (новые данные и концепции): Материалы Международной конференции, 18–22 ноября 2019 г., Санкт-Петербург. Т. II. Связи, контакты и взаимодействия древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV–I тыс. до н. э.). К 80-летию со дня рождения выдающегося археолога В. С. Бочкарёва. : статья в сборнике. — 2019. — Т. 2 . — С. 18—20 . 9 октября 2021 года.
- Людмила Соколова (2009), . 18 декабря 2017 года. dissercat.com
- Поляков А. В. (рус.) // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — № 2 (26) . — С. 91—108 . 31 января 2022 года.
- Громов А. А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.
- ↑ Martina Unterländer, Friso Palstra, Iosif Lazaridis, Aleksandr Pilipenko, Zuzana Hofmanová, Melanie Groß, Christian Sell, Jens Blöcher, Karola Kirsanow, Nadin Rohland, Benjamin Rieger, Elke Kaiser, Wolfram Schier, Dimitri Pozdniakov, Aleksandr Khokhlov, Myriam Georges, Sandra Wilde, Adam Powell, Evelyne Heyer, Mathias Currat, David Reich, Zainolla Samashev, Hermann Parzinger, Vyacheslav I. Molodin, Joachim Burger. // Nature Communications. — 2017-03-03. — Т. 8 . — С. 14615 . — ISSN . — doi : . 2 июля 2020 года.
- Козинцев А. Г. . 21 июня 2018 года. // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 4 (40). С. 134.
- Поляков А. В. от 28 мая 2023 на Wayback Machine // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2020. № 1 (25). С. 3-6.
- ↑ Peter de Barros Damgaard et al. . 12 июня 2021 года. , 29 Jun 2018
- Hollard C. . 25 декабря 2019 года. , 2014
- ↑ Clémence Hollard, Vincent Zvénigorosky, Alexey Kovalev, Yurii Kiryushin, Alexey Tishkin. (англ.) // American Journal of Physical Anthropology. — 2018. — Vol. 167 , iss. 1 . — P. 97–107 . — ISSN . — doi : . 8 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 12 июня 2021. 21 декабря 2020 года.
- . Дата обращения: 12 июня 2021. 12 июня 2021 года.
- Разнообразие вариантов митохондриальной ДНК у носителей окуневской культуры из могильника Сыда V (Минусинская котловина), 2022
- . Дата обращения: 21 декабря 2022. 26 февраля 2021 года.
- Qiaomei Fu, Cosimo Posth, Mateja Hajdinjak, Martin Petr, Swapan Mallick, Daniel Fernandes, Anja Furtwängler, Wolfgang Haak, Matthias Meyer, Alissa Mittnik, Birgit Nickel, Alexander Peltzer, Nadin Rohland, Viviane Slon, Sahra Talamo, Iosif Lazaridis, Mark Lipson, Iain Mathieson, Stephan Schiffels, Pontus Skoglund, Anatoly P. Derevianko, Nikolai Drozdov, Vyacheslav Slavinsky, Alexander Tsybankov, Renata Grifoni Cremonesi, Francesco Mallegni, Bernard Gély, Eligio Vacca, Manuel R. González Morales, Lawrence G. Straus, Christine Neugebauer-Maresch, Maria Teschler-Nicola, Silviu Constantin, Oana Teodora Moldovan, Stefano Benazzi, Marco Peresani, Donato Coppola, Martina Lari, Stefano Ricci, Annamaria Ronchitelli, Frédérique Valentin, Corinne Thevenet, Kurt Wehrberger, Dan Grigorescu, Hélène Rougier, Isabelle Crevecoeur, Damien Flas, Patrick Semal, Marcello A. Mannino, Christophe Cupillard, Hervé Bocherens, Nicholas J. Conard, Katerina Harvati, Vyacheslav Moiseyev, Dorothée G. Drucker, Jiří Svoboda, Michael P. Richards, David Caramelli, Ron Pinhasi, Janet Kelso, Nick Patterson, Johannes Krause, Svante Pääbo, David Reich. (англ.) // Nature. — 2016-06. — Vol. 534 , iss. 7606 . — P. 200–205 . — ISSN . — doi : . 2 января 2020 года.
- Allentoft M. E. et al. (англ.) // Europe PMC. — 2015. — doi : . 9 мая 2020 года.
- . Дата обращения: 15 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
- Е. А. Миклашевич. Т. 34 , вып. 1 . — С. 47–74 . — ISSN . — doi : . 15 декабря 2022 года. // Теория и практика археологических исследований. — 2022-04-02. —
- Е. А. Миклашевич. (англ.) // Теория и практика археологических исследований. — 2022-09-27. — Vol. 34 , iss. 3 . — P. 40–54 . — ISSN . — doi : . 15 декабря 2022 года.
- . archaeology.nsc.ru . Дата обращения: 19 декабря 2022. 16 марта 2023 года.
- collections.hermitage.ru . Дата обращения: 19 декабря 2022. 19 декабря 2022 года.
- Alina Paranina. Reflection of Space-Time in Ancient Cultural Heritage of Urals // OALib. — 2016. — Т. 03 , вып. 08 . — С. 1–7 . — ISSN . — doi : .
Ссылки
- . 2 марта 2018 года.
- Архивировано из 24 марта 2010 года.
- . 28 сентября 2007 года.
- 2020-06-21
- 1