Interested Article - Цикличность в религии

Уроборос
Изображение колеса жизни в ваджраяне

Цикличность (или вечное возвращение ) — концепция восприятия мира как вечно повторяющихся событий.

Западное направление

Античность

Священный скарабей , изображение на картуше

Концепция о цикличности времени была сформирована в Древнем Египте. Символом вечного движения и возрождения жизни был жук- скарабей . Оттуда представление о цикличности проникли в Древнюю Грецию и были развиты в учениях пифагорейцев и стоиков . Пифагорейцы связывали цикличность, то есть существование временны́х отрезков равной длины, с мировой гармонией.

Средние века

Символ цикличности Уроборос (змея, пожирающая свой хвост) использовался в алхимии.

Новое время

Концепцию вечного возвращения разрабатывали в XVII веке — Томас Браун в книге Religio Medici (1643), в XIX веке — Артур Шопенгауэр , одним из источников философии которого были Упанишады , и Фридрих Ницше в произведениях « Весёлая наука » (ч. IV, § 341), « Так говорил Заратустра » (ч. III, раздел «О призраке и загадке», § 2; ч. III, раздел «Выздоравливающий») и « По ту сторону добра и зла » (гл. 3, § 56).

Восточное направление

Индуизм

Вишну отдыхает на Ананта-шеше , в то время как Лакшми массирует его «лотосные стопы»

Сансара отражает бесконечность круга перерождений и поиска освобождения, часто обозначается колесом жизни или бхавачакрой .

Иногда «Вечное время» изображают в виде змея Ананта-шеши . Согласно « Бхагавата-пуране », Шеша — это аватара Бога , также известная по имени Санкаршана . В Пуранах описывается, что Шеша поддерживает на колпаках своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имён Вишну своими бесчисленными устами.

Ананта-шешу обычно изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами в космическом пространстве или плавающего в водах причинного вселенского океана. Его кольца выступают как место отдыха для Вишну и его вечной супруги Лакшми . Его изображают пятиголовым, семиголовым, и наиболее часто — с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону.

Буддизм

В ваджраяне концепция цикличности выражена в калачакре .

Цикличность в других культурах

Цикличность времени также отражена в календарях майя , инков и ацтеков .

Также присутствует в концепциях П. Д. Успенского .

См. также

Примечания

  1. , p. 5.
  2. 23 декабря 2007 года.
  3. from Google Cache

Литература

  • Hatab L. J. . Nietzsche’s Life Sentence: Coming to Terms with Eternal Recurrence. — New York: Routledge , 2005. — ISBN 0-415-96758-9 .
  • Jung C. G. . — Princeton: Princeton University Press , 1988. — ISBN 978-0-691-09953-8 .
  • Klostermaier K. K. . — Oxford: , 2000. — ISBN 1851682139 .
  • Lorenzen M. . . — MLA Forum , 2006, 5 (1). от 14 ноября 2006 на Wayback Machine
  • Lukacher N. Time-Fetishes: The Secret History of Eternal Recurrence. — Durham, NC: Duke University Press , 1998. — ISBN 0-8223-2253-6 .
  • Magnus B. Nietzsche’s Existential Imperative. — Bloomington: Indiana University Press , 1978. — ISBN 0-253-34062-4 .
Источник —

Same as Цикличность в религии