Interested Article - Гасан-Джалаляны

Гасан-Джалаляны ( арм. Հասան-Ջալալյաններ ) — армянский княжеский род XIII—XVIII веков в Хачене на территории Нагорного Карабаха . Родоначальник фамилии — Гасан-Джалал Дола . Изначально являлись князьями Нижнего Хачена, с XIII века сюзерены всего Хаченского княжества. В XV—XVIII веках — мелики . В течение XIII—XVIII веков Хачен стал центром армянской политической самостоятельности и сохранил, по меньшей мере, свою автономию при монгольском , туркоманском и сефевидском владычестве . Титул мелика Гасан-Джалаляны сохранили вплоть до присоединения армянских земель к России в XIX веке .

Происхождение династии

После падения династии Михранидов , правителей Кавказский Албании , власть в области перешла к одной из ветвей армянского рода Сюни , резиденция которых находилась в замке Хачен. Сюниды Хачена оказались чрезвычайно ловкими и сильными, приняв к XIII веку царский титул и сохраняя свою автономию в эпоху монголов и туркоман. В XV веке семья разбилась на четыре ветви, каждая из которых, получил титул мелика в различных областях на территории прежнего княжества. К роду Сюни относились и Гасан-Джалаляны . В XIII веке Гасан-Джалаляны были в числе тех армянских княжеских родов которые возвысились под грузинским сюзеренитетом . Гасан-Джалаляны, подобно Орбелянам , Хахбакянам и Допянам , непосредственно подчинялись Закарянам . Гасан-Джалаляны предприняли кампанию по восстановлению масштабной армянской культурной деятельности в горном регионе, включая монастыри и памятники .

Флаг рода Гасан-Джалалянов
Монастырь Гандзасар , построенный основателем династии Гасан-Джалалом и завершенный его сыном Иванэ-Атабак I

В конце XII века Хаченское княжество разделилось на три ветви (Нижний Хачен, Верхний Хачен и Атерк), сюзеренными правами среди которых изначально владели князя Атерка . В 1214 году скончался последний атеркский князь Вахтанг Тагаворазн , а с 1216 года территории его правления были поделены между Верхним и Нижним Хаченом, где правили зятья правителей Армении Иванэ и Закаре Закарянов. В 1214 году правление над Нижнем Хаченом унаследовал Гасан-Джалал Дола — сын князя Вахтанга II Тангика и Хоришах — дочери Саркиса Закаряна и Саакандухт Арцруни . Тогда же он становится сюзеренным правителем всего Хачена и родоначальником династии Гасан-Джалалянов. Американский историк Роберт Хьюсен пишет о происхождении Гасан-Джалала :

Происхождение [Хасана-Джалала] можно проследить вплоть до IV века, и в его роду встречаются представители следующих домов: по мужской линии: 1) князья (позднее цари) Сюника . По линии нескольких княгинь, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил 2) от царей Армении или династии Багратуни , с центром в Ани ; 3) от армянских царей Васпуракана династии Арцруни , с центром в районе Ван ; 4) князей Гардмана; 5) персидской династии Сасанидов и 6) Аршакидов , второго царского дома Албании, которые в свою очередь, были потомками 7) царей древней Парфии (13).

От имени одного из знатных князей Хачена — Вахтанга Сакара ветвь Араншаиков Нижнего Хачена в то время именовалась также Вахтангян . В Верхнем Хачене правили родственные им князя из рода Допян . После смерти Григора II Допяна они окончательно утратили своё политическое влияние. В годы правления Гасан-Джалала (1214— 1261 ) Хачен являлся одним из центров армянской духовности и национальной культуры . Гасан-Джалал Дола становится родоначальником династии Гасан-Джалалян. Родовые крепости и замки Гасан-Джалалянов были Хоханаберд , Дарпасы, Качахакаберд . В 1216— 1238 был построен Гандзасарский монастырь , один из шедевров армянского средневекового зодчества . Современники похвально отзывались о Гасан-Джалале:

…великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению.

После убийства Гасан-Джалала Аргун-ака , его наследником становится единственный сын Иванэ-Атабак I . Он продолжил культурное строительство отца. Дальнейшие потомки Гасан-Джалалянов в исторических источниках не отмечаются особыми культурно-строительскими делами, хотя и являлись хранителями национальных-христианских традиции армян Хачена. С XIV века католикосы Агванского католикосата также избирались из рода Гасан-Джалалянов. В XV веке родовое владение Гасан-Джалалянов Гандзасар становится центром Агванского католикосата Армянской церкви . Во время набегов Тамерлана, правления Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу в XV веке, а также после них, Гасан-Джалаляны продолжали править Нагорным Карабахом . С XVI—XVII веков они обладали титулом мелика .

И. П. Петрушевский о Гасан-Джалалянах пишет:

Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…

Представитель династии Гасан-Джалалянов Джалал IV становится последним князем собственно Хаченского княжества. Институт меликств в Нагорном Карабаха окончательно был сформирован при иранском шахе Аббасе I . В 1603 году Хаченское княжество распалось на несколько меликств . Владения Гасан-Джалалянов были ответвлены на меликства , , , ставших основой меликств Хамсы . Хамс становится последним очагом армянского национально-государственного устройства . Авторитетная Энциклопедия Британника отмечает, что армянские меликства Нагорного Карабаха в течение 1722—1730 обрели фактическую независимость . Документ XVIII века отмечает о Хамсе/Карабахе, как о « едином остатке древния Армении сохранявшем чрез многие веки независимость свою » . В 1747 году Хамс был захвачен Панах-Али-ханом из племени Джеваншир оймака Сарыджалы из Дизака. Впервые в истории Нагорный Карабах оказался под властью тюркского правителя . Многие из князей Гасан-Джалалянов были изгнаны.

