Interested Article - Баланчин, Джордж
- 2020-02-25
- 1
Джордж Баланчи́н ( англ. George Balanchine ; при рождении Гео́ргий Мелито́нович Баланчива́дзе , груз. გიორგი მელიტონის ძე ბალანჩივაძე ; 09 [22] января 1904 , Санкт-Петербург — 30 апреля 1983 года , Нью-Йорк ) — американский хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом .
Автор около 300 балетов и нескольких бродвейских мюзиклов. Основатель (совместно с и ) и труппы Нью-Йорк Сити балет .
Биография
Родился в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862—1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе, Мария Николаевна Васильева — русская , с немецкими корнями. Младший брат Георгия, Андрей , также стал впоследствии известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству и, в частности, к балету.
В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в Императорское театральное училище по балетному разряду (ныне - АРБ имени Вагановой ), где учился у Павла Гердта и . После Октябрьской революции временно школа была распущена, и ему некоторое время пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством . Вскоре школу вновь открыли (её финансирование, тем не менее, было значительно урезано), и Баланчивадзе вернулся к занятиям балетом. Выпустившись в 1921 году в числе восьми юношей и четырёх девушек (среди которых была вскоре погибшая ), был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета . Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию , где изучал игру на фортепиано, теорию музыки , контрапункт , гармонию и композицию (окончил обучение в 1923 году).
В начале 1920-х стал одним из организаторов экспериментальной группы « », где начал пробовать свои силы как хореограф.
Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже , где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете . По совету Дягилева танцовщик адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.
Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета и в течение 1924—1929 годов (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию. Среди постановок этого периода — опера-балет М. Равеля « Дитя и волшебство » (Монте-Карло, 1925).
После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. В 1932 году был главным балетмейстером антрепризы полковника В. де Базиля и Рене Блюма Русский балет Монте-Карло , для которой поставил балеты «Конкуренция» на музыку Орика , «Котильон» на музыку Шабрие и Риети , «Мещанин во дворянстве» на сюиту Рихарда Штрауса . Главные партии этих балетов были созданы для Тамары Тумановой . Вскоре Баланчин ушёл из Русского балета Монте-Карло, решив организовать собственную труппу — «Балет-1933» ( Les Ballets 1933 ) . Труппа просуществовала лишь шесть месяцев, но за это время провела в Париже фестиваль с тем же названием и осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо , Курта Вайля («Семь смертных грехов мещанина» на либретто Б. Брехта ), Анри Соге . После одного из этих представлений известный американский меценат предложил Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США (получил американское гражданство в 1939 году). Приехав в Америку, Баланчин совершенно не знал английского. Впоследствии он говорил с сильным акцентом, однако пел без него, утверждая, что это «английский Гарри Харта ».
Первым проектом Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и 2 января 1934 года Школа Американского балета приняла первых учеников. Через год Баланчин основал профессиональную труппу — «Американский балет», который выступал сначала в Метрополитен-опера , затем гастролировал как самостоятельный коллектив, а в середине 1940-х распался.
В 1936 году Баланчин дебютировал на Бродвее , в « Безумствах Зигфелда »: в качестве хореографа он участвовал в постановке мюзикла Лоренца Харта и Ричарда Роджерса « » (танцевальная сюита из этого мюзикла, « » затем вошла в репертуар « Нью-Йорк Сити Балле »).
Новая труппа Баланчина — «Балетное общество» — была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом .
В 1950-е — 1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — « Щелкунчик » Чайковского , исполнение которого стало рождественской традицией в США.
С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба . Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке .
Семья
В 1924 году женился на семнадцатилетней танцовщице Тамаре Жевержеевой (Жева), дочери известного театрального деятеля Левкия Жевержеева .
После развода с Тамарой был женат ещё 4 раза: Александра Данилова (1926—1933, брак не регистрировали), Вера Зорина (1938–1946), Мария Толчиф (1946–1952), Танакиль Леклер (1952–1969).
Детей не было.
Особенности стиля
До 1934 года Баланчин ставил фарсовые, комедийные и драматические балеты с простым сюжетом, в которых замысел во многом определялся декоративным оформлением. В дальнейшем он использовал обновлённый и обогащённый классический танец, рождённый музыкальным образом. Большинство его балетов одноактные и бессюжетные, как правило, на симфоническую музыку, не предназначенную для танца. Танец в балетах Баланчина не только раскрывает музыку и не просто передает заключённые в ней эмоции, а взаимодействует с музыкой .
Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки» .
«Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её» .
Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики. «Техника и искусство — одно и то же. Техника — это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму» — говорил он.
