Евреи в Гонконге
- 1 year ago
- 0
- 0
Йе́менские евре́и (фемани́м, темани́м, теймани́м) ( ивр. יהודי תימן — «иудеи Темана »; араб. اليهود اليمنيون ) — еврейская община, сложившаяся в Йемене , третья по численности после ашкеназов и сефардов .
Считается, что евреи начали селиться в Йемене до падения Первого Храма . Существуют древние свидетельства присутствия еврейской общины, начиная с III века до н. э. до III века н. э.
Между концом IV века н. э. и 525 годом некоторые из царей Химьяра в йеменском городе Дафар (и основная часть элиты) приняли иудаизм . Это следует из найденных монотеистических надписей, Книги химьяритов и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, вторым — Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук) , правивший в начале VI века.
С появлением ислама евреи Хиджаза были изгнаны из Медины , из оазисов Хайбар , Фадак и других мест их обитания на севере Аравии, а их собственность оказалась в руках местного населения, принявшего ислам . На юге Аравии евреев тогда не выселяли и не пытались силой обратить в ислам: христиане и евреи получили статус « зимми » и платили джизью .
После падения династии Фатимидов в 1185 году усилился исламский фанатизм, и ужесточилась антиеврейская политика. Рамбам послал йеменским евреям «Йеменское послание», в котором выражал поддержку «еврейскому народу в Йемене» . В 1174 году Йемен был завоёван Айюбидами , которые (в том числе благодаря Рамбаму) отменили противоеврейские постановления.
В 1545 году Йемен был завоёван османами , и евреи страдали от напряжённости между турками и местными жителями. В 1618 году вышли очередные антиеврейские постановления, евреев изгнали из южного Йемена.
После ухода османов из Йемена ( 1635 ) на некоторое время положение евреев улучшилось — до прихода имама Ахмеда Ибн-Хасана (правил в 1676 —1681 годах), который пытался «очистить» Йемен от евреев. Все евреи были изгнаны в Мавза (в прибрежную красноморскую зону, где свирепствовала влажная жара и малярия); синагоги были разрушены. Гонения продолжались 2 года; за это время погибли многие йеменские евреи, многие рукописи, книги и ценные вещи пропали .
В 1872 году Йемен снова был захвачен Османской империей. Технологический прогресс — телеграф, почта, дороги — облегчил поток идей, писем, газет и книг между Йеменом и остальным еврейским миром.
Часть йеменских евреев жила в больших городах, в кварталах, обнесённых стеной; остальные жили в более чем 1000 деревнях и городках. Несмотря на то, что евреи жили рассеянно , они сохраняли религиозность. В основном они занимались ремёслами (мужчины — ювелиры, кузнецы, кожевенники , портные, изготовители пороха, гончары ), а также ткачеством, плотницким делом , производством соли и мыла , женщины — вышивкой ) и торговлей .
Один из наиболее известных примеров гонения евреев в Йемене — « », согласно которому любой сирота (в том числе из евреев и христиан) обязан был принять ислам .
Среди йеменских евреев все мужчины умели читать и большинство писать (на еврейско-арабском диалекте ( еврейско-йеменский арабский ), но еврейским алфавитом ); знание иврита было широко распространено .
Первая алия йеменского еврейства произошла в 1881—1882 годах. Она вошла в историю под названием ивр. עליית אעלה בתמר — , на два месяца опередив алию группы Билу . До 1914 года в Земле Израиля проживало 3000 йеменских евреев — 8 % от всего йеменского еврейства; по сравнению с другими еврейскими диаспорами «йеменцы» репатриировались очень высоким темпом.
Начиная с Первой алии, часть «йеменцев» присоединилась к поселенческому движению, а позднее — и к подпольным еврейским организациям.
В 1918 году йеменские евреи составляли 7 % от общего числа евреев Эрец-Исраэль. После Первой Мировой войны репатриация из Йемена усилилась. В 1947 году в Адене прошли погромы , в результате которых евреи Адена начали репатриироваться в Израиль.
К 1948 году, до основания Государства Израиль, в Израиле проживали 35 000 йеменских евреев — 40 % от всего йеменского еврейства (наибольший процент среди еврейских общин). Ещё 4 тысяч пытались попасть в Израиль — но были задержаны британцами, и были отправлены в Аден.
До основания Израиля йеменские власти препятствовали выезду евреев , но после провозглашения государства евреям было разрешено ехать в Израиль. В это время в Йемене происходили погромы, и власти Израиля организовали операцию «На орлиных крыльях» (« Волшебный ковёр ») (евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолётами в Израиль — 1949 — 1950 ), в результате которой 50 000 евреев прибыло в Израиль . В 1952 и 1954 годах были проведены дополнительные операции, в результате которых ещё несколько тысяч было доставлено в Израиль.
К 1985 году в Йеменской Арабской Республике еврейское население оценивалось в 1,5 тысячи евреев .
В 1992 —1993 годах Йемен покинули более тысячи евреев — частично в Израиль, частично в США .
К 2001 году в Йемене оставалось около 200 евреев, в основном ремесленников и мелких торговцев. Самая большая община проживала в городе Амран .
21 марта 2016 : В Израиле объявлено, что в результате секретной операции из Йемена вывезены 19 евреев. По заявлению израильских властей, их жизни угрожали хуситы .
Культура йеменских евреев — синтез древнееврейских, индийских, персидских и арабских элементов .
Ювелирные изделия йеменских евреев получили большую известность : серебряные украшения, предметы культа (их изготовление считалось почётным делом, и им часто занимались раввины-ювелиры). Областью женского творчества являлось изготовление плетеных корзин с замысловатыми геометрическими узорами на крышках.
Музыка йеменских евреев заметно отличается от музыкальной традиции еврейских общин Востока, и её обычно выносят за рамки музыкальной культуры Ближнего Востока. Некоторые специалисты считают, что кантилляция йеменских евреев, несмотря на присутствие в ней вавилонского (багдадского) влияния, несёт следы литургическо-музыкальной традиции периода Второго храма .
Мужские народные песни йеменских евреев поются на иврите и арамейском , женские — на арабском или еврейско-арабском); также они отличаются по содержанию, мелодиям и стилю. Танцы и песни сопровождаются ритмическими хлопками, а также ударами по полым металлическим предметам. Танцевальный и песенный фольклор евреев Хадрамаута несколько отличен от общей традиции йеменских евреев .
По некоторым утверждениям, в йеменских танцах сохранились многие элементы древнего еврейского единоборства — .
Музыка и танцы йеменских евреев оказали большое влияние на новейшую израильскую эстраду и хореографию (например, Шошана Дамари , , Гали Атари и Офра Хаза ).
Приправы и соусы:
Блюда: