Псевдозеркальный фотоаппарат
- 1 year ago
- 0
- 0
Двухобъекти́вный зерка́льный фотоаппара́т ( TLR — англ. Twin-Lens Reflex camera ) — разновидность зеркальных фотоаппаратов , в которой съёмка и визирование происходят через разные объективы . Оба объектива имеют одинаковое поле зрения и связаны между собой зубчатой передачей , обеспечивающей синхронную фокусировку. Неподвижное зеркало не перекрывает свет от объектива к фотоплёнке , поскольку расположено за объективом видоискателя в другой секции камеры.
В некоторых фотоаппаратах вместо синхронного вращения оправ объективов используется их продольное перемещение на общей доске с фокусировочным мехом . Объектив видоискателя часто имеет упрощённую конструкцию и более высокую светосилу , чем съёмочный .
Двухобъективные зеркальные фотоаппараты стали дальнейшим развитием двойных форматных камер , получивших распространение в конце 1890-х годов . Один из двух объективов таких фотоаппаратов выполнял роль съёмочного, а второй служил для постоянного визирования и фокусировки при синхронном перемещении на общей доске . Наклонное зеркало, установленное за вторым объективом под углом 45°, повысило удобство визирования, давая изображение с нормальной ориентацией по вертикали.
Сравнивая двухобъективную схему с однообъективной , стоит отметить:
Классическая двухобъективная система предусматривает расположение объективов друг над другом, что объясняется бо́льшим удобством вертикального параллакса при видоискателе шахтного типа, наиболее распространённом в подобных конструкциях. Однако, существуют примеры камер с горизонтальным расположением пары объективов, например японские Samocaflex и Toyoca-35 .
Объективы в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах могут быть идентичными, но чаще всего различаются в целях оптимизации стоимости. При использовании различных объективов (например, нижний — « Триплет », а верхний — однолинзовый) они должны совпадать по углу поля зрения . При этом фокусные расстояния могут различаться, и чаще всего объектив видоискателя более короткофокусный, что позволяет делать конструкцию более компактной. Такое решение использовано, например, в отечественных фотоаппаратах серии « Любитель ».
При этом объектив видоискателя, как правило, обладает большей светосилой , чем съёмочный, чтобы обеспечить более точную фокусировку за счёт меньшей глубины резкости . Кроме того, светосильный объектив обеспечивает высокую яркость изображения в видоискателе, облегчая кадрирование и наводку. Более дешёвая конструкция отражается на пониженной резкости по полю, что считается приемлемым, поскольку для фокусировки используется центральная часть кадра.
В большинстве двухобъективных камер используется видоискатель шахтного типа, поскольку пентапризма значительно утяжеляет и удорожает фотоаппарат. Использование шахты упрощается тем обстоятельством, что большинство двухобъективных фотоаппаратов рассчитано на квадратный кадр, допускающий съёмку с единственной ориентацией камеры. Большинство камер было рассчитано на кадр 6×6 сантиметров плёнки типа « рольфильм », но кроме этого был популярен формат 4×4 плёнки тип-127 . При этом фотограф рассматривает изображение, глядя в камеру сверху вниз, перпендикулярно направлению съёмки. Видоискатель строит зеркальное изображение, перевёрнутое по горизонтали. Для кадрирования и фокусировки используется фокусировочный экран , чаще всего состоящий из прозрачного поля коллективной линзы с матированным кругом в центре. Для точной наводки шахта оснащена откидной лупой .
Большинство шахт двухобъективных зеркальных фотоаппаратов дополняется рамочным видоискателем на уровне глаз с откидной стенкой. Такой видоискатель, часто называемый «спортивным», лишён возможности фокусировки, но полезен при репортажной съёмке динамичных сцен.
Самым известным брендом двухобъективных зеркальных камер считается Rolleiflex , разработанный в 1928 году и ставший образцом для подражания большинства производителей фототехники. Фотоаппараты подобной конструкции оставались популярны до начала 1960-х , когда были вытеснены с рынка усовершенствованными однообъективными фотоаппаратами . Усовершенствования коснулись использования зеркала постоянного визирования , не требующего взвода затвора для опускания, и механизмов прыгающей диафрагмы , устраняющей затемнение видоискателя при диафрагмировании. В отличие от двухобъективных, однообъективные зеркальные фотоаппараты избавлены от параллакса , позволяют наглядно оценить глубину резко изображаемого пространства , боке , а также эффекты от применения различных светофильтров и насадок . Кроме того, использование сменной оптики ничем не ограничено. В целом, двухобъективная система значительно уступает в функциональности и гибкости однообъективной, пригодной для любых общефотографических и прикладных задач. По этой причине выпуск двухобъективных фотоаппаратов был постепенно прекращён. К моменту появления цифровой фотографии двухобъективная схема считалась устаревшей и в цифровых фотоаппаратах не использовалась. Единственное исключение составляет двухмегапиксельный Rolleiflex MiniDigi , выпущенный в 2004 году для любителей аппаратуры ретростиля .
В то же время двухобъективная схема многократно дешевле и неприхотливее, за что ценится любителями аналоговой фотографии . Среднеформатные камеры типа Yashica , Mamiya или Flexaret позволяют получать качество изображения, доступное студийным зеркальным фотосистемам , долларовая стоимость которых описывается пятизначными цифрами даже на вторичном рынке. При этом двухобъективные фотоаппараты благодаря простоте вполне доступны среднему покупателю. Конструкция поддаётся предельному упрощению: в СССР выпускался фотоаппарат « Любитель-166В » с пластмассовым корпусом и простейшим механизмом перемотки, который стоил немногим дороже самых дешёвых шкальных камер . Многие зарубежные двухобъективные фотоаппараты вообще не имели возможности фокусировки, что ещё больше удешевляло конструкцию.
В Советском Союзе двухобъективные зеркальные камеры выпускались на Ленинградском оптико-механическом объединении . Все они были среднеформатными ( плёнка типа 120 ), размер кадра 6×6 см.