Избранные постановки
Год | Премьера | Название балета | Композитор | Декорации и костюмы | Первые исполнители | Дирижёр | Труппа | Илл. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1925 |
17 июня, Париж,
|
Песнь соловья
( фр. Le Chant du rossignol ) |
Игорь Стравинский | Анри Матисс | Русский балет Дягилева | |||
11 декабря, Лондон,
|
( фр. Barabau ) |
Витторио Риети |
Морис Утрилло
(д. вып. князем Шервашидзе) |
Леон Войциковский , Серж Лифарь , , Александра Данилова , Тамара Жева | Русский балет Дягилева | |||
1926 |
19 мая, Париж,
Театр Сары Бернар |
( фр. Pastorale ) |
Жорж Орик |
(д. вып. князем Шервашидзе) |
Фелия Дубровская , Тамара Жева , Серж Лифарь , | Русский балет Дягилева | ||
3 июня, Париж,
Театр Сары Бернар |
( англ. Jack in the Box ) |
Эрик Сати |
Андре Дерен
(д. вып. князем Шервашидзе) |
, Александра Данилова , Любовь Чернышёва (?) | Русский балет Дягилева | |||
3 декабря, Лондон,
Театр Лицеум |
( фр. Le Triomphe de Neptune ) |
Лорд Бернерс |
князь Шервашидзе
(д.)
(к.) |
Александра Данилова , Серж Лифарь , Лидия Соколова , Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва , Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джордж Баланчин, | Русский балет Дягилева | |||
1927 |
30 апреля,
Опера Монте-Карло |
Кошка
( фр. La chatte ) |
Анри Соге |
Наум Габо
Антуан Певзнер (сценография и скульптуры) |
, Серж Лифарь | Русский балет Дягилева | ||
1928 |
12 июня, Париж,
Театр Сары Бернар |
( фр. Apollon musagète ) |
Игорь Стравинский |
(д. вып. князем Шервашидзе) Шанель (к., 1929) |
Серж Лифарь , , Любовь Чернышёва , Фелия Дубровская | Русский балет Дягилева | ||
16 июля, Лондон,
Театр Его Величества |
(фр. Les Dieux mendiants; англ. The Gods Go A-Begging ) |
Г.-Ф. Гендель |
Лев Бакст
(д. из «Дафниса и Хлои»)
Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки») |
Александра Данилова , Леон Войциковский , Любовь Чернышёва , Фелия Дубровская , | Русский балет Дягилева | |||
1929 |
7 мая,
Опера Монте-Карло |
( фр. Le Bal ) |
Витторио Риети | Джорджо де Кирико | Александра Данилова , Антон Долин , Андрей Бобров, Фелия Дубровская , Леон Войциковский , Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж Лифарь | Русский балет Дягилева | ||
21 мая, Париж,
Театр Сары Бернар |
Блудный сын
( фр. Le fils prodigue ) |
С. С. Прокофьев |
Жорж Руо
(д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной ) |
Серж Лифарь , Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская , Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский , Антон Долин | Русский балет Дягилева | |||
1933 |
7 июня, Париж,
Театр Елисейских Полей |
П. И. Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана», 1887) | Кристиан Берар (д., к. и занавес) | Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и | «Балет—1933» | |||
1935 |
1 марта, Нью-Йорк,
театр Адельфи |
Серенада | П. И. Чайковский ( Серенада для струнного оркестра ) | Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.) | Шандор Хармати | «Американский балет» | ||
1941 | Нью-Йорк | Игорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром) | Павел Челищев | |||||
1946 | 20 ноября, Нью-Йорк | Пауль Хиндемит | Курт Селигман | , Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другие | Леон Барзен , пианист — Николаc Копейкин | «Балетное общество» | ||
1947 |
28 июля, Париж,
Гранд-опера |
Хрустальный дворец |
Жорж Бизе
( , 1855) |
Леонор Фини | и , Тамара Туманова и , и , и | Роже Дезормьер | Балет Парижской оперы | |
26 ноября, Нью-Йорк,
|
Тема с вариациями |
П. И. Чайковский
(финал сюиты № 3, 1884) |
Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской ) | Алисия Алонсо , Игорь Юшкевич | Театр балета | |||
1949 |
27 ноября, Нью-Йорк,
|
Жар-птица | Игорь Стравинский | Марк Шагал (1945, для Мясина) | Мария Толчиф , Франсиско Монсьон, , Эдвард Бигелоу | Леон Барзен | Нью-Йорк Сити балет | |
1958 |
17 января, Нью-Йорк,
|
Звёзды и полосы | марши Джона Филиппа Соуза в оркестровке | Дэвид Хейс (д.), Варвара Каринская (к.) |
,
,
Мелисса Хейден
,
,
|
Нью-Йорк Сити балет | ||
1970 |
5 февраля, Нью-Йорк,
|
Кого это волнует? | музыка Джорджа Гершвина в оркестровке | (д.), Варвара Каринская (к.) | , , , | Нью-Йорк Сити балет |
На Бродвее
- 1940 — « »
- 1942 — « » (по оперетте « Летучая мышь »)
Интересные факты
- Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать своё мнение. Он любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов.
