Interested Article - Якутская мифология

Яку́тская мифоло́гия отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма , то есть убеждение в существовании особых духовных миров ( дойду ) и возможности общения с ними.

Участники кидают кусочки хлеба в огонь — в дар и как подношение божествам, вызывая тем самым их благосклонность и призывая удачу. Охотники, собираясь на охоту и возвращаясь с охоты, благодарят огонь и кормят пищей, которую добыли и просят дать им успеха в охоте.

Обитателей этих миров якуты называли абасами (ср. общетюркские Албасты ), повелителем которых был Великий Господин . Они представляют угрозу для людей и способны им навредить. Более благожелательные духи были связаны с предками и именовались Айыы . Главой добрых духов был Юрюнг Айыы Тойон , у которого был брат Джёсёгей тойон . Айыы и абасы нередко находились в состоянии вражды, о чём свидетельствует образ Сюгэ тойон . Также существовали и другие категории духов, более связанные с природой нашего мира — иччи и сюллюкюн . Общаться и бороться с этими духами могли лишь шаманы, которые также являлись главными героями якутской мифологии.

Путешествию в духовные миры помогало Мировое Дерево ( Аал Луук Мас) .

Пантеон божеств

Айыы ( якут. айыы, аар айыы ) — божества традиционной религии якутов Аар Айыы итэҕэлэ . Согласно якутской мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха . Считается, что айыы не принимают кровавых жертвоприношений , и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты .

В бытовом смысле, в современном якутском языке есть слово Аньыы, которое понимается как прегрешения, проступки или табу . Например, наступать ногами на могилу — «аньыы» (в смысле «нельзя»). Данное слово не следует путать с айыы .

Основным символом в учении Айыы является Аал луук мас Великое гигантское дерево ») — символ триединства мира. Согласно космогонии Айыы мир состоит из трёх частей : Подземного мира (Аллараа дойду), где обитают абааhы (злые духи), Срединный мир ( Орто дойду ), где обитают люди, Верхний мир ( Yөhээ дойду ) — обиталище верховных божеств (не всегда добрых). Крона Аал луук мас символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир . Согласно якутским традиционным представлениям, душа ( кут ) состоит из трёх частей :

  1. Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
  2. Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело.
  3. Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая.

Символы Айыы (например Аал луук мас) являются обязательными для изображения на празднике Ысыах и регламентируются соответствующими постановлениями правительства Республики Саха (Якутия) .

Традиционная вера Аар Айыы является официально зарегистрированной религией в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия). Документальное свидетельство об этом вручил 11 января 2014 года заместитель руководителя управления Минюста по РС(Я) Алексей Никифоров .

  • Юрюнг Айыы тойон (др. имя Юрюнг Тойон Айыы ) ( якут. Үрүҥ Аар Тойон, Үрүҥ Тойон Айыы) — творец мира, других айыы , демонов абасы , духов иччи , людей, животных и растений. Он глава небес и богов. Он живёт на девятом небе, которое представляется как прекраснейшая страна, где нет зимы, растёт белая трава, подобная крыльям белого лебедя. Он воплощается в образах белого жеребца или орла.
  • Джёсёге́й тойо́н (др. имя Кюрюё Джёсёгёй тойо́н , Джёсёгёй Айыы , Кюн Джёсёгёй или Уордаах Джёсёгёй ) ( якут. Дьөhөгөй Тойон, Kүрүө Дьөhөгөй Тойон, Дьөhөгөй Айыы, Күн Дьөhөгөй, Уордаах Дьөhөгөй) — бог-покровитель лошадей. Он живёт на третьем небе. Он посылает людям конный скот, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает людям вести хозяйство, трудиться. Наделяет человека силой, талантом, мастерством. Он старший из братьев богов.
  • Исэгэй Иэйиэхсит ( якут. Иhэгэй Иэйиэхсит) — богиня, наделяющая людей рогатым скотом.
  • Хомпоруун Хотой Айыы (др. имя Сюнг Хаан , Сюнгкэн Эрэли ) ( якут. Хомпоруун Хотой Айыы, Сүҥ Хаан, Сүҥкэн Эрэли)— бог-покровитель птиц. Он воплощается в образе тёмно-сизого орла. Он — отец орла и жестоко карает человека, убившего эту птицу. Он второстепенный бог мужского пола, даёт людям многочисленный, но физически слабый приплод, в основном девочек, иногда — скот масти «хара дьагыл» ( якут. хара дьаҕыл).
  • Сюгэ тойон (др. имя Аан Дьаасын , Дьаа Буурай , Орой Буурай , Буурай Дохсун , Уордаах Дьасыбыл , Сюнг Дьаасын , Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон ) ( якут. Сүгэ Тойон, Аан Дьааhын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьаhыбыл, Сүҥ Дьааhын, Сүрдээх Кэлтээх Сүгэ Буурай Тойон) — бог грома и молнии. Иногда его называют третьим именем в триаде верховного творца. Гром представляется стуком копыт его коня, а молнии — его топором, которым он разит нечистые силы. Кроме того, он покровительствует скоту, посылает людям детей, жеребят и телят.
  • Айыысыт ( якут. Айыыhыт) — богиня, живущая на восточном небе и спускающаяся оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившееся дитя и покидает дом роженицы на третий день после родов. Айыысыт человека находится в стороне восхода летнего солнца. Существует ещё айыысыт конного скота, которая находится в стороне восхода зимнего солнца, айыысыт рогатого скота — под землёй. Кроме того, имеются айыысыт и у других животных.
  • Иэйиэхсит ( якут. Иэйиэхсит) — богиня-покровительница женщин. Живёт на восточном небе. Всегда открыта к людям, весела, задорна. Спускается на землю в мае . С её возвращением начинает зеленеть листва, начинается лето. Помогает людям своим волшебным советом, оберегает от злых сил, благословляет приплод скота. Не любит грязь и неопрятность.
  • Одун Хаан ( якут. Одун Хаан) — бог, живущий на восьмом небе. Спускается на землю в феврале. Изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, является творцом судьбы.
  • Дьылга Хаан ( якут. Дьылҕа Хаан) — один из богов судьбы. Приоткрывает людям завесу тайны их судьбы.
  • Чынгыс Хаан ( якут. Чыныс Хаан) — бог судьбы, живущий на седьмом небе. Спускается на землю в декабре и властвует до середины февраля. Перекликается с одним из званий Темучина — Чингисхана
  • Билгэ Хаан ( якут. Билгэ Хаан) — бог знаний. Живёт на седьмом небе.
  • Уйгулаан Хаан ( якут. Уйгулаан Хаан) — бог любви. Соединяет сердца.
  • Улу тойон - покровитель шаманов и отец воронов. также почитается как создатель болезней.

