Дуат
(
егип.
dwȝt
,
копт.
ⲧⲏ
; также встречается как
Туат, Туаут или Аккерт, Аментес, Аменты или Нетер-Хертет
) — в
мифологии Древнего Египта
загробный мир
. В
Древнем царстве
главным богом Дуата являлся
Анубис
, однако позже статус главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу
Осирису
, а Анубис начинает исполнять лишь роль проводника в Царство мёртвых.
Человек, по представлениям древних египтян, состоит из нескольких сущностей:
Ба (bȝ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных)
в виде птицы с головой человека
. Изначально «ба» было присуще только фараонам и божествам, однако с Среднего царства «ба» приписывается каждому человеку.
Ка (kȝ — «двойник»
) — жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями)
, черты характера или судьба человека
. Ка присуще всему живому.
Хат (ẖt) — бренная оболочка человека, которая не способна жить без Ка.
Сах (sˁḥ) — духовное тело
, «священные останки» после мумификации
.
Рен (rn) — имя, «сущность» человека, а также его жизненный опыт (бывает даже у богов).
Шуит (šwt) — тень
.
Ах (ȝḫ — «светлый», «освещённый») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости)
. Изображался в виде
ибиса
с хохолком
.
Сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир
.
Согласно поверью древних египтян, умершему после воскрешения в загробной жизни предстояло пройти к царству Осириса через множество препятствий, среди которых были стражи. Чтобы благополучно преодолеть эти трудности, египтянин должен был при жизни выучить различные заклинания, которые оберегали бы его после смерти
. Существовали различные амулеты (как, например, око
Уаджет
), охраняющие человека в загробном мире
, а также литература, содержащая имена стражей, оберегающие заклинания и т. п., что должно было помочь умершему пройти все испытания. Пройдя испытания, умерший попадал на Суд Осириса, на котором определялось, попадёт ли он на Поля Иалу или его
душа
будет отправлена в небытие до самого перерождения Вселенной.
↑
Джон Уайт.
Боги и люди Древнего Египта / Переводчик: Калашникова Л. А.. —
М.
: Центрполиграф, 2007. — 189 с. — (Древние цивилизации). —
ISBN 978-5-9524-3252-9
.
↑
Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура / Переводчик: Д. Шамшин. —
М.
: Центрполиграф, 2004. — 366 с. —
ISBN 5-9524-0921-0
.
Бадж, Э. А. Уоллис
Книга мертвых. Папирус Ани Британского Музея. — М: Алетейа, 2003. — 416 с. —
ISBN 5-89321-115-4
.
E. A. Wallis Budge.
An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets. — Cosimo, Inc., 2013. — С. 646. — 742 с. —
ISBN 9781616404598
.
Швец Н.Н.
Словарь египетской мифологии / ред. Янцева Л. И.. — Центрполиграф, 2008. — 377 с. — (Загадки древнего Египта). —
ISBN 978-5-9524-3466-0
.
Мифы и сказки Древнего Египта. — ПКФ "ОЮ-92", 1993. — С. 186. — 220 с.
Budge, E. A. Wallis (Ernest Alfred Wallis).
. — 1857—1934. —
ISBN 1616405112
.
Виталий Акимов.
6
// Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта / РПЦ. —
М.
, 2017. — С. 179, 383. — 560 с. —
ISBN 9785041189976
.