Тямпасак (провинция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тя́мпа , или Чампа ( вьетн. Chăm Pa, Chiêm Thành ) — государство (объединение княжеств), существовавшее в VII — XVII веках на территории современного центрального и южного Вьетнама , наследник известного со II века княжества Линьи (Lin-yi или Lâm Ấp). Достигнув расцвета в X—XI веках, Тямпа в последующие века подверглась с севера нашествию вьетов ( Дайвьет ); около 1470 года пал главный город Тямпы, Виджайя, а в конце XVII века — последнее княжество Тямпы, Пандуранга, стало вассалом вьетских императоров. В 1832 году Дайвьет поглотил последние территории того, что было Тямпой. Важнейшие сохранившиеся памятники культуры Тямпы — « тямские башни » в Мишоне (находятся в списке всемирного наследия ) и башни Понагар в Нячанге .
Ядро бывшей территории Тямпы — прибрежные провинции современного центрального Вьетнама: Биньдинь , Биньтхуан , Куангнам , Куангнгай , Кханьхоа , Ниньтхуан и Фуйен . Тямпа контролировала горные провинции к западу от побережья и территории современного Лаоса , но тямы , основная народность Тямпы, оставались приморским, торговым народом и редко селились вдали от берега. Тямпу образовывали пять прибрежных княжеств, названия которых связаны с индийскими истоками культуры народа тям:
Главные города княжеств всегда располагались в устьях рек .
Историки Тямпы опираются в исследованиях на три типа источников: сохранившиеся предметы материальной культуры , надписи на памятниках и сооружениях, письменные источники китайского и вьетнамского происхождения. Источники по истории каждого княжества неполны; так, в Индрапуре хорошо сохранились источники X века, в Виджайе — XII века, в Пандуранге, наиболее удалённой от вьетнамского государства и наиболее долго сопротивлявшейся захватчикам с севера — XV века. Все исследователи признают факт сосуществования пяти княжеств, поочередно испытывавших периоды расцвета и упадка, но в отношении самой Тямпы существуют две полярные теории: на одном полюсе находятся сторонники единого государства, политический центр которого мигрировал из северных городов в южные, на другом — сторонники теории о конфедерации самостоятельных княжеств, не имевшей единого центра.
В 1909 году археологи обнаружили в деревне Са-Хюинь погребения I тысячелетия до н. э.; в последующие годы были обнаружены около пятидесяти подобных захоронений. Культура Са-Хюинь владела производством бронзы , стекла, гончарных изделий; изделия этой культуры были также обнаружены на Тайване и Филиппинах , что свидетельствует о развитой морской торговле. В I—II веках н. э. на побережье появились собственно тямы — народ малайского происхождения , возможно, переселенцы с Борнео .
Княжество Линьи было основано в 192 году н. э. в Хюэ китайцами, отколовшимися от империи династии Хань, и сумело отстоять свою независимость от империи. В III—IV веках в результате притока переселенцев из Индии в Хюэ под влиянием индийской культуры на побережье зародилась новая культура — зародыш Тямпы, что подтверждается многочисленными находками надписей на санскрите и появлением надписей на языке тям . Согласно этим надписям, первый индуистский князь на территории Хюэ, Бхадраварман I , правил в 349—361 годах; под именем бога Бхадресвара он почитался и в средневековой Тямпе.
Жители Линьи, по утверждению китайского хрониста, были «одновременно воинственными и музыкальными, с глубоко сидящими глазами, прямыми носами и курчавыми чёрными волосами». Во второй четверти VI века князь Линьи Сабхуварман предпринял неудачный поход на территорию вьетов ; в 605 году Линьи было разгромлено войсками династии Суй , которые вырезали войско Линьи и захватили его столицу. В 620 году жители того, что оставалось от Линьи, признали себя подданными Китая династии Тан . Последний князь Линьи погиб в 756 году, а название «Тямпа» впервые появляется в китайских источниках с 877 года.
Расцвет тямов VII—X веков был обусловлен их контролем за морской торговлей между Халифатом , Китаем, Индией и индонезийскими островами . Тямы и сами промышляли торговлей, и не брезговали пиратством ; соседние народы — кхмеры и северные вьетнамцы — в это время ещё не представляли опасности. Согласно тямской космологии, все тямы принадлежат к одной из двух взаимодополняющих частей тямского общества: горной, индуистской, «мужской», и прибрежной, исламской, «женской» . Это деление можно наблюдать и сегодня: из двух храмовых комплексов двух династий один, Мишон , стоит в горном ущелье, другой, Понагар — у моря .
Первые храмы в Мишоне , который считается центром раннего тямского государства, были выстроены в VII веке; в это время господствовал индуистский культ Шивы . Эту культуру также называют «Мишон Е1», по имени храма E1. В VIII веке политический центр Тямпы переместился из Мишона на юг, в Пандурангу и Каутхару; в это время возник храмовый город Понагар , названный в честь богини-матери . В 774 году Понагар был впервые разгромлен индонезийскими пиратами и вскоре восстановлен тямским царём Сатьварманом; в 787 последовал второй набег, на храмы Пандуранги.