- Баланчин был членом Суда присяжных , к чему относился с большой ответственностью. Его первым заседанием было дело против универмага Bloomingdale’s .
- Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.
- Он любил сам стирать (в квартире была установлена небольшая стиральная машинка) и гладить свои рубашки. По собственному признанию хореографа, большую часть работы он делал именно в то время, когда гладил .
Память
- В Санкт-Петербурге в атриуме Академии танца Бориса Эйфмана Джорджу Баланчину открыт памятник работы скульптора Важи Микаберидзе .
- В Санкт-Петербурге, где родился Баланчин, на угловом доме № 9 по Суворовскому проспекту со стороны № 18/9 по 4-й Советской улице к столетию хореографа была открыта мемориальная доска .
Награды
- 1975 Орден Почётного легиона
- 1978 Премия Центра Кеннеди
- 1980 Австрийский почётный знак «За науку и искусство»
- 1983 Президентская медаль Свободы
- 1988 Введение в Зал славы американского театра
- Анна Кисельгофф, «Баланчин 100: празднование столетия» .
Библиография
- Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Пер.с англ. — М. : КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — 6000 экз. — ISBN 5-23201119-7 .
Комментарии
- 1950 — редакция для Нью-Йорк Сити Балет
- Другие редакции: 1935 — «Американский балет», 1945 — «Русский балет Монте-Карло», 1956 — гастрольная труппа А. Даниловой, 1981 — Нью-Йорк Сити Балет
- Другие редакции, под названием «Симфония до мажор»: 1948 — «Балетное общество», 1950 — Нью-Йорк Сити Балет
- Другие редакции: 1970, 1980.
Примечания
- Баланчин Джордж // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑ — 1808.
- от 3 декабря 2013 на Wayback Machine — 5 апреля 2009
- ↑ .
- Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 90.
- Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 75.
- . Дата обращения: 6 июля 2008. 24 июля 2012 года.
- .
- С.Волков . Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Эксмо, 2002. С. 162
- В. М. Гаевский . Дивертисмент. — 1981. — С. 292-314.
- Мейсон Карри. Режим гения. Распорядок дня великих людей = Daily Rituals How Artists Work. — М. : Альпина Паблишер , 2013. — 302 с. — ISBN 978-5-9614-4415-5 .
- Дата обращения: 24 декабря 2018. 25 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 13 февраля 2019. 14 февраля 2019 года.
- . The New York Times . 1988-11-22. из оригинала 31 августа 2020 . Дата обращения: 10 июля 2020 .
- . www.theaterhalloffame.org . Дата обращения: 10 июля 2020. 24 августа 2019 года.
- Kisselgoff, Anna (2003-06-30). . The New York Times . из оригинала 11 июля 2020 . Дата обращения: 10 июля 2020 .
- . Sputnik Грузия . Дата обращения: 10 июля 2020. 11 июля 2020 года.
Литература
- Суриц Е. Я. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Колл. авт. Баланчин // Русский балет: Энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин . — М. : Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — С. 34, 35. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1 .
- Баланчин, Джордж // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
- Goldner N. Balanchine Variations : [ англ. ] . — University Press of Florida, 2008. — 160 p. — ISBN 978-0-8130-3226-9 .
- Goldner N. More Balanchine Variations : [ англ. ] . — University Press of Florida, 2011. — 160 p. — ISBN 978-0-8130-3753-0 .
- Gottlieb R. George Balanchine: The Ballet Maker : [ англ. ] . — Harper Collins, 2004. — 224 p. — ISBN 978-0-06-075070-1 .
- Kendall E. Balanchine and the Lost Muse: Revolution and the Making of a Choreographer : [ англ. ] . — Oxford University Press, 2013. — 304 p. — ISBN 978-0-19-995934-1 .
- Schorer S. On Balanchine Technique : [ англ. ] . — Knopf, 1999. — 448 p. — ISBN 978-0-679-45060-3 .
- Taper B. George Balanchine: A Biography : [ англ. ] . — University of California Press, 1996. — 458 p. — ISBN 978-0-520-20639-7 .
- Эрнст Нехамкин Русские американцы «МИКЕЛАНДЖЕЛО БАЛЕТА»
Ссылки
- 2020-02-25
- 1