Interested Article - Аргус

А́ргус , также А́ргос ( др.-греч. Ἄργος , лат. Argus ) — персонаж древнегреческой мифологии . Многоглазый великан, в связи с чем получил эпитеты « Всевидящего » и « Многоглазого » или « Панопта ».

Множество глаз, из которых одна часть спала, а другая бодрствовала, делало его идеальным стражем. Именно ему Гера дала задание охранять превращённую в корову возлюбленную Зевса Ио . Зевс поручил своему сыну Гермесу освободить свою любовницу. Гермесу с большим трудом удалось усыпить Аргуса, после чего он убил многоокого великана. После смерти Гера либо превратила Аргуса в павлина , либо поместила его глаза на павлиний хвост.

В античности Аргуса воспринимали как персонификацию звёздного неба. В Новое время сюжет мифа нашёл отображение на картинах многих художников, в том числе П. П. Рубенса и К. Лоррена .

Мифы

Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио. Картина Николая Кошелева . 1864 год.
Гера и Аргус. Картина Якопо Амигони . XVIII век. Гермес приносит Гере голову убитого Аргуса, чтобы она поместила глаза Аргуса на павлиний хвост.

Происхождение

Существует несколько версий мифа о происхождении Аргуса. Согласно Псевдо-Аполлодору он был сыном царя Аргоса Агенора , Псевдо-Гигину — Пиранта и . У Псевдо-Аполлодора содержится перечисление версий происхождения Аргуса в древнегреческой литературе. Так, согласно данному источнику, Ферекид писал, что Аргус был сыном , Асклепиад Инаха , — Аргоса и дочери Асопа Акусилай — богини земли Геи . Происхождение Аргуса от Земли (Геи) подчёркивал Эсхил .

Внешний вид

Все античные источники представляют Аргуса многоглазым великаном . У Кратина и на некоторых вазах он двуглавый. Количество глаз у Аргуса разнится от источника к источнику. Согласно Ферекиду их три или четыре — два на лице и один или два на затылке, Овидию и — сто, Нонну Панополитанскому — тысяча, Псевдо-Гигину , Эсхилу , Псевдо-Аполлодору , Макробию и др. — неисчислимое множество по всему телу . Также отличался необычайной силой .

В связи со столь характерным видом Аргус получил эпитеты « Всевидящего » и « Многоглазого », в передаче с древнегреческого « Панопта » .

Наличие множества глаз, из которых одна часть спала, а другая — бодрствовала , делало Аргуса идеальным неусыпным сторожем .

Жизнь и смерть

Согласно Псевдо-Аполлодору Аргус убил быка, опустошающего Аркадию , шкуру которого надел на себя. Также он убил сатира , притеснявшего жителей Аркадии и отбирающего у них скот. Кроме того, во время сна убил дочь Тартара и Геи чудовище Ехидну , похищавшую путников. Отомстил убийцам царя Аргоса Аписа . Был женат на дочери Асопа , от которой родился Иас . В данных подвигах и описании семьи антиковеды видят переплетение образов Аргуса и других персонажей древнегреческих мифов — сына Зевса и Ниобы Аргоса и его одноимённого правнука .

По одному из мифов Зевс соблазнил жрицу своей жены Геры Ио . Находясь рядом с возлюбленной, Зевс вовремя предугадал появление Геры и превратил Ио в прекрасную белую корову. Гера, почувствовав обман, заставила мужа подарить ей Ио в виде коровы. Сторожить любовницу своего мужа богиня поручила Аргусу .

Великан ответственно подошёл к заданию своей госпожи. Он не спускал с Ио глаз. Днём он выпасал превращённую в корову Ио, а вечером, обвязанную верёвкой, запирал в хлеву. Когда отец девушки Инах , уразумев происходящее, горевал около дочери, Аргус разлучил их . Зевс, видя страдания возлюбленной, поручил Гермесу освободить Ио. Сын Зевса, который, в том числе, был божеством снов и сновидений , принял образ странника и прибыл в рощу около Микен , где Аргус в тот момент выпасал Ио .