Существа и духи, обитающие в срединном мире

«В древности, когда вся земля была покрыта водой, когда вокруг разливалось море, имелось только солнце. Затем остывая, высыхая появилась глина. В конце концов та глина стала землёй. Однажды, когда образовалась земля, внезапно налетел "пестрый вихрь" , имеющий восемь "пут" , оторвавший от земли кусок, который взлетел в небо и стал "Луной" . То был такой сильный вихрь, что разламывались у жеребят позвонки, выворачивались наизнанку омуты, щуки выскакивали из воды и попадались в петли, расставленные в лесу, зайцы попадали в верши для рыбы, Луук Мас ломалось на куски. Вот после этого появился человек, "земная кут" ( Буор-кут ) которого создана из земли; "воздушная кут" ( Салгын-кут ) — из воздуха. Человек так же имел ещё "мать-душу" ( Ийэ-кут ), рождённый с ним от матери...» Со слов С.Г. Игнатьева, 54 года, ll Кулятский наслег Вилюйского района. Записано 9 апреля 1938 г.

Существа

  • Сюллюкюны — нечестивые существа, живущие в подводном мире. Имеют необычную внешность: румяные, бледные и безбровые, похожие на людей. Очень хорошо предсказывают судьбу, все знают и могут сказать, кто когда умрёт, кто разбогатеет.
  • Дух грома — имеет вид жеребёнка, совершенно голого, т.е. без кожи с длинным хвостом; ударяя последним по облакам, дух производит гром.
  • Ветры.
    1. Ветер божества айыы приходит с восточной стороны. Он ничего худого не причиняет.
    2. С севера изредка приходит плохой ветер. Он имеет рост два метра. Внешне похож на человека.
    3. С запада является ветер ростом полтора метра. Он похож на человека. Увидеть можно только верхнюю часть его тела, начиная с колен.
    4. С юга крайне редко приходит сильный вредоносный ветер. Ходит на высоте пяти-шести метров.

Через два с половиной или три года, в середине года или в конце, приходит с востока плохой ветер.

  • - непогребённые души умерших или покойные грешники/самоубийцы. Агрессивные чудовища, предоставляющие опасность людям. Чтобы защититься от них, нужно найти труп покойного и похоронить тело, положив голову лицевой стороной к земле.
  • Чучуна — якутский снежный человек. От йети и бигфута Чучуна отличается разумом. Имеет свой быт и хозяйство. Чучуна стайные существа, всегда ходят семьями и активно переговариваются друг с другом.
  • — предстает в образе ребенка с лохматой головой, грязным лицом и одеждой. Но, если домовые не выходят на улицу, то Чэчюккэ может и на улице поиграть. Да и чаще всего Чэчюккэ видят только маленькие дети. Это существо питается домашним скотом, оставляя хозяев ни с чем.
  • Юёр — призраки умершего человека, который не смог обрести покой.
  • Рыба Луо — В якутской мифологии огромная рыба смерти, у которой плавники и чешуя направлены в обратную сторону.

  • — дух горного перевала.
  • Бай Байанай ( эhэ )— дух-хозяин леса в якутской мифологии. Он же покровитель охотников.
  • Бырдьа Бытык Хатан Тэмиэрийэ — малый дух огня, хранит очаг. Выглядит как маленького роста старичок с длинной белой бородой.
  • Дэлбэ Айыы — дух деторождения.
  • Сир иччитэ — дух земли, местности.
  • Суол иччитэ — дух дороги.
  • Эрэкэ-джэрэкэ — духи-хозяева деревьев и трав, дети земли Ан дархан хотун.
  • Эбэ — дух рек и озер.
  • Этэх иччитэ — дух заброшенного жилья.

Источники

  1. Новиков А. Г. от 3 декабря 2008 на Wayback Machine // Журнал «Илин». — 1991. — № 3. — 1991.
  2. Кулаковский А. Е. Научные труды. — Якутск, 1979. — С. 22 .
  3. 5 марта 2016 года.
  4. 3 сентября 2014 года.
  5. . yakutiamedia.ru . Дата обращения: 4 января 2024. 4 января 2024 года.

Литература

  • Уткин К. Д. / Междунар. центр хомус. (варган.) музыки и др. — Якутск: Част. изд. фирма "Ситим", 1994. — 20 с.
  • Борисова А. А. (к.и.н., Якутский государственный университет )

Внешние ссылки

Источник —

Same as Якутская мифология