Interested Article - Общечеловеческие ценности

Общечеловеческие ценности , или универсальные ценности ценности , имеющие одинаковую значимость для всех или почти всех людей мира.

Человеческие ценности лежат в сферах нравственности , эстетических предпочтений , черт характера , человеческих усилий и социального порядка . Существование универсальных ценностей предполагают моральная философия и культурная антропология . Некоторые ценности встречаются во многих различных человеческих культурах (например, молодость и другие составляющие физической привлекательности), а другие атрибуты (например, стройность) подвержены эстетическому релятивизму , регулируемому культурными нормами . Это касается не только эстетических, но и моральных ценностей. Позиция, отрицающая существование универсальных моральных ценностей , называется моральным релятивизмом .

Претензию на универсальные ценности можно понимать двояко. Во-первых, может быть, что-то имеет универсальную ценность, когда все находят это ценным. Таково было понимание этого термина Исайей Берлином . Согласно Берлину, «…универсальные ценности… это ценности, которые очень многие люди в подавляющем большинстве мест и ситуаций, почти во все времена, на самом деле разделяют, будь то сознательно и явно или как выражено. в их поведении» . Во-вторых, что-то может иметь универсальную ценность, когда у всех людей есть основания полагать, что это имеет ценность. Например, когда Махатма Ганди утверждал, что ненасилие является универсальной ценностью, он утверждал, что у всех людей есть причины ценить ненасилие, а не то, что все люди в настоящее время ценят ненасилие . Утверждается, что многие вещи имеют универсальную ценность, например, возможность иметь детей , удовольствие и демократия . Вопросом о том, имеет ли что-либо универсальную ценность, и если да, то что именно, изучают психология , политология и философия .

Взгляды разных дисциплин

Философия

Философское исследование универсальной ценности затрагивает такие вопросы, как осмысленность универсальной ценности или существование универсальных ценностей.

Социология

Социологическое исследование универсальных ценностей касается того, как такие ценности формируются в обществе.

Психология

Американский психолог с коллегами провел эмпирическое исследование по вопросу существования универсальных ценностей. Шварц определил «ценности» как « представления о желательном, которые влияют на то, как люди выбирают свои действия и оценивают события » . Он предположил, что универсальные ценности связаны с тремя различными типами человеческих потребностей: биологическими потребностями, потребностями в социальной координации и потребностями, связанными с благополучием и выживанием групп. Исследования Шварца, включавшие опросы более 25 000 человек в 44 странах с широким спектром различных культурных типов, показывают, что существует 56 отдельных ценностей и 10 типов универсальных ценностей , а именно: власть , успех, гедонизм , стимуляция, автономия , универсализм , доброжелательность, традиция , конформность и безопасность . Эти ценности Шварц трактует следующим образом:

Шварц также проверил одиннадцатую возможную универсальную ценность « духовность » или «поиск смысла жизни », но обнаружил, что она признается не во всех культурах .

Критика

Доктор философских наук профессор Ф. И. Гиренок утверждает, что общечеловеческих ценностей не существует, основываясь на аргументации известного социолога Н. Я. Данилевского о том, что всегда существовало множество разнообразных цивилизаций . См. также раздел «Политический аспект» .

Политический аспект

По мнению британского еженедельника The Economist , автократические правительства отрицают наличие универсальных ценностей, называя эту концепцию «новым колониализмом». По мнению автократов, как пишет The Economist , люди хотят лишь стабильности и безопасности. Авторы The Economist считают, что такая позиция противоречит выводам Всемирного обзора ценностей .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. The Economist приводит примеры КНР и Российской Федерации
Источники
  1. , p. 37
  2. , p. 12
  3. , p. 550
  4. Гиренок Ф. И. / интервью В. Б. Румянцеву . — 2002. 22 октября 2011 года.
  5. от 11 августа 2023 на Wayback Machine , The Economist, Aug 10th 2023

Литература

  • Bolin, Anne, and Patricia Whelehan (1999). Perspectives on Human Sexuality. SUNY Press.
  • Diamond, Larry Jay, and Marc F. Plattner (2001). The Global Divergence of Democracies. Johns Hopkins University Press.
  • Jahanbegloo, Ramin, (1991). Conversations With Isaiah Berlin. McArthur & Co. Reprinted 2007, Halban Publishers. ISBN 1-905559-03-8 , ISBN 978-1-905559-03-9
  • Mason, Elinor, (2006). 'Value pluralism'. In The Stanford Encyclopedia of Philosophy. (Accessed 13 Nov 2007).
  • Pettit, Philip (1996). The Common Mind: An Essay on Psychology, Society, and Politics. New York: Oxford University Press.
  • Schwartz, S. H. (1992). 'Universals in the Content and Structure of Values: Theory and Empirical Tests in 20 Countries'. In M. Zanna (ed.), Advances in Experimental Social Psychology (Vol. 25). New York: Academic Press: 1-65.
  • Schwartz, S. H. (1994). 'Are there Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values?'. Journal of Social Issues, 50 (4): 19-45.
  • Schwartz, S. H. and W. Bilsky (1987). 'Toward a Universal Psychological Structure of Human Values'. Journal of Personality and Social Psychology, 53: 550—562.
  • Sen, Amartya (1999). 'Democracy as a Universal Value'. Journal of Democracy, 10 (3): 3-17. doi :

Ссылки

Источник —

Same as Общечеловеческие ценности