Interested Article - Русский православный крест
- 2020-02-25
- 2
Русский православный крест ( православный крест , византийский крест , русско-византийский православный крест или крест свято́го Ла́заря ) — восьмиконечный христианский ( православный ) крест, символ Русской православной церкви .
Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных . Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве. В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и в российской государственной и военной символике . Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России .
Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины . Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест ), а восьмиконечный — православным крестом . Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «русский православный крест» ( англ. Russian Orthodox cross ) .
Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей . По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.
Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.
Наряду с восьмиконечным, православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины) .
Разновидности
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известной такой крест уподобляется корабельному якорю , с древних времён считавшемуся символом спасения .
Кроме того, существует особый монашеский ( схимнический ) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости , справа и слева от креста находятся копьё и трость с губой. Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое Νικᾷ — «Побеждает»; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное рай бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении .
Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве .
Использование
Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви . В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии , получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно. Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии , основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви .
Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах русских полков в XVII веке также помещался русский православный крест.
Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на флагах православно-монархической организации « Братство русской правды » и ультраправой националистической организации « Русское национальное единство » (РНЕ).
-
Битва на Куликовом поле в 1380 году. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище»,
XVII век. -
Большая государственная печать Ивана IV Васильевича (лицевая и оборотная стороны) с православным крестом, помещённым над двуглавым орлом.
1577—1578 годы -
Печать царя Михаила Фёдоровича (с православным крестом между глав орла). Гравюра из русского издания книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию…»
-
Ротное знамя солдатского полка, XVII век (в левом верхнем углу «русский православный крест»)
-
Сотенное знамя,
1696—1699 годы -
Металлический киотный крест
-
Крест русского православного священника
-
Памятник Кириллу и Мефодию , Ханты-Мансийск
-
Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.
-
У входа в церковь ( Свидник, Словакия )
-
Церковь Святого Духа ( Белосток , Польша)
-
У собора Христа Спасителя Американской карпаторосской православной епархии (Джонстаун, Пенсильвания , США)
-
Флаг РНЕ
Юникод
В Юникоде для русского православного креста существует отдельный символ ☦ с кодом U+2626 ORTHODOX CROSS (православный крест). Однако во многих шрифтах он отображается неправильно — нижняя перекладина наклонена не в ту сторону.
См. также
Примечания
- ↑ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . от 22 апреля 2018 на Wayback Machine // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
- Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
- Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. от 25 октября 2022 на Wayback Machine .
- Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
- Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
- Архиепископ Афанасий (Мартос) . от 1 мая 2018 на Wayback Machine // от 7 октября 2017 на Wayback Machine . — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
- ↑ Liungman, Carl G. (англ.) . — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2 . 21 января 2023 года.
- Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. от 25 октября 2022 на Wayback Machine .
- Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. от 25 октября 2022 на Wayback Machine .
- The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. от 25 октября 2022 на Wayback Machine .
- ↑ Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. от 25 октября 2022 на Wayback Machine
- Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. от 25 октября 2022 на Wayback Machine .
- Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. .
- Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P.
- Becker, U. (неопр.) . — Continuum International Publishing Group , 2000. — С. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8 .
- McGuckin, J. A. Cross // (англ.) / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons , 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4 .
- Ogechukwu, N. (неопр.) . — Strategic Book Publishing, 2009. — С. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1 .
- . bigenc.ru . Дата обращения: 24 октября 2022. 23 января 2023 года.
- Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
- Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
- Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505—1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7 .
- Бурштын Я. от 10 июля 2018 на Wayback Machine // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
- Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
- ↑ . Портал «Православие и мир». 2011-09-30. из оригинала 2 июля 2018 . Дата обращения: 21 февраля 2018 .
- Русский крест: символика православного надглавного креста. — М. , 2006. — С. 133.
- Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М. : Искусство, 1995. — С. 137.
- от 22 февраля 2018 на Wayback Machine , Верховный суд США
- ↑ Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2 .
- Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению : / Под ред. А. В. Висковатова . — Т. 1.
Литература
- Кузнецов В. П. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. — М. : Альманах «Жизнь вечная», 1997. — 40 с.
- Малов А. В. // Цейхгауз. — № 15—16 .
- Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 2011. — Ростов, 2012. — С. 126—140 .
- Успенский Б. А. // Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М. : Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
- 2020-02-25
- 2