В 875 году царь , возводивший свой род к герою Махабхараты Бхригу, объединил под своей властью Тямпу и кхмеров и основал в Индрапуре новую («северную») династию . Он стал первым тямским правителем, принявшим буддизм и развернувшим строительство буддистских храмов в Донгзыонге . В последующие полвека расцвела особая культура буддистской скульптуры, однако, начиная с 925 года, исторические индуистские культы взяли вверх, пути тямов и кхмеров вновь разошлись; в старом Мишоне возобновилась постройка новых храмов (культура «Мишон А1»).
Ислам , с которым тямы-торговцы должны были познакомиться ещё на заре Халифата, проник в страну в X веке, однако массовой религией стал только в XVI веке.
История Тямпы X—XV веков во многом параллельна истории Камбуджадеши — государства кхмеров : они достигли расцвета при династиях, основанных в 875 и 877 годах, и после серии войн (и с внешними захватчиками, и между собой) распались в течение XV века. Однако вначале две культуры столкнулись на поле брани в 944—945, когда кхмеры вторглись в княжество Каутара. В 960—965 правители Тямпы и кхмеров сумели прийти к соглашению, и кхмеры вернули в Каутхару похищенные святыни.
Во второй половине X века цари Индрапуры воевали с Дайвьетом , который был объединён династией Динь лишь в 968 году. В 979 военный флот Тямпы был уничтожен штормом, в 982 вьетский правитель Ле Хоан разграбил Индрапуру, которая навсегда пришла в упадок; центр культурной и политической жизни Тямпы переместился на юг, в Виджайю.
После столкновений 1021 и 1026 годов вьеты сумели захватить и Виджайю; цари Тямпы согласились платить дань Дайвьету. В 1065 царь Тямпы Рудраварман III восстал и был разгромлен вьетами, разорившими город. Царь попал в плен и заплатил выкуп собственными землями. За этим последовала пятнадцатилетняя смута в южных княжествах Тямпы, вновь объединённых в 1074 при царе Харивармане IV . Этот правитель установил мир с Дайвьетом , но спровоцировал нападение кхмеров. Дважды, в 1080 и в 1140-х годах, вторжения кхмеров ставили Тямпу на грань исчезновения; в 1177 воинственный царь Тямпы Джайя Индраварман IV , договорившись о мире с вьетами, построил на Меконге речной флот и разгромил столицу кхмеров. В 1181 кхмеры изгнали захватчиков, а в 1190 сами захватили Виджайю, а Джайя Индраварман IV оказался пленником в Ангкор-Вате . Кхмеры посадили править Тямпой марионеточного царя, который сумел подавить гражданскую войну и в итоге объявил себя независимым правителем под именем ; он продержался до 1203 года, когда кхмеры, подавив сопротивление, присоединили Виджайю к своему государству.
В 1282—1283 годах Виджайю разгромили монголы Хубилая , правившего в Пекине ; благодаря Дайвьету, преграждавшему монголам путь к Тямпе и активно сопротивлявшемуся им, дело ограничилось всего одним морским набегом. Монголо-китайская армия Сагату переправилась в Тямпу морем, в обход Дайвьета. После длительной осады Виджайя пала, но способные носить оружие тямы ушли в горы. Посланный против них отряд монголов был истреблён в засаде; в 1284 году монгольский военачальник Хутухту был вынужден заключить с Индраварманом V почётный мир и покинуть страну .
Последним сильным царём Тямпы был Те Бонг Нга , правивший в 1360—1390 годах, «Красный царь» вьетнамских легенд. Объединив земли тямов, он совершил ряд успешных походов на Дайвьет, но в 1388 году был разгромлен вьетнамцами под началом Хо Кюи Ли .
В 1446 году вьетнамцы организовали очередное вторжение, вновь захватив Виджайю. Через год тямы выбили их из города, но в 1470—1471 годах вьетнамцы, собрав мощную армию, подавили сопротивление тямов и уничтожили Виджайю . Результатом разгрома стала первая массовая эмиграция тямов, бежавших на Филиппины, острова Индонезии и Хайнань (где превратились в этническую группу « уцулы »).
К концу XV века от Тямпы осталось только южное княжество, Пандуранга, — вассал Вьетнама. Династия князей Пандуранги пользовалась известной долей независимости как полезное для Вьетнама буферное образование . В 1594 отряды Пандуранги участвовали в нападении Джохорского султана на Малакку . В 1692 князь Пандуранги откололся от Вьетнама; после неудачного начала, в 1695 южане одолели вьетнамцев и пришли к мировому соглашению, закрепившему автономию Пандуранги под властью Дайвьета, которое было подтверждено договором 1712 года, формально действовавшим до 1832.