Князья Гасан-Джалаляны

В 1603 году на территории Хаченского княжества образовались несколько меликств.

Титулатура Гасан-Джалалянов

Надпись Гасан-Джалала в Гандзасаре

В источниках Гасан-Джалал Дола носил титулы « коренной самодержцем высокой и обширной провинции Арцах », « царь Хоханаберда » и т. д. В титулатуре князей Хачена встречается также название «Албания», так как с V века армянское правобережье Куры было присоединено к вассальной от Персии Кавказской Албании (V—VIII вв.). С этого исторического периода этот топоним был перенесен и на правобережную территорию Куры. В средневековье, однако, этот термин был всего-лишь историческим пережитком и для армянонаселенного Нагорного Карабаха она не имела какого-либо этнического или культурного содержания. Как отмечает академическая „История Востока“ и другие авторитетные российские специалисты , Нагорный Карабах эпохи Гасан-Джалалянов являлся центром армянской культуры. Источник начала XII века, например, говоря об «Албании», поясняет: «которую ныне называют Глубинной Арменией» . В другом месте он пишет, что архиепископ Ширака, отправиться в страну Армянскую в гаварах Агванка . Как отмечают специалисты, хотя в титулатуре Гасан-Джалалянов иногда и присутствовало формулировка «князь Албании», тем не менее они этнически идентифицировали себя исключительно как армяне .

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Династия иранского происхождения, однако арменизировавшаяся, см. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М.—Л., 1959. — С. 231-232.

Источники

  1. (англ.) / Edited by , , . — Routledge, 2016. — P. 82.
  2. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc’ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984
  3. Bayarsaikhan Dashdondog. The Mongols and the Armenians (1220-1335) (англ.) . — BRILL , 2010. — P. 34. :
  4. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. — Л. , 1949. — С. 28.
  5. Michael P. Croissant. The Armenia-Azerbaijan conflict: causes and implications. — Greenwood Publishing Group , 1998. — С. 11. :
  6. Томас Де Ваал . . — Текст, 2005. — С. 124. 1 октября 2015 года. : .
  7. Очерки истории СССР. Период феодализма IX—XV вв. В двух частях / Под ред. Б. Д. Грекова (отв. ред.), Л. В. Черепнина , В. Т. Пашуто . — М. : Изд. АН СССР, 1953. — Т. II. — С. 686.
  8. Robert H. Hewsen. The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhacʻoycʻ, the Long and the Short Recensions. — Reichert, 1992. — P. 194.
  9. Cyrille Toumanoff. Studies in Christian Caucasian history. — Georgetown University Press, 1963. — P. 217.
  10. . Дата обращения: 18 августа 2009. 8 сентября 2019 года.
  11. Приблизительно соответствует территории современного Кельбаджарского и Лачинского районов
  12. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 198-199. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  13. от 9 марта 2009 на Wayback Machine М. : « Восточная литература », 2002:
  14. А. Л. Якобсон. «Гандзасар», 1987
  15. . Дата обращения: 3 марта 2009. 21 сентября 2013 года.
  16. — статья из Encyclopædia Iranica . P. Jackson :
  17. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 199. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  18. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . — М. : Академкнига , 2003. — С. 199. — 592 с. — 2000 экз. ISBN 5-94628-118-6 .
  19. Hewsen, Robert H. «The Meliks of Eastern Armenia: A Preliminary Study.» Revue des Études Arméniennes. NS: IX, 1972, pp. 299—301
  20. Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. — Cambridge, 1966. — Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV . — С. 593—637 . :
  21. James Stuart Olson. An Ethnohistorical dictionary of the Russian and Soviet empires. — Greenwood Publishing Group , 1994. — С. 44. :
  22. Hewsen, Robert H. «The Kingdom of Arc’ax» in Medieval Armenian Culture (University of Pennsylvania Armenian Texts and Studies). Thomas J. Samuelian and Michael E. Stone (eds.) Chico, California: Scholars Press, 1984, pp. 52-53
  23. Армянская Советская Социалистическая Республика // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. :
  24. — статья из энциклопедии Британника :
  25. «Кавказский календарь на 1864 год», Тифлис, 1863, с. 183—212: АКАК, т I, с.111-124
  26. Мурадян П. М. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. — Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 44 . 18 июня 2021 года.
  27. Якобсон А. Л. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении : Сб. — Ер. : Наука, 1991. — С. 447 . 28 августа 2009 года. :
  28. Миклухо-Маклай Н. Д. // Ученые записки Института востоковедения / Ред. коллегия В. И. Авдиев (отв. редактор), Д. И. Тихонов , В. И. Беляев . — М. Л. : Изд. АН СССР, 1954. — Т. IX. — С. 204—205.
  29. Свод армянских надписей, т. 5, с. 43:
  30. Свод армянских надписей, т. 5, с. 66:
  31. Всемирная история. Энциклопедия. Глава VIII. 2. — М. , 1957. — Т. 3. :
  32. от 6 марта 2021 на Wayback Machine М. : « Восточная литература », 2002:
  33. А. Новосельцев , В. Пашуто , Л. Черепнин . Пути развития феодализма. — М. : « Наука », 1972. — С. 47. :
  34. Мурадян П. М. // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. — Издательство Ереванского гос. университета, 1991. — С. 40 . 18 июня 2021 года.
  35. Матеос Урхаеци, «Хроника» , Вагаршапат, 1898 , стр. стр. 220—221, 230—231
Источник —

Same as Гасан-Джалаляны