Interested Article - Фалестрида
![](/images/008/678/8678278/1.jpg?rand=655380)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/c4e109a7d079c11089bcaffe37e3e2a8.gif)
- 2021-04-04
- 1
![](/images/008/678/8678278/3.jpg?rand=998620)
Фалестри́да ( др.-греч. Θάληστρις ) — в греческой мифологии последняя из упомянутых цариц амазонок . Согласно легенде, в 330 году до н. э. она встречалась с македонским царём Александром Великим во время его завоевательного похода в Азию .
Легенда
Наиболее важными историческими источниками, в которых упоминается предполагаемая встреча Александра Македонского с Фалестридой, являются отчёты историков Диодора и Квинта Курция Руфа , а также выдержка из исторического труда Помпея Трога , сделанная Юстином .
Греческий историк Диодор писал в I веке н. э., что во время похода Александра власть царицы Фалестриды распространялась на область между реками Фазис (сегодня Риони ( Грузия ), протекает по юго-западному склону Большого Кавказа ) и Термодоном . В 330 году до н. э. во время кампании против персов Александр со своим войском разбил лагерь к югу от Каспийского моря , в Гиркании . В этот лагерь прибыли верхом Фалестрида и часть её армии в 300 амазонок в полном вооружении. Она заявила царю, что хотела бы иметь от него ребёнка. Поскольку он был самым высоким из всех мужчин, а она была смелее и сильнее других женщин, ребёнок, которого бы они создали вместе, должен был превзойти всех смертных. Александр не отказал в просьбе и решил продлить стоянку своего войска ещё на несколько суток. После 13 дней, проведённых с Фалестридой, он преподнёс ей щедрый подарок .
Римский историк Квинт Курций Руф, живший, по всей видимости, в I веке нашей эры, упоминает дополнительные подробности всей этой истории. Согласно ему, Фалестрида объявила Александру, что если она родит ребёнка женского пола, то оставит себе, а если мужского — пришлёт к нему . Аналогичное описание приводит и римский историк Юстин, живший во II или III веке. При этом ни один из трёх авторов не даёт никакой информации о дальнейшей жизни царицы амазонок . Между тем, в Истории Александра Великого , написанной в III веке, такой персонаж, как Фалестрида, вовсе отсутствует.
![](/images/008/678/8678278/4.jpg?rand=529394)
Оценка исторической достоверности
Историчность существования Фалестриды была спорной даже среди древних историков. Около 100 г. биограф Плутарх перечислил 14 авторов, которые упоминали историю о Фалестриде. Некоторые из них, такие как Клитарх и Онесикрит , верили в это, девять же писателей (включая Аристобула , Птолемея , Хареса Митиленского и Дуриса ) считали роман Александра с Фалестридой полной выдумкой . Много лет спустя после предполагаемой встречи македонского царя с царицей амазонок греческий историк Онесикрит, сопровождавший Александра в его азиатских походах, как-то свиделся с Лисимахом , сподвижником Александра, правителем Фракии , который находился рядом с полководцем в те дни, когда эта история могла произойти. Онесикрит читал ему вслух четвёртую книгу своего исторического труда, и стоило ему дойти до описания этого эпизода и внешности Фалестриды, как Лисимах улыбнулся и спросил: «А где же я тогда был?!» Из этого может следовать, что Лисимах ничего не знал об амазонке .
Около 150 года римский историк Арриан , работы которого считаются очень надёжными и достоверными, ничего не сообщив о Фалестриде, утверждал, что, согласно некоторым сведениям, македонский царь, возможно, встретил в пути сто вооружённых всадниц, предположительно амазонок, но произошло это только шесть лет спустя, то есть в 324 году до н. э. Их прислал к нему ахеменидский сатрап Атропат . Однако Александр отослал их назад во избежание насилия по отношению к ним со стороны его солдат. При этом Арриан подчеркивает, что историографы Александра, которые, по его мнению, заслуживают доверия, такие как Аристобул и Птолемей, не упоминают об этой истории, а потому он сомневается, что такая раса воинственных женщин вообще когда-либо существовала .
Современная наука единодушно считает, что эпизод, связанный с Фалестридой, неисторичен. Возможно, дочь скифского царя, которой Александр, согласно его собственному письму, предложил стать супругой, послужила толчком к созданию легенды об амазонке .
В искусстве и литературе
- Джироламо Фагиволи . Александр и Фалестрида (живопись, XVI век)
- Кристиан Генрих Постель . Великая, могучая Фалестрида, или Последняя царица амазонок (Die Groß-Mächtige Thalestris, oder Letzte Königin der Amazonen; водевиль, 1690)
- Иоганн Георг Платцер . Царица амазонок Фалестрида в лагере Александра (The Amazon Queen Thalestris in the Camp of Alexander; живопись, ок. 1750)
Примечания
- Марк Юниан Юстин . Эпитома сочинения Помпея Трога «Historarium Philippicarum». 2, 4, 33 и 12, 3, 5.
- Диодор Сицилийский . Историческая библиотека . 17, 77, 1—3.
- Квинт Курций Руф . История Александра Великого . 6, 5, 24—32.
- Марк Юниан Юстин . Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum». 12, 3, 5—7.
- Плутарх . Александр. 46, 1—2.
- Плутарх . Александр. 46, 4.
- Arrian . Anabasis. 7, 13, 2—6. Siehe auch Siegfried Lauffer : Alexander der Große. — München: 3. Auflage. dtv, 1993 ( ISBN 3-423-04298-2 ).
- Плутарх . Александр. 46, 3.
Литература
- Waldemar Heckel . Who’s Who in the Age of Alexander the Great: Prosopography of Alexander’s Empire. — Oxf. : Blackwell, 2006. — P. 262—263 ( ISBN 1-4051-2010-7 ).
- Johann Ch. Gottsched . Ausgewählte Werke. In Band 12: Gottsched Bibliographie / изд. Philip Marshall Mitchell . — B. : de Gruyter, 1987. — S. 294 ( ISBN 3-11-011221-3 ).
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/c4e109a7d079c11089bcaffe37e3e2a8.gif)
- 2021-04-04
- 1