Сначала Гермес целый день безуспешно пытался усыпить Аргуса во время беседы, а также игрой на свирели. После начал, «снотворный» рассказ о любви Пана к наяде Сиринге. Как только Аргус, не выдержав повествования, заснул, Гермес убил его, отрезав голову серпом, либо ударив камнем. Таким образом он смог освободить для Зевса Ио, а также получил эпитет « Аргоубийцы » ( др.-греч. Ἀργειφόντης ) .

Посмертные мифы

Согласно классической версии мифа Гера превратила Аргуса в павлина , либо поместила его глаза на павлиний хвост . После смерти тень Аргуса в виде многоглазого пса преследовала Ио .

Толкование мифа

Антиковеды видят в Аргусе переходную фигуру от архаики к культу героев . Начиная с классической эпохи , его воспринимали в качестве персонификации звёздного неба . В частности, у Макробия в « Сатурналиях » приведено следующее толкование мифа: «в этом рассказе Аргус — это небосвод, усеянный блеском звёзд, в которых заключается, кажется, какой-то образ небесных глаз. […] Так вот, этот круговорот неба, украшенный огнями звёзд, тогда считается погубленным Меркурием, когда Солнце в дневное время, затмевая звёзды, как бы уничтожает [их], силой своего света отнимая у смертных их созерцание» .

В искусстве

Античность

Древнейшее из сохранившихся античных изображений Аргуса представлено на амфоре 540—530 годов до н. э., ныне экспонируемой в Государственном античном собрании Мюнхена . Мотив изображения следующий. Уродливый великан с рогом на лбу Аргус, у которого кроме двух глаз на лице присутствуют глаза на груди, держит верёвку на рогах коровы Ио. Слева незаметно, о чём свидетельствует скачущая рядом и ничего не замечающая пастушья собака, приближается Гермес. Он явно хочет украсть корову. На этом сосуде не рассматривается вариант убийства, так как Гермес и Аргус безоружны. На других амфорах и кратерах , — в энциклопедии классической древности Паули-Виссова за 1895 год таких приведено 14, отображены различные вариации и действующие персонажи мифа об убийстве Аргуса Гермесом и освобождения Ио .

Также изображения Аргуса на фресках найдены в Помпеях .

Отсылки к мифу об Аргусе находят в нумизматике. Верный своей госпоже Гере Аргус в виде павлина стал характерным атрибутом этой богини на монетах . Более того, Аргус-павлин может присутствовать на монете самостоятельно, являясь общепринятой эмблемой Геры-Юноны . Фигуру павлина из золота и драгоценных камней пожертвовал в храм Геры, неподалёку от древних Микен , император Адриан .

Наиболее значительными античными произведениями, в которых произведена литературная обработка мифа об Аргусе, являются трагедии Эсхила « Прометей прикованный » и « Просительницы », Еврипида « Финикиянки » и « Метаморфозы » Овидия .

Схематическое изображение с античной греческой амфоры V века до н. э. с героями мифа об Аргусе
Ио и Аргус
Фреска из Помпей
Реверс античного римского ауреуса 141 года н. э. с атрибутом Геры-Юноны павлином, символизирующем Аргуса

Новое и Новейшее время

В Новое время к мифу об Аргусе обращались многие мастера живописи. П. П. Рубенс создал три полотна с различными эпизодами мифа об Аргусе — «Гермес усыпляет Аргуса», «Гермес убивает заснувшего Аргуса» и «Гера превращает мёртвого Аргуса в павлина» .

Кроме Рубенса картины с Аргусом создали фламандский художник , голландские художники А. Блумарт и А. Хондиуса , испанец , итальянцы А. Локателли , Я. Амигони и др.

