Эмигрировал в 1920 году с армией
генерала Врангеля
, жил в
Константинополе
,
Галлиполи
, в конце 1921 года переехал в
Болгарию
. Как и многие русские офицеры, в эмиграции бедствовал, был вынужден поступить на работу в компанию, занимавшуюся извлечением и разрядкой снарядов, находившихся на затонувших близ болгарского побережья морских судах. Рисковал жизнью, занимаясь этой опасной работой. Предложил способ, облегчивший разрядку, после чего получил ответственный пост в данной компании. Заработанные деньги дали ему возможность получить высшее образование, поступил в
Софийский университет
в 1927 году, окончил
богословский факультет Софийского университета
.
20 июня 1934 года рукоположён в сан диакона, 21 июня
хиротонисан
во
иерея
епископом Русской зарубежной церкви
Серафимом (Соболевым)
. Служил приходским священником Успенской церкви в городе
Пазарджике
Пловдивской епархии
. Одновременно преподавал гуманитарные предметы в гимназии и сельскохозяйственном институте.
С 1944 года жил в Софии, по приглашению министра иностранных дел и культов Болгарии
Петко Стайнова
работал в комиссии по выработке проекта законодательства об отделении церкви от государства, оставаясь
клириком
Болгарской православной церкви
(БПЦ).
С 1 января 1945 года до 1 февраля 1950 года — помощник настоятеля кафедрального
собора Святой Недели в Софии
. В 1946 году отец Всеволод познакомился с патриархом Московским
Алексием
, посетившим Болгарию с пастырским визитом.
В начале
1947 года
был «восстановлен» в
советском
гражданстве
в соответствии с
от 14 июня 1946 года, который предполагал рассмотрение личного дела специальной комиссией
.
Из секретных донесений советских официальных лиц в Болгарии явствует, что Шпиллер как советский гражданин встречал враждебное отношение к себе со стороны руководящего духовенства в экзаршество антикоммунистически настроенного
экзарха
Стефана (Шокова)
; так, в письме от 7 мая 1948 года
поверенного в делах
СССР в Болгарии
Климента Левычкина
заместителю
министра иностранных дел
Андрею Вышинскому
упоминался как симптоматичный инцидент в январе того же года, когда Шпиллер был демонстративно удалён с собрания священников как «чужеродный пришелец»
.
Летом 1948 года посетил Москву в составе делегации Болгарской церкви, участвовавшей в
Совещании глав и представителей автокефальных православных церквей
; из делегации по настоянию правительства СССР были исключены все нежелательные для советского руководства и Московского патриархата кандидаты
.
В апреле 1949 года ответственный сотрудник Совета по делам Русской православной церкви (РПЦ)
Карпович
[
уточнить
]
в записке председателю Совета
Георгию Карпову
докладывал о «нецелесообразности переезда из Болгарии в СССР протоиерея В. Д. Шпиллера» в связи с тем, что тот являлся «аккуратным поставщиком Московской патриархии информации о положении в Болгарской церкви»; Карпович отмечал в порядке разъяснения, что архиепископ
Серафим (Соболев)
(тогда также в юрисдикции РПЦ) «чрезвычайно скуп на посылку информации и ограничивает интересы рамками своей епархии (благочиния)»; предлагал разрешить выезд Шпиллеру в СССР «позже, когда определится расстановка сил внутри епископата Болгарской церкви в пользу твёрдого курса на Московскую патриархию»
.
Служение в Москве
Прибыл в СССР на постоянное жительство 5 февраля 1950 года. Уже 7 февраля имел беседу, по личной просьбе, с заместителем председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР
, в ходе которой подробно рассказал о ситуации в Болгарской церкви
.
Сумел создать многочисленный
приход
, его духовными чадами были многие представители интеллигенции. Много проповедовал, его
проповеди
записывались на магнитофон, и плёнки расходились по стране среди верующих.
Духовно-просветительская деятельность отца Всеволода расценивалась властями как антисоветская. Партийное руководство раздражали его независимая позиция, зарубежные связи и проповеди, магнитофонные записи которых расходились по стране. Церковное положение отца Всеволода было сложным. Ему приходилось давать личные и письменные объяснения церковному начальству по поводу поступавших на него доносов
.
