Золотой треугольник
- 1 year ago
- 0
- 0
Золотой прямоугольник — это прямоугольник , длины сторон которого находятся в золотой пропорции , , или (греческая буква фи ), где φ примерно равно 1,618.
Золотой прямоугольник можно построить с помощью циркуля и линейки следующим способом:
Отличительной особенностью фигуры является то, что после удаления квадрата оставшаяся часть остаётся золотым прямоугольником , сохраняя то же самое . Удаление квадратов можно продолжать бесконечно, при этом соответствующие углы квадратов образуют бесконечную последовательность точек на золотой спирали , единственной логарифмической спирали с этим свойством.
Другое построение золотого прямоугольника использует три правильных многоугольника, вписанных в одинаковые окружности — десятиугольник , шестиугольник и пятиугольник . Соответствующие длины сторон a , b и c этих трёх многоугольников удовлетворяют равенству a 2 + b 2 = c 2 , так что отрезки с этими длинами образуют (согласно теореме Пифагора ). Отношение длины стороны шестиугольника к длине стороны десятиугольника равно золотому сечению, так что треугольник образует половину золотого прямоугольника .
Выпуклая оболочка двух противоположных рёбер правильного икосаэдра образует золотой прямоугольник. Двенадцать вершин икосаэдра можно разбить на три взаимно перпендикулярных золотых прямоугольника, границы которых образуют кольца Борромео .
Согласно популяризатору астрофизики и математики Марио Ливио , после публикации книги Пачоли « Божественная пропорция » в 1509 году , когда золотая пропорция стала известна художникам без излишней математики , многие художники и архитекторы были очарованы золотым сечением, и оно принято ими как эстетически приятное. Пропорции золотого прямоугольника были известны и до публикации Пачоли в традиционных системах пропорционирования архитектурных сооружений, в частности в «египетской системе диагоналей». Такие архитектурные шедевры, как Парфенон в Афинах или Альгамбра в Гранаде явно использовали пропорции золотого прямоугольника.
Аналогичное построение использовал в 1940-х годах французский архитектор-модернист Ле Корюзье в собственной системе пропорционирования « Модулор » и российский архитектор-теоретик И. П. Шмелёв при анализе пропорций древних сооружений.