«Меркурий, Аргус» и Ио, ок. 1592. А. Блумарт
Центральный музей Утрехта , Нидерланды
«Меркурий и Аргус», 1632—1656.
Частная коллекция
«Меркурий и Аргус», вторая половина XVII века. А. Хондиус
Частная коллекция
«Меркурий и Аргус», первая половина XVIII века. А. Локателли
Частная коллекция
«Аргус охраняет Ио», XVIII век. Я. Амигони
«Меркурий и Аргус», 1773.
Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид , Испания

Литературная обработка мифов об Аргусе содержится в «Сказаниях о Титанах» 1955 года Я. Э. Голосовкера . В русском языке слово «Аргус» стало нарицательным обозначением бдительного стража. В этом контексте оно встречается в стихотворении А. С. Пушкина «Письмо к Лиде»: « » .

В биологии

Аргус стал эпонимом рода лат. Argusianus ( Фазан аргус ) из семейства фазановых . Из-за узора на перьях в виде больших глазков Карл Линней в 1766 году дал птицам соответствующее название. Немецкий орнитолог Эрнст Хартерт описал живущих на севере Австралии и нескольких островах Индонезии лат. Eurostopodus argus ( ). Кроме этих птиц аргусами, за характерную раскраску, назвали одну амфибию и четырёх рептилий ( , Антильский круглопалый геккон лат. Sphaerodactylus argus , , Монгольская ящурка лат. Eremias argus ) , а также вид моллюска из семейства каури и рыб змееголовов лат. Channa argus .

Примечания

  1. , II. I (2).
  2. , 145. Ниоба или Ио.
  3. .
  4. .
  5. , Прометей прикованный. 567, с. 251.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. II. — С. 45.
  7. : [ 3 января 2023 ] // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 196. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  8. , I. 625.
  9. , I. 18. Ио и Аргус.
  10. , XII. 70.
  11. , Прометей прикованный. 678—680, с. 254.
  12. , I, 19, 12, с. 102—103.
  13. , фрагмент 294. Эгимий, с. 183.
  14. , I. 626—627.
  15. , Аргос, с. 83—84.
  16. , II. I, (3).
  17. , I, 587—627.
  18. , I, 628—668.
  19. , s. 2375, 2376.
  20. , I, 669—721.
  21. , I. 720—723.
  22. , Прометей прикованный. 561—572, с. 251.
  23. , I, 19, 12—13, с. 102—103.
  24. , Аргос, с. 60.
  25. , Juno, p. 495.
  26. , с. 125.
  27. , II 17, 6.
  28. . ENCYCLOPÆDIA BRITANNICA. Дата обращения: 19 октября 2019. 30 марта 2019 года.
  29. , p. 324.
  30. , Аргус, с. 34.
  31. Beolens Bo, Watkins Michael, Grayson Michael. // (англ.) . — Bloomsbury Publishing, 2014. — ISBN 978-1-4729-0573-4 .

Источники и литература

Источники

  • Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
  • Гесиод . Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М. : Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  • Гигин. / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
  • Макробий Феодосий . Сатурналии / Перевод с латинского и древнегреческого языков Витольда Т. Звиревича. — М. : Кругъ, 2013. — ISBN 978-5-7396-0257-2 .
  • Нонн Панополитанский . / Перевод с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб. : Алетейя, 1997. — 595 с. — (Античная библиотека. Античная история). — ISBN 978-5-89329-33-X.
  • Овидий . / Перевод с латинского С. В. Шервинского. Примечания Ф. А. Петровского.. — М. : Художественная литература, 1977.
  • Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
  • / Перевод с латинского языка, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. — Алетейя, 2000.
  • Эсхил. / в переводе Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н. И. Балашов, Дим. Вяч. Иванов, М. Л. Гаспаров, Г. Ч. Гусейнов, Н. В. Котрелёв, В. Н. Ярхо. Ответственный редактор Н. И. Балашов. — М. : Наука, 1989. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-012688-8 .

Литература


Источник —

Same as Аргус