Interested Article - Бес (египетская мифология)
- 2021-05-15
- 1
Бес ( Бэс , Бесу , Беза ) — в древнеегипетской мифологии собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи . Охранитель детей, особенно при рождении и от опасных животных . Покровитель будущих матерей .
Образ
Бес изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой и короткими толстыми ногами. Нередко встречается на предметах домашнего обихода, в частности на кроватях — как украшение и амулет . Беса изображают как карлика с арфой или флейтой в руках, он спутник богини матери, когда она разъярена, потому что Бес способен ее умиротворять [ источник не указан 1504 дня ] .
Происхождение и родство
Бес — не отдельное божество, а собирательное название различных, отличающихся друг от друга карликовых божеств, которые начиная с эпохи Нового царства смешиваются, сливаются друг с другом. Бес, изображенный с ножом, большей частью назывался « Аха » («боец против опасности и зла»), Бес танцующий — Хит, или Хати . Карликовые боги нередко изображались вместе с богиней Хатхор . Окончательное формирование культа Беса связано с отождествлением десяти второстепенных божеств (нубийского Беса, Аха , Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тететену) в едином божестве, которое известно под именем Беса .
Имена «Бес» и « Баст » обычно связывают с нубийским словом «беса», означающим « кот ». Это обстоятельство позволяет предположить, что первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей, крыс и змей (отсюда и роль Беса в качестве покровителя домашнего очага).
Очень редко встречаются изображения Беса с головой и хвостом льва, что некоторые египтологи считают этот факт доказательством того, что первоначально Бес ассоциировался со львом .
М. А. Коростовцев связывает Беса с богом Пта , с которым имели «родство», и считались его «детьми», карликообразные божества, называемые в науке «патэками». Патэки, как и Бес, имели защитные функции — охраняли от опасных животных. Защитная функция была характерна и для греческих кабиров финикийского происхождения, считавшихся в Греции великими богами . Согласно М. А. Коростовцеву , Бес схож с западноевропейскими гномами — безобразными карликовыми существами, доброжелательными к людям. Коростовцев предполагал, что бесы, патэки, кабиры , гномы относятся к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развития человечества, когда люди населяли землю несметным количеством божков или духов .
-
Карлик Бес. Остров Филе, Асуан.
-
Египетская статуэтка Беса в музее Лувра
-
Статуя Беса из Саккары выставлена в Лувре
-
Женская ипостась Беса. Национальный музей Судана
-
Женский и мужской образы Беса. Лувр
-
Баночка для коля в виде Беса (ок. 525–404 годы до н.э.). Метрополитен-музей
Распространение
Сохранилось огромное количество имевших защитный характер амулетов в виде Беса. Их находят при археологических раскопках далеко за пределами Египта, в частности в Передней Азии , на побережье Средиземного и Эгейского морей , в Северном Причерноморье , на Урале , в Сибири , в Средней Азии вплоть до Алтая .
Бес не имел никаких храмов или святилищ, хотя была молельня в Абидосе и идол в храме бога Пта в Мемфисе , а почитался в домах египтян, почитавших его изображения и приносивших ему жертвы .
У современных исследователей есть сведения только о почитании Беса в позднейшие эпохи египетской истории — периоды Нового и Позднего царств, однако первые упоминания о Бесе можно обнаружить в источниках Среднего царства . Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов- пигмеев из тропических лесов Центральной Африки.
Впоследствии культ Беса был воспринят финикийцами и киприотами .
Персидский царь Камбис , покоривший Египет в 525 г. до н. э., посетив в Мемфисе храм бога Пта , издевался над идолом Беса, походившим на финикийских кабиров , имевших вид карликов .
В период, когда Египет был римской провинцией , есть сведения что культ бога Беса (лат. Beza) был популярен в IV веке н. э. в городе Абиде ( Абидос ). У этого бога был свой оракул, которому посылались вопросительные записки относительно будущего и других тревожащих людей тем .
Бес в литературе
В романе Брэма Стокера « » Эдгар Касуолл находит статуэтку Беса и отправляет её к своему воздушному змею-коршуну.
В романе Томаса Манна « Иосиф и его братья » — земное воплощение Беса — добрый карлик с тем же именем — покровитель Иосифа в доме Петепра.
Примечания
- .
- ↑ , Глава «Некоторые другие локальные и нелокальные божества. Представление египтян о божестве».
- ↑ .
- Bacquerisse C., Lupo S. от 19 августа 2017 на Wayback Machine , p. 138.
- Киселёв С. В. . — № 9. — М. — Л. , 1949. — 364 с. 16 марта 2017 года.
- , Глава «Магия».
- ↑ Геродот . III, 37.
- . Дата обращения: 3 июля 2017. 19 августа 2017 года.
- Аммиан Марцеллин . Книга XIX // Деяния.
Литература
- / Рубинштейн Р. И. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 204.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Дополнительная литература
- Баллод Ф. В. . — М. , 1913.
- Баллод Ф. В. Ваза с фигурой — изображением Беса // Памятники Музея Изящных Искусств. — М. , 1912. — Вып. I . — С. 31–36 .
- Васильева О. А., Малых С. Е. Боги Средиземноморья: греко-египетский культурно-религиозный синкретизм эллинистического и римского времени // Цивилизации классического Востока в памятниках собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина / отв. ред. И. А. Ладынин, О. А. Васильева, А. А. Немировский. — М.—СПб.: Изд-во РХГА, 2021. — С. 116-124 . — ISBN 978-5-907505-19-3 .
- Васильева О. А., Малых С. Е., Томашевич О. В. Многоликий Бэс. Древнеегипетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина // Восток (Oriens). — 2022. — № 1 . — С. 245-257 . — doi : .
- Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. — 336 с.
- Попов М. // Мир фантастики . — № 7 (71); июль 2009 . — С. 126—130 .
- Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. — М. : Искусство, 1985. — 116 с. + 219 ил. с. — (Из истории мирового искусства).
- Ходжаш С. И. Изображения древнеегипетского бога Беса в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина . — М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2004. — 173 с.
- 2021-05-15
- 1