Тибо IV (граф Шампани)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тунгусо-маньчжурская мифология — это архаические представления эвенков и родственных им народов - эвенов , нанайцев , орочей , негидальцев , удэгейцев , маньчжуров — на окружающий мир буга , который также может означать и Бога-Творца .
Тунгусо-маньчжурские народы исторически граничили с носителями палеоазиатского мифологического комплекса на северо-востоке, самодийского — на северо-западе, тюрко - монгольского — на юго-западе, корейско - японского — на юго-востоке.
Для мировоззрения тунгусо-маньчжурских народов характерен шаманизм (русское слово шаман эвенкийского происхождения ), разделяющий мир на три части:
Воплощением мира-буга считался дух Сэвэки , который мог проявляться как в виде "деда" ( Амака ), так и оленя ( орон ) светлой масти ( сэвэк ). В фольклоре Сэвэки отождествлялся как с Христом, так и со святым Николаем .
У Сэвэки была темная проекция брат Харги . Он считался ответственным за появление вредоносных животных, прежде всего, кровососущих насекомых, а также некоторых растений таких как сосна и ольха , которые являются темными двойниками лиственницы и березы , созданными Сэвэки. Обителью Харги был нижний мир Хэргу буга. Харги представлялся лысым, но с волосатым телом, при этом у него вместо правой руки была вторая голоса с оскаленными зубами. На левой руке он имел страшный коготь . Представления о богах-братьях отражают дуалистический характер мировоззрения тунгусо-маньчжурских народов и роднят их с финно-угорской , самодийской и тюркской мифологией , где есть образ верховного бога Нуми-Торум ( Кудай ) и его брата.
Космогонические мифы представлены рассказом о восьминогом олене (дьапкын бодулулкан оран), из частей которого образуются элементы нашего мира. Шкура оленя превратилась в землю, череп и кости - в горы, шерсть - в леса, вши - в диких оленей. По другой версии, до появления земли предки эвенов плавали на плотах ( тэм ) и ловили рыбу с помощью удочек ( чэнгэчич ) и уток. Затем появляется гагара , с помощью которой на воде начинает появляться земля: сначала с желудок белки ( кэбэл дин ), а потом с копыто оленя ( оран кокчинни дин ).
По одному из мифов горы ( Джугджур , Эзоп и Сихотэ-Алинь ) в среднем мире создал дракон кулиндя . Другим названием дракона у эвенков является Дябдар , который своим телом прокладывал русла рек. Он ассоциировался с нижним миром, хотя ему приписывалась способность лечить людей посредством своих проекций . С образом черного дракона связано китайской провинции Хэйлунцзян на территории исторической Маньчжурии .
Наряду с драконом Дябдаром в мифах эвенков упоминается мамонт Сэли , изображаемый в виде рыбы налима с рогами лося .
Сэвэки создал души живых существ оми . Они есть как у человека, так и у животных. При этом души обычных людей могут принимать вид синицы и обитать до рождения в истоках Мировой реки-дерева Энгдегит ( Эндекит ) . Оми воспринималась как тень ( ханян ). После воплощения в теле оми обрастает телесной душой бэен , а также она оказывается связанной невидимой нитью маин с верхним миром угу буга .
Отдельно стоит повествование о предках людей волосатых богатырях ( сэвуйкэр ), которые позже превратились в камни. Мифологическое повествование о людях посвящено одиноким охотникам или старухам, живущим в чумах среди кедров , лиственниц и берез .