В 1786 в результате гражданской войны во Вьетнаме правитель Пандуранги, поддержавший проигравшую сторону, был вынужден бежать в Камбоджу . Вьетнамцы установили контроль над княжеством, понизив князей до ранга наместников провинции. В 1832 вьетнамский император окончательно ликвидировал остатки самостоятельности Пандуранги, присоединив её к собственно Вьетнаму .
Экономика Тямпы базировалась на сельском хозяйстве и морской торговле. Более мягкий чем в Дайвьете климат благоприятствовал высоким урожаям, но в стране имелся дефицит удобных в использовании земель, из-за чего рисоводство ориентировалось сугубо на внутренний рынок. Кроме того, существенное значение имели добыча минеральных ресурсов, заготовка древесины и охота на экзотических животных . Древние тямы , как и другие австронезийские народы , были преимущественно мореплавателями, торговцами и пиратами. Они жили в изолированных приморских долинах, что весьма затрудняло их объединение . Денежной системы в Тямпе не было, потому товарообмен и сбор налогов осуществлялись в натуральном виде .
Основными источниками сведений об экономике Тямпы являются археологические находки и многочисленные надписи, однако в тямской эпиграфике содержится крайне мало социально-экономических данных. Большие средства из казны шли на храмовое строительство, военные походы, а также на выплату дани кхмерам и вьетам в случае поражений. В то же время, после удачных походов против соседей казна Тямпы пополнялась богатой добычей, а царские земли — многочисленными рабами .
Со сменой правящих династий менялись и столицы Тямпы, на обустройство которых также тратились большие средства. Наиболее известными царскими резиденциями были Симхапура (нынешний городок Чакиеу в провинции Куангнам ), Индрапура (нынешний городок Донгзыонг возле Дананга ), Виджайя (окрестности современного города Куинён ) и Каутхара (окрестности современного города Нячанг ), располагавшиеся в устьях рек. Таким образом, переход гегемонии от элиты одной приморской области к другой сопровождался сменой столичного региона. По своему социально-экономическому укладу тямские прибрежные царства больше походили на малайские морские державы, чем на соседние равнинные рисоводческие государства кхмеров и вьетов .
Искусство Тямпы было преимущественно религиозным, оно прославляло богов и жертвователей. В Тямпе не встречались подписанные художественные произведения, ремесленные изделия выполнялись на заказ и строго следовали религиозным канонам. Таким образом, вся интеллектуальная собственность и социальный престиж от работы принадлежали заказчику (дарителю). Искусство Тямпы формировалось под влиянием, пришедшим из Индии , Камбуджадеши и Шривиджаи , но в целом обладало самостоятельным характером . Кроме того, искусство Тямпы оказывало влияние на искусство Вьетнама эпохи династии Ли .
Многочисленные войны и природные факторы не способствовали сохранности архитектурных памятников и скульптуры Тямпы. Очень мало известно о тямской керамике, деревянной скульптуре, настенных росписях, ритуальных сосудах и металлических изделиях, плохо изучены ткачество и искусство вышивки. Довольно сложно проследить последовательность эволюции тямского искусства, в том числе храмовых комплексов, которые неоднократно захватывались, разрушались и перестраивались. Нередко захватчики не просто реконструировали храмы по своему вкусу, но и уничтожали все прежние надписи, в которых упоминались сроки постройки и имена жертвователей.
Почти все надписи располагаются на религиозных памятниках, построенных царями и их окружением. Возведение этих сооружений символизировало могущество царской власти и было связано с шиваизмом , буддизмом , местными культами и верованиями, наиболее близкими власти ( вишнуизм играл в Тямпе второстепенную и весьма непродолжительную роль). Оригинальность тямского искусства проявлялась в выборе тем и типах сооружений на всём протяжении своей истории. Декор и скульптура хотя и усваивали заимствования из индийского искусства, но всё же нельзя считать их только подражательными. Все скульптурные произведения обладали персональными чертами и деталями, присущими тямской эстетике (например, украшения и одежды статуй, изобилие фантастических элементов в изображениях) .
Огромный урон тямскому искусству нанесли Индокитайская и особенно Вьетнамская войны . Были разрушены многие храмы и скульптурные произведения, дошедшие до наших дней лишь на фотографиях, рисунках и в описаниях исследователей. Контроль за сохранностью культурного наследия остаётся недостаточным и в современном Вьетнаме, что приводит к естественному разрушению, хищениям или умышленной порче многих артефактов , особенно каменных стел с древними надписями [ источник не указан 752 дня ] .
Большие работы по исследованию искусства Тямпы проводят Французский институт Дальнего Востока , парижский музей Гиме , Национальный университет Сингапура , Национальный музей вьетнамской истории в Ханое, Музей тямской скульптуры в Дананге , Вьетнамский институт археологии, Миланский технический университет , Миланский университет Бикокка , Калифорнийский университет в Беркли , Йельский университет , Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета , Институт археологии Университетского колледжа Лондона , токийский университет Васэда и московский Институт востоковедения РАН .