После смерти покровительствовавшего ему патриарха Алексия он был снят с прихода указом нового
патриарха Пимена
[
уточнить
]
и отправлен «на покой» — в отставку без пенсии и средств к существованию
, а настоятелем Николо-Кузнецкого храма был назначен бывший
обновленческий
протоиерей
, активно сотрудничавший с властями. Однако он умер 13 августа 1966 года, когда должен был вступить в исполнение обязанностей настоятеля
. Новых попыток снять отца Всеволода не последовало, и он оставался настоятелем храма вплоть до кончины, когда его сменил
Владимир Рожков
.
В 1974 году отец Всеволод в интервью, опубликованном советским
Агентством печати «Новости»
, подверг критике
Александра Солженицына
, высланного из страны, обвинив писателя в нехристианских взглядах и в стремлении расколоть Церковь
.
Болгарская Церковь и Московское Совещание // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. — № 11. — С. 5—9.
Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви (критика в русской богословской литературе) // Журнал Московской Патриархии. М., 1950. — № 12. — С. 44—53
К первой годовщине патриаршества в Болгарии // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. — № 5. — С. 69—73.
Болгарский Патриарх Кирилл как писатель-богослов // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. — № 8. — С. 54—58.
Желанные гости (о пребывании в СССР Болгарской церковной делегации) // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. — № 10. — С. 13—17.
«Църковен Вестник» (орган на Българската Православна Църква), 27.XI 1954, № 43, 44 // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. — № 2. — С. 93—94.
К кончине Его Блаженства б. Митрополита Софийского и Экзарха Болгарского Стефана // Журнал Московской Патриархии. М., 1957. — № 7. — С. 66—70.
«Годишник на духовната академия св. Климент Охридски». Т. II (XXVIII), год 1951—1952, София (стр. 487) // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. — № 2. — С. 76—79.
Ежегодник Софийской духовной академии св. Климента Охридского, т. III (XXIX), 1953—1954 год // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. — № 10. — С. 75—79.
К 75-летию протопресвитера Стефана Цанкова // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. — № 11. — С. 71—75.
Пребывание группы деятелей Государственной Церкви Швеции в СССР // Журнал Московской Патриархии. М., 1959. — № 7. — С. 17—20.
Делегация Старокатолической Церкви Германии в гостях у Московской Патриархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1959. — № 9. — С. 41—45.
Визит деятелей Реформатской Церкви Франции // Журнал Московской Патриархии. М., 1960. — № 9. — С. 14—18.
Ответный визит Национальному Совету Церквей Христа в США // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. — № 11. — С. 54—69.
Ответный визит Национальному Совету Церквей Христа в США // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. — № 12. — С. 28—40.
Письмо архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1967. — № 58. — С. 107—109.
При свете Вифлеемской Звезды // Журнал Московской Патриархии. М., 1954. — № 1. — С. 46—51.
Пасха Господня // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. — № 4. — С. 33—35.
Беседы во время «Пассии» // Вестник РХСД. 1972. — № 104/105 — С. 5—41
Письмо (архиеп. Брюссельскому Василию) от 30.12.1971 [О современной церковной жизни] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1972. — № 77. — С. 95—96.
В день празднования иконе Божией Матери «Утоли моя печали» // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. — № 1. — С. 38—39.
Праздник в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме в Москве // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. — № 5. — С. 18—20.
«Воздержания учитель» // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. — № 7. — С. 46.
«Дерзайте, Я с вами»: Проповедь 27 июля 1980 г. // Православная община. — М. 1991. — № 1. — С. 5—6
«Ищите прежде Царства Божия…» : Проповедь 1977 г. // Православная община. — М. 1991. — № 3 — С. 4—6
О «богатом юноше»: Проповедь 1978 г. // Православная община. — М. 1991. — № 4 — С. 3—5
Неделя о слепом: Проповедь 1977 г. // Православная община. — М. 1991. — № 5. — С. 3—5
Притча о сеятеле: Проповедь 1978 г. // Православная община. — М. 1991. — № 6 — С. 3—5
Притча о призванных на пир: Проповедь 1977 г. // Православная община. — М. 1992. — № 7 — С. 3—4
Прощеное воскресенье: Проповедь 17 февраля 1980 г. // Православная община. — М. 1992. — № 11 — С. 3—5
От земли к Небу… // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — № 3. — С. 46—49.
Притча о добром самарянине: Проповедь // Православная община. — М. 1995. — № 29 — С. 9—12
Притча о талантах: Проповедь // Православная община. — М. 1995. — № 30 — С. 9—12
Слово в неделю о Закхее. Из проповедей в Николо-Кузнецком храме (1977 г.): Проповедь // Православная община. 1996. — № 34 — С. 3—7
Из проповедей в Николо-Кузнецком храме (март 1981 г.) // Православная община. 1997. — № 37 — С. 3—10
Из доклада министру иностранных дел и вероисповеданий Болгарии по вопросу об отделении Церкви от государства (авг. 1945). Докл. Комиссии по отделению Церкви от государства по вопросу гражданского брака. К вопросу о брачно-правовой реформе // Богословский сборник. М., 1997. — № 1. — С. 79—141.
Набросок предисловия к «Богословскому сборнику». О своеобразии и особенностях рус. церк. богословствования // Богословский сборник. М., 1999. — № 2. — С. 5—8.
Суд над Церковью: (По поводу одной статьи). О возможности достижения добра в реальной церк. жизни // Богословский сборник. М., 1999. — № 3. — С. 21—23.
О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.) // Богословский сборник. М., 1999. — № 4. — С. 303—317.
Набросок предисловия к «Богословскому сборнику» // Богословский сборник. Вып. 2. — М. : ПСТБИ, 1999. — С. 5—8
При свете Вифлеемской звезды (1954 г.) // Богословский сборник. М., 2000. — № 5. — С. 51—60.
книги
Слово крестное: Беседы, прочитанные во время Пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. — М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1993. — 190 с.
Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед об евхаристии. Приветственные слова. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002.
Страницы жизни в сохранившихся письмах. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 591 с.
Страницы жизни в сохранившихся письмах. Воспоминания об отце. Издательство: М.: Реглант. 2004. — 592 с.
Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед о Евхаристии. Приветственные слова; сост., комм. И. В. Шпиллер. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с.
Семья
Отец — Дмитрий Алексеевич Шпиллер, архитектор, потомственный дворянин.
Запись беседы С. К. Белышева с В. Д. Шпиллером о положении в Болгарской православной церкви <…> // Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 2. — С. 368—369.
Для сравнения: состоявшему в клире Болгарской церкви и жившему в Болгарии русскому протопресвитеру
Георгию Шавельскому
в «восстановлении» было отказано за «активную антисоветскую деятельность» (Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 1. — С. 688.), хотя он не участвовал в военных действиях против большевиков с оружием в руках, равно как и в какой-либо политической деятельности в эмиграции.
Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 1. — С. 688—689.
Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 1. — С. 690—691.
Цит. по: Записка В. С. Карповича о нецелесообразности переезда из Болгарии в СССР протоиерея В. Д. Шпиллера. 20 апреля 1949 г. // Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 2. — С. 103—104.
Запись беседы С. К. Белышева с В. Д. Шпиллером о положении в Болгарской православной церкви <…> // Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953. Документы российских архивов. — М.: РОССПЭН, 2009. — Т. 2. — С. 368—376.
Шпиллер И.
Воспоминания об отце Всеволоде Шпиллере. // О. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. — М.: Реглант, 2004. — 592 с.
Майстренко В.
от 19 ноября 2018 на
Wayback Machine
// Вестник Замоскворечья. — № 13. — 2002.
4 февраля 2016 года.
(неопр.)
.
church.necropol.org
. Дата обращения: 14 марта 2022.
13 июня 2021 года.
О. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. М.: «Реглант», 2004, 592 стр.
Иван Шпиллер. Воспоминания об отце Всеволоде Шпиллере. В кн.: О. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. М.: «Реглант», 2004, 592 стр.
Шпиллер И. В.
Воспоминания об отце Всеволоде Шпиллере. — М.: ПСТБИ, 1995. — 79 с.
К 100-летию со дня рождения протоиерея Всеволода Шпиллера // Журнал Московской Патриархии. — 2002. — № 7. — С. 64-72
Страницы жизни в сохранившихся письмах; Иван Шпиллер. Воспоминания об отце / О. Всеволод Шпиллер; сост. и коммент. И. В. Шпиллера. — М. : Реглант, 2004. — 590 с. —
ISBN 5-98-258-016-3
Шкаровский М. В.
// Вестник церковной истории. 2016. — № 1-2 (41-42). — С